глава 2
3
Но я не ожидала, что на весенних экзаменах Се Чжи Сюэ сразу займет первое место.
После дворцового экзамена он был лично выбран императором в качестве лучшего ученого.
Младшая дочь семьи великого секретаря все еще была не замужем, и император выступил в роли свахи, спросив, готов ли он жениться на ней.
Однако Се Чжи Сюэ сказал, что у него уже есть помолвка, и отказался от этого предложения руки и сердца.
«Моя семья бедна. Когда я впервые приехал в столицу, я даже не мог позволить себе поесть.
Госпожа Сун, которая держит палатку с вонтонами на рынке Южного города, добросердечна и помогала мне во многих отношениях.
Я однажды пообещал ей, что если я успешно сдам экзамен, то попрошу ее руки».
Я благодарен Вашему Величеству и министру Ченю за вашу благосклонность, но человек слова всегда сдержит свое обещание».
Хотя он отверг этот брак, император был доволен его преданностью и чувством благодарности, и поэтому даровал ему тысячу таэлей серебра, чтобы помочь ему сделать мне предложение.
Прежде чем Се Чжи Сюэ даже успел что-то сделать, новость уже распространилась по всей столице. Все больше и больше людей собиралось на рынке, чтобы понаблюдать за суматохой, что сделало невозможным для меня продолжить свой бизнес.
Я решила закрыть палатку пораньше. Когда я была уже на полпути к сбору вещей, Се Чжи Сюэ прибыл со своей свахой и помолвочными подарками, чтобы сделать предложение.
Я закрыла ворота, игнорируя сваху и зевак, которые пытались убедить меня открыть дверь.
«Высший ученый, пожалуйста, уходите», — сказала я.
Несколько мисок вонтонов не стоят такого большого жеста благодарности.
Между нами нет никаких чувств, так почему же вы должны выбросить всю свою жизнь за эту маленькую доброту?»
Действительно, это была доброта, а не любовь. Если бы я была ослеплена званием «жены лучшего ученого» и слепо приняла этот брак, я бы постепенно исчерпала эту маленькую доброту.
Сваха говорила, пока у нее не пересохло во рту, и, наконец, взмахнув платком в воздухе, она сказала: «Лучший ученый, я думаю, что я все-таки не смогу забрать ваш свадебный подарок».
Се Чжи Сюэ на мгновение замолчал. Он шагнул вперед один, окликнув меня через деревянные ворота: «Госпожа Сун, я сегодня слишком поторопился».
Я вздохнула. «Нет, это моя вина. В последние несколько дней я боялась задержать ваш экзамен, и было много вещей, которые я не объяснила ясно
Я знаю, что вы благодарны за мою помощь, но для меня это было совсем не хлопотно.
«Деньги за вонтоны составляют 355 вэней. Пожалуйста, оплатите счет, когда сможете».
Се Чжи Сюэ глубоко вздохнул. «Хорошо», — его голос был полон меланхолии.
___
4
Се Чжи Сюэ оставил 355 таэлей серебра, сказав, что это для оплаты моего супа вонтон.
После этого дня новость распространилась по улицам и переулкам со скоростью лесного пожара, и все об этом узнали.
Мой ларек с вонтонами был переполнен покупателями, все хотели увидеть, как я выгляжу и какие вонтоны на вкус.
В то же время многие ученые пришли, чтобы оплатить свои счета за вонтоны.
Некоторые с блеском сдали императорский экзамен, в то время как другие потерпели неудачу.
Некоторые столкнулись с новыми возможностями и вернули в десять или даже сто раз больше, другие, с пустыми карманами, быстро оплатили свои счета и поспешно ушли.
Были также некоторые, которые исчезли без следа, чтобы никогда не вернуться.
Теплота и холодность человеческих отношений, непостоянство мира — это было в порядке вещей. Это было нормой.
Я достала долговую книгу и собрав деньги аккуратно записала платежи. На сбережения, которые я накопила за эти годы, я арендовала магазин рядом со своим ларьком и тщательно его украсила.
Магазин был небольшим, всего на восемь столов. С именем Се Чжи Сюэ многие ученые и деятели литературы приходили в мой магазин вонтонов и заказывали чашу.
Чтобы удовлетворить их вкусы, я заставила мастеров расписать стены и замысловато вырезать цветы на карнизах и поверхностях столов. Ученые и деятели литературы любили цветы и растения, поэтому я принесла в магазин несколько бамбуковых растений.
После того, как все расставили, магазин стал выглядеть намного элегантнее.
Я повесила вывеску с надписью «Вонтоны Сун Чжу» у входа в магазин. Как только вывеска была установлена, пресловутая «Мисс Сун» теперь стала известна как «Сун Чжу».
Два месяца спустя, накануне торжественного открытия магазина, я снова встретила Се Чжи Сюэ. К тому времени он женился на младшей дочери семьи Чень и был назначен помощником министра в Министерстве доходов.
Когда карета остановилась у моей двери, Се Чжи Сюэ вышел первым. Затем он поднял руку и осторожно помог жене выйти из экипажа.
На южной улице, где население в основном состояло из простых людей, такая роскошная карета была редким зрелищем.
Люди на улице вытягивали шеи, всем было любопытно, что происходит. Я приказывала плотнику передвигать столы и стулья, но, почувствовав что-то неладное, я вышла наружу, чтобы посмотреть, что происходит.
Как только Се Чжи Сюэ и его жена увидели меня, они тут же поклонились в знак приветствия. «Эй! Что вы делаете? Вставайте, вставайте скорее!»
Я поспешила помочь им подняться. Но они отказались вставать.
Мадам Се взяла меня за руку, подняла глаза и тихо сказала: «Когда мой муж впервые приехал в столицу, ему очень помогла мисс Сун. Теперь, когда он сдал императорские экзамены и его карьера процветает, мы, как муж и жена, не в состоянии отплатить за вашу великую доброту».
Я смутилась и ответила: «Это было всего лишь несколько мисок вонтонов, это ничто...»
«За маленькую услугу следует платить большой», — твердо сказала мадам Се.
Они приехали не только для того, чтобы принести мне подарки, они также вручили мне свидетельство о праве собственности на землю.
Земля находилась прямо рядом с моим магазином вонтонов.
Раньше это был ресторан, но, к сожалению, дела шли неважно, и владелец собрал вещи со своей семьей и переехал обратно на Северо-Запад.
Мадам Се вручила мне свидетельство о праве собственности, и я быстро махнула рукой, отказываясь: «Это слишком много, я не могу этого принять».
«Счет за вонтоны уже оплачен».
После некоторых колебаний, видя, что я действительно не хочу принимать это, мадам Се наконец смягчилась.
Затем она предложила построить на этой земле гостиницу.
Гостиница будет работать как обычно, но во время весенних экзаменов она будет предоставлять бесплатное жилье ученым, приезжающим сдавать экзамен.
Это было большой выгодой для всех ученых, и я от всего сердца похвалила эту идею.