8 страница22 сентября 2017, 22:00

Построение Мира: Фантастика, Антиутопия

  Для начала давайте отделим жанры "Фэнтези" и "Фантастика", так как между ними есть довольно - таки весомые отличия. Нам известно, что многие считают фэнтези одним из под-жанров фантастики, но это не совсем так.

В "Фантастике" любое явление должно иметь научное или псевдонаучное обьяснение. Фантасты пытаются объяснить каким будет технологический прогресс лет, эдак, через триста. Не стоит путать фантастическое произведение со сказкой. В то время как события сказки не могут произойти в реальности, фантастика же правдоподобно описывает, что было бы, если бы науке открылись неизвестные нам факты или были сделаны новые изобретения. Проще говоря, если Ваш герой летает на ковре - самолете, то это сказка, а если он передвигается по воздуху с помощью ховерборда на солнечной батарее - фантастика.

 Мы заметили, что этот жанр не особо популярен на Wattpad. И это понятно, потому что фантастический жанр действительно сложен в исполнении, ведь все происходящее надо объяснить, причем правдоподобно. В фэнтези же границы почти размыты. Есть эльфы, маги, орки, и автору не надо объяснять каким образом они появились, потому что никому это не интересно. 

Самыми популярными произведениями жанра "фантастика" на данный момент являются антиутопии. О нем мы, пожалуй, и поговорим подробнее.


Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Более того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.  

 - Джордж Оруэлл "1984"

  Сам по себе концепт антиутопии довольно прост: есть некое тоталитарное общество, в котором, так или иначе, узурпируется свобода тех, кто является его частью. Жанр зародился во второй половине двадцатого столетия и его яркими представителями стали Джордж Оруэлл, Рэй Бредбери, Олдос Хаксли и другие. Новую волну популярности он получил после публикации серии Сьюзен Коллинз "Голодные Игры". Особо популярными авторами жанра стали вышеупомянутая г - жа Коллинз, Вероника Рот ("Дивергент"), Лорен Оливер ("Делириум") и Джеймс Дэшнер ("Бегущий по Лабиринту"). Многие литераторы утверждают, что антиутопии двадцать первого века намного слабее, чем антиитопии двадцатого. И, в общем - то, они правы. В нынешних антиутопиях, порой, отсутствует реализм и строение общества зачастую не проработано, а это два главных составляющих любой антиутопии. Любую антиутопию можно спутать с утопией и наоборот.

Как строится антиутопия? У нас есть орган власти и народ, который угнетают. И тут самая главная проблема, на которую авторы часто смотрят сквозь пальцы. У общества промыты мозги, оно привыкло жить так, как живет. Так как орган власти у руля достаточно долго, то поколение, жизнь которого освещается в книге, не должно видеть другой жизни. Они сами не осознают то, что их права нарушают, то,что они не свободны. Им этого и не надо.

Примеры:

"О, Дивный, Новый Мир!", Олдос Хаксли

В мире Хаксли абсолютно все счастливы. За человека с момента его зачатия все решает программа. Институт брака отсутствует как таковой. В любого рода отношения люди входят только ради того, чтобы утолить свои физические потребности. Люди не знают что такое любовь, сострадание, верность. Для них все должно иметь выгоду, иначе они не видят в этом смысла. Трагично, но с другой стороны нет классового неравенства и бедности. По сути, орган власти обеспечивает своим жителям все, но лишает главного: права выбора. Особенно трагизм этой ситуации ощущается когда в этот "счастливый" социум попадает Дикарь - человек, который изначально не был его частью и вырос совершенно в других условиях. Он родился естественным путем, а не из пробирки, его воспитали любящие родители, а не роботы, и он любит девушку, испытывает чувство, которе смехотворно для этого социума. Дикарь понимает, что это общество больно и живет неправильно. Что же происходит? Он не свергает власть, не наставливает людей на путь истинный, как Иисус, нет. Реальность сурова. Он не смог адаптироваться под законы общества, а оно не приняло его. Именно поэтому книга имеет такой печальный конец. А что с социумом? Ничего. Люди жили так же, как и до этого, а Дикарь стал для них лишь новостью - однодневкой, как Карина Стримерша или Диана Шуригина, о которой все быстро забыли.  

 У мира есть контуры, четкие правила и четкое представление об окружающей этих людей среде. Мы не знаем, почему люди дошли до такой жизни, но мы знаем, какая цель послужила толчком: желание сделать всех людей счастливыми и довольными. Настолько счастливыми и довольными, чтобы ими можно было управлять.

 Так как, антиутопия, и жанр фантастики в целом, описывают далекое ( и не очень) будущее, то читателю необходимо объяснить как люди дошли до жизни такой. Современные антиутопии строят по двум критериям, точнее по двум причинам, из-за которых подростки будут и свергать власть. Первое - классовое неравенство ("Голодные Игры", "Дивергент"), второе - некий запрет, за отмену которого борятся герои ("Программа", "Делириум", "Беглецы") Давайте, рассмотрим примеры поподробнее.

"Голодные Игры", Сьюзен Коллинз

 У нас есть Панем. Панем состоит из двенадцати дистриктов (тринадцатый взорвали) и Капитолия. В Капитолии все шикуют и одеваются, как звезды К-Попа, и не знают ни горя , ни нищеты. В дистриктах все наоборот:чернуха, голодуха и полный тлен, а еще детей ежегодно отправляют убивать других детей. Охотиться в лесах нельзя, сменить место жительства, очевидно, тоже, и обязательное посещение школы. И тут, именно в построении Панема, кроется главная (далеко не единственная) проблема этой серии. Президент Сноу либо изначально подталкивал народ к революции, потому что очень хитрый дядька, либо он абсолютно не умеет управлять тоталитарным государством.

 Капитолий владеет масштабными технологиями: они в состоянии создать мутантов, вырастить целый лес с помощью компьютера, с питьевой водой и едой, которую они могут отравить. При всем этом, накормить двенадцать голодных дистриктов они не в состоянии. И не сказать, что у Капитолия туго с финансами, игры же как-то окупают себя. В дистриктах есть школы, люди получают образование. Государство само готовит себе будущих революционеров. А как мы помним, у антиутопичного социума должны быть промыты мозги. Но никто не поднял восстания, до того момента, как появилась девочка с косичкой.

 Тупых и сытых обмануть намного легче, чем голодных и образованных! Г-жа Коллинз не имеет никаких представлений о человеческой психологии. Панем бы не просуществовал и пятнадцати лет со столь слабым режимом. А все потому, что автору захотелось описать голод и чернуху, ведь современная молодежь так это любит!

 Поэтому при прописывании своей вселенной надо учитывать подобные детали. Правила, законы - это фундамент на котором строится ваш мир. Они должны быть жесткими и не вызывать вопросов. Из Панема и дивергентского Чикаго не вырисовывается ничего цельного, так как правила сотню раз меняют, чтобы героям было легче в нем ориентироваться и свергнуть власть.

  Если брать в расчет все предыдущие статьи, может сложиться впечатление, что мы ненавидим Сьюзан Коллинз и ее трилогию, однако это не так. Мы любим книги и фильмы, снятые по ним, но отрицать того, что в них полно дыр, нельзя.   

 Кстати, о "Дивергенте". Зачем вообще давать подросткам право выбирать фракцию? Как говорил Женя Бэдкомедиан: "В этом мире, вроде бы, тоталитаризм, но свобода". Фракции были созданы для того, чтобы люди боролись со своими пороками. Почему бы просто не создать тест, который выяснит пороки подростков и отправит их туда, где они смогут их искоренить? Разве это не более логично. Нет, иначе Трис (храбрая, дружелюбная и правдивая) не сможет попасть из самой убогой фракции в самую классную. И, хоть убейте, но я до сих пор не понимаю, в чем смысл существования фракции "Лихачество" (нам этот вариант больше нравится)?

 "Беглецы", Нил Шустерман

  В мире "Беглецов" запретили аборты и прочую контрацепцию. Защиты от нежелательной беременности нет никакой. Что следует из этого? Людей становится больше, а еды и рабочих мест все меньше. Люди не в состоянии кормить своих многочисленных отпрысков. Однако, государство предлагает здоровую альтернативу: вы можете отдать лишнего ребенка на "разборку", где его порежут на органы. Чудовищно? Определенно, но альтернатив государство не предлагает, да и лишнюю денежку за ребенка хочется получить. Нил Шустерман прекрасно обрисовал то, как один запрет может повлечь за собой ужасные последствия. Сама процедура разборки пропагандируется, как высшая честь. Тебя даже оставляют в сознании во время непосредственно процесса, и постоянно шепчут на ухо: "Сейчас мы отрежем тебе ногу, сейчас мы вырвем тебе глаз".


В "Делириуме"  был запрет на любовь. Всем подросткам по исполнении восемнадцати лет делают операцию от любви. Антиутопия в любом случае должна быть пугающей. Жуткой. Неприятной. Общество должно быть в ней до боли узнаваемым, с каким-то пороком, доведенным до абсолюта, который превратил бы этот мир в антиутопию. Тогда и только тогда всё это имеет смысл. "Делириум" же ванильно-сахарный. Держится на нелепом романтизме о запретной любви, но не к кому-то конкретному, а просто запретной. Почему операцию нельзя сделать раньше? Да и лекарство работает так себе. Так почему же в течении шестидесяти четырех лет, правительство ни капельки не продвинулось в этом вопросе. Плюс, у местных, неопeрированных подростков есть друзья, увлечения и дорогие сердцу вещи. Если вы уж решили искоренить любовь, как явление, то продвигайтесь хоть как-нибудь.


В "Программе" Сьюзен Янг  все еще смешнее! В ее тоталитарном обществе опасной болезнью является эпидемия самоубийств. Причина почему количество убивающих себя подростков так резко возросло не открывается. Всех депрессивных людей отправляют в специализированную клинику, где им стирают память. Туда же попадают и наши главные герои. То есть, вы понимаете, местные ренегаты будут бороться за право наложить на себя руки! Это уже звучит по-идиотски!

Не всякая идея хороша, если вы не можете чего-то объяснить или грамотно обыграть, то в этом нет никакого смысла. Фантастике не нужна пафосность, ей нужна логика и обоснуй.

 Хорошая фантастика состоит из кучи мелких деталей, которые привычны для людей, что там живут. В "Обрученных" Элли Каунди обязательным является прием таблеток. "Лунные Хроники" Мариссы Майер имеют в наличии киборгов, атмосферу на луне и эскорт-дроидов. Если вы не готовы прописывать все до мелочей, то не стоит братся за этот жанр.

Прописывая ваш мир, будьте максимально придирчивы. Задавайте вопросы с позиции читателя или критика. И когда эти вопросы получат вменяемые ответы, то можно будет браться за написание истории.

8 страница22 сентября 2017, 22:00