===
Чем старше становился Галинур, тем сложнее в стране было купить комбинезончики, игрушки (в "Детском мире" Рахату сразу вспоминался фильм «Мимино» и поиски зеленого крокодила).
Самого мальчика, впрочем, мало интересовало, почему «длинное, зеленое, колбасой пахнет» — это электричка, что делала бабушка Елгуль, чтобы достать именно такой (польский) костюмчик и чешский пенальчик на Первое сентября, и почему тетя Ирина подарила не что-нибудь, а набор карандашей и красок из ГДР. Ему было достаточно того, что краски и карандаши рисовали ярко, пенальчик был крепким, а костюмчик — век бы его не видеть! Тем более, учительница пропесочила перед всем классом, потому что на Первое сентября надо было приходить в школьной форме. А цветы дарить не рыжей тете с зелеными глазами, а Маргарите Егоровне, хоть тетя из ГОРОНО и похожа на лесную фею, а первая учительница — на старую жабу, что живет в парке.
До шести лет мальчик умудрился прожить, сохранив незамутненную радость и деятельное восхищение миром.
Тетя Ирина разрешала навещать и гладить лошадок, дедушка сам мастерил игрушки, даже настоящих роботов, как в «Приключениях Электроника». Галинуру казалось, что попроси он, дедушка Рахат и миелофон запросто сделает, чтобы любимого внучка порадовать. Мальчишки в песочнице приятельствовали, невзирая на чины родителей и национальную принадлежность. Просто Йосик бежал после лапты играть гаммы на скрипочке, а Галинур помогал деду сгребать старые листья или ехал с бабушкой на дальнюю станцию — собирать травы и ветки для обрядов.
В школе же оказалось, что все это глупости, Бога нет, волшебства не существует, а дворником, уборщицей и гардеробщиком работать — стыдно. Надо мечтать стать космонавтом, врачом или учителем, так-то! И русский язык надо знать лучше. И уж точно не называть женщину в самом расцвете «бабушкой». Ну и что, что по-казахски и из уважения, а учительница пения обиделась и на хор не взяла. Зато учитель рисования всегда хвалит фантазию и умение подмечать мелкие детали. Поттер даже подумал, что если не получится стать бахсы, как дедушка Рахат, он пойдет рисовать этикетки для мороженого. Или картинки в детские книжки. Или, если возьмут, на "Союзмультфильм". Волк и заяц уже получались почти похожими.
Галинур рос общительным, незакомплексованным ребенком. Да, он видел, что учителя и родители одноклассников общаются с его бабушкой и дедушкой, задрав нос, но важнее было, что тетя Ирина, Олег Игнатьевич, дядя Паша, дядя Абрам и тетя Софочка относятся совершенно иначе, важнее были ритуалы, про которые нельзя было рассказывать чужим взрослым, даже если они очень обидно кривятся, когда говорят, что магии нет. Важнее были собственные чувства и эмоции, утверждающие, что Рахат и Елгуль — лучшие люди в его жизни.
***
— И я хлопнул, и три вкладыша перевернулись, я их выиграл! А Петька говорит, что нечестно! А я ему, что не надо было от «Турбо» ставить вкладыш, а он мне, что я — жулил! А я ему, что он сам всегда жулит. А он мне в глаз, а я ему в ухо, а потом пришла Рита Егоровна и поставила нас в угол.
— Ай, кулыным*! Зачем играл в азартные игры?
— Ты говорил про карты. А вкладыши — не карты.
— Тем не менее, ты знал, что твой друг огорчится потере фантика. Знал, и все равно хотел его выиграть. Какие же вы после этого друзья, если подрались из-за раскрашенной обертки? Какой ты ему друг, если завидуешь?
— Ата**, я не завидую! Я не...
— Еще и врать учишься. Ай, как стыдно! Не пойдем завтра на реку.
— Ата!
— А что дедушка? Дедушка сегодня подрался? — Рахат не ругался и не повышал голоса, говорил даже с насмешкой. И Галинур точно знал, что, в отличие от Петьки, дома ждет сладкое (сразу после супа и каши), а не отцовский ремень и материнские нотации. Но чувствовал себя так, что уж лучше бы оставили его наказанного в том углу. Действительно, стоило ссориться с приятелем ради дурацкой картинки? Что с того, что заполучить такой вкладыш он мог только через выигрыш? Эх, вот бы тетя Ира догадалась с соревнований жвачку привезти в обертке! А то прошлый раз было круто, конечно. Были такие жвачки фигурные — одна даже похожа на маленький футбольный мячик, вот только картонной коробкой из-под той жвачки во вкладыши не поиграешь. Но «Турбо» он завтра Петьке вернёт. Обязательно.
— А Йосику из Америки обещали видеомагнитофон прислать. Представляешь? И можно столько мультиков смотреть, сколько захочется!
— Ай, Галиныш! Опять завидуешь?
Дед Рахат только вздохнул. Он видел, как с каждым днем все чаще выходил во двор эдакий важный Мальчиш-Плохиш с иностранными игрушками, а Кибальчиши бросали свои игры в футбол и войнушку и были готовы чуть ли не в рабство продаться просто за возможность подержать в руках совсем как настоящий пистолет или самолетик. Шло новое время. Елгуль говорила: «Плохое время», и закупала соль, мыло и спички в таких количествах, что в магазинах только удивленно качали головой.
— Проезд будет тысячу рублей стоить! — говорила она, побуждая и родителей в школе делать запасы шампуня, табака и круп. В ответ только смеялись.Примечания:*жеребенок
**дедушка
— В ролях Микеле Плачидо, Барбара де Росси, Николь Жаме... — раздавалось из включенного на полную громкость телевизора.
— Начался! «Спрут» начался! — Галинур зафутболил портфель в угол, поспешно сдирая с себя куртку.
— Поешь сперва, — покачал головой Рахат, впрочем больше для виду. За "комиссара Каттанью" переживали всей семьей. Да и в школе только и было разговоров, что об итальянце. Сицилия... мафия... ух, как интересно!
Галинуру завидовали — бабушка и дедушка не гнали его от телевизора, и можно было смотреть сериал совершенно легально. А многие в классе были вынуждены прятаться за диваном и креслами, стоять под дверью или пробираться после начала фильма, когда взрослые увлечены событиями на экране. А ведь не маленькие уже все! Вторая четверть началась!
***
— На трупе были кроссовки «Адидас» фирмы «Крассная зоря»,* — с важным видом записывал в блокнот «материалы дела» второклассник Кирилл. «В мафию» играл весь двор. — Труп был найден без рук, ног, головы и прочих частей тела. Подозреваемый...
— Паша, ужинать! — распахнулось окно на пятом этаже.
— Йосик! Йосик, иди кушать! — вышла на балкон тетя Софочка.
— Галинур, где тебя носит, негодник? Опять без кофты из дома ушел?! — не отставала бабушка Елгуль.
Мальчишки со вздохами и бурчанием потянулись из приютивших их кустов сирени. Раз уж начались крики, теперь не проведешь, не скажешь, что не слышал. А не явишься, только хуже будет: на следующий день могут вовсе не отпустить гулять.
— Я завтра у мамы журнал утяну, оттуда вырежем фото подозреваемых. Галинур, не забудь клей, понял?
— Когда я забывал?
***
Но примерно через месяц Галинур уже не бегал по двору, допрашивая соседских кошек и всех согласных поговорить соседей. Он сидел на подоконнике и плевал вниз.
— Ай, кулыным! Возьми ведро, если надо залить горку под окном. Чем тебя не устраивает большая горка, какую я для вас во дворе смастерил?
— Горка крутая, ата.
— И? Что замолчал? Горка крутая, я ее долго делал, старался. А вы расселись по домам, носу на улицу не показываете. Поссорились?
Мальчишка тяжело вздохнул.
— Да нет, — и вздохнул еще раз. Рахат хмыкнул. - Дед, а мы никак не можем попросить тетю Иру, чтобы она мне приставку привезла?
— Что за мысли? Галинур, какая такая приставка?
— К телевизору. Крутая. Нинтендо.
— Что это ты выдумал?
— Ничего, — мальчик надулся, сполз с подоконника и захлопнул окно. В комнате было зябко. Бабушка вернется — заругается.
Приставку привезли Йосику родственники из Америки. Теперь среди мальчишек только и было разговоров, что о ней — даже несгибаемый комиссар оказался задвинут на задний план. Но Галинур не хотел завидовать чужой вещи, не хотел, как приживалка-попрошайка клянчить полчасика поиграть. У него гордость есть. Он свою такую хочет.
Только вот... шансов не было.
Рахат грустно смотрел на выразительное лицо внука, не надо быть легилиментом, чтобы понять его мысли.
Денег у дворника и гардеробщицы не много, хоть они и старались доставать для внука самые лучшие вещи. Но всегда были приятели, у которых ручка с несколькими разноцветными стерженьками, линейка с голографической картинкой, жвачки с наклейками, фанта, пепси... теперь вот видеомагнитофон и приставка «Нинтендо».
А у Галинура — старенькие роботы, которых Рахат собирал из распотрошенных помоечных электроприборов.
— Хм. — Казах огладил ухоженную бороду. — Приставка, говоришь?
Скоро внук вновь бегал с приятелями по двору, а дома под кроватью хранилась великая тайна — громоздкая коробка с невообразимой начинкой и подселенным духом. Самая настоящая волшебная приставка. Поттер, втайне от деда, дал ей название «Нинтендо-Галинур». И тут же захотел тоже так научиться. Волшебство, камлания, общение с духами, свой собственный посох — это круто... Но, во-первых, пока недоступно (колдовать можно было не раньше, чем с десяти лет, а камлать и вовсе — с четырнадцати), а во-вторых, так ведь можно и магнитофон собрать, и мопед... да мало ли, что понадобится, когда он вырастет?! Вот будет ему лет шестнадцать, а уже все есть, о чем только помечтаешь. И можно будет мечтать о чем-нибудь великом, а не о пальто.** На днях дедушка смотрел фильм, так там парень о пальто мечтал. Деду кино понравилось, а Галинур половину не понял, половина показалась тоскливой до ужаса. То ли дело ходить с Кириллом и Пашкой в видеосалон или к Йосику на мультики. Там кассеты интересные, с приключениями.
Рисовать Галинур передумал. Вырастет — будет спортсменом, как Брюс Ли. Или как дед. Сабельному бою он вот уже учится. С одиннадцати тетя Ира обещала в конно-спортивную школу взять. А может, и на год раньше получится. Лошадьми мальчик восхищался, фотографиями и собственными рисунками была оклеена целая стена в его закутке.Примечания:*ошибки авторские ;)
**"Курьер" - фильм Карена Шахназарова (1986 год)
Галинур всегда был порывистым. Принимал решение и тут же кидался его выполнять.
Теперь на подоконнике в их коммуналке постоянно громоздились железки, на столе словно сами собой росли стопки журналов "Сделай сам", "Юный техник", лежали аккуратно обернутые газетой книги Якова Исидоровича*, настоятельно рекомендованные тетей Софочкой. А под кровать юного мага-техника лучше было вообще не заглядывать.
Елгуль качала головой и ругалась на Рахата: "Тоже, удумал! Задурил внучку голову! Что еще за техномагия?"
Так она бурчала до той поры, как сломался их старенький "Рубин".
Тут уж мужчин дома ждал накрытый стол и медово-сахарная бабушка. Ну как ей не починить телевизор?
К своему десятилетию Галинур мог похвастать изобретением магического кухонного комбайна для бабушки Елгуль, наручных кукарекающих часов (как фирмовые и даже лучше - они умели не только кукарекать, но и ржать, издавать драконий рык и озвучивать время непередаваемым басом дедушки Рахата; а еще они не сбоили в насыщенном магическом поле Лысых гор, что особо выделяло изобретение в череде школьных поделок). Конечно, все это были не чистые - с нуля - изобретения - лишь переделка и доработка маггловского хлама со свалки, да и то Галинур больше работал с паяльником и отверткой, а Рахат заклинал духов: как ни хотелось сделать внучку приятное, но камлания - только после четырнадцати. И все равно Всеволод Ярославович, директор Колдовсторца, с предвкушением потирал руки, ожидая молодое дарование, которое несомненно прославит школу и скажет новое слово в магических науках... И тут прилетела сова, а потом и директор Хогвартса, хм, прилетел.
***
31 июля 1990 года окна в доме Рахата и Галинура были распахнуты настежь, хоть на улице было не жарко.** В это окно и влетела растрепанная серая неясыть, вызвав переполох среди гостей.
- Птица в доме к несчастью! - всплеснула руками тетя Софочка, пока мальчишки крутились по комнате в безнадежных попытках поймать лесную гостью. И оказалась права. Не успели гости общими усилиями выгнать птицу из помещения, раздался стук в дверь и на пороге появился седовласый старец самого странного вида. Он безмятежно улыбнулся собравшимся и повернулся к Рахату:
- Hello, Hagrid! Here I found you.***
- Здрасть, директор Дамблдор, - пробасил Рахат. Что ж, им с Елгуль и так удивительно долго удавалось скрывать мальчика. - Проходите, вот. Знакомьтесь. Это Олег Игнатьевич, волх. Это супруга его, дочка. Это вот соседи наши. София Израилевна, Абрам Яковлевич, маленький Иосиф, Павел, Ирина...
- That's fine, Hagrid. But you don't think that I came all this way just to meet your friends, do you?
- Так ясно, что ж... за Галинуром? В школу его, значит?
- Представитель образовательного учреждения? - оживилась Софочка. - А какого именно? Ах, зарубежные гранты! Это так волнительно! Что же вы не сказали, что собираетесь подавать заявку? Я непременно посоветовала бы с выбором! Непременно! Мы вот анкету Йосика послали...
- Lemon drops, Madam? - директор протянул леденец-шипучку вдохновенной маггле, и та была вынуждена замолчать: кусочки конфетины норовили выпрыгнуть изо рта. Забавное лакомство. Софочке понравилось. Вот умеет же заграница!.. Конфетами с удовольствием угостились и остальные гости. - Well, can I see Harry? I would like to congratulate the boy.
- Гар?.. эм... Галинур! - мальчик вышел вперед.
- Hello, Harry! I'm so glad I met you!
- Я вас не очень понимаю, со'ги. Нойт айндерррстенде.
- My little man?
- Извините, вы совсем не как дедушка разговариваете. - Галинур потупился. Дед, конечно же, рассказывал, что родители жили в Англии, так что мальчик честно и упорно изучал английский язык наравне с русским (а казахский как-то сам выучился), тётя Софочка вначале и приглашала в гости, чтобы у Йосика была разговорная практика, но этот приезжий произносил слова как-то не так. Правда, и дядя Марк - родственник из Америки - говорил, что у Рахата какой-то там акцент, что у них, на Брайтон-Бич, слова совсем по-другому произносят (но дядя Марк дедушку очень хвалил, утверждал, что для дворника-казаха успехи в английском у Рахата просто потрясающие). Гарри не хотелось расстраивать дядю Марка, и он научился произносить фразы на смеси "правильного" - чуть-чуть от дедушкиных уроков, чуть-чуть акцента с Брайтон-Бич, ну, и немножко чистого выговора русского казаха... Может, этот приезжий дедушка жил в какой-то другой местности? Или, может, глуховат?
- Do you speak English? - в глазах старика теплилась надежда.
- Есь, афькоз, - громко и радостно ответил Галинур. Тетя Софочка одобрительно качала головой. - Лондон из зе капитал оф г'рейд Бг'итан.
Дамблдор укоризненно поглядел на Хагрида, но наивный полувеликан только горделиво улыбнулся. Что ж, по крайней мере, Гарри рос в любящей семье и, кажется, вырос добрым мальчиком.
***
Разумеется, директора пригласили к столу, естественно, он согласился. И даже великодушно не стал шокировать магглов слишком уж экстравагантным поведением, хоть Олег Игнатьевич и опасался, что придется вместо праздника чистить гостям память и молить всех богов, чтобы начальство учло тот факт, что нарушение хоть и произошло на его участке, но ведь не в его же смену! Альбус понимал, что серьезного разговора не получится, пока не разойдутся лишние люди. А пока можно посмотреть по сторонам, сделать выводы, дополнить первое впечатление, продумать беседу.
И вот гости разошлись, Елгуль увела Гарри на кухню, и мужчины остались наедине, неторопливо набивая потертые трубки каждый из своего кисета. И новая деталька к образу: оказывается, Хагрид курит...
- Хагрид... Да, не ожидал, не ожидал от тебя. Как же так, мой мальчик? Как же ты так?
Реакция была ожидаемой: гигант покраснел, зашмыгал носом, а потом и трубно высморкался в гигантский клетчатый платок. Да, приятно осознавать, что некоторые вещи не меняются, а то Альбус, признаться, занервничал, увидев бывшего лесничего в удобной, хоть и недорогой маггловской одежде и с аккуратной прической вместо копны нечесаных волос и вечного, внесезонного кротовьего пальто.
- Ыыы, - память подсказывала Рахату, что такого ответа будет вполне достаточно. Этому магу рассказывать о духах и обязанностях бахсы не стоило. Да директор и сам о них знал. Не мог не знать. По крайней мере, так думалось: "Директор все знает".
- Знаешь, без тебя Арагог совсем зачах. Затосковал. Пришлось переселять его на Борнео. Боюсь, вы с ним больше не увидитесь.
Рахат снова высморкался. Сопли наколдовывать приходилось очень аккуратно, чтобы не заметил директор Дамблдор. Зачем его огорчать? Пусть уважаемый человек видит, как стыдно глупому бахсы.
- Но я рад, что ты помнишь про школу. Гарри ведь действительно его родители записали в Хогвартс. Мы все очень ждем, когда мальчик поступит на первый курс... - и вновь шумный вздох, промокший платок пополз вниз, Хагрид взглянул на директора донельзя несчастными глазами больной дворняги, до последнего защищавшей детенышей. Дамблдор скривился от нечаянной ассоциации. Была у них с Аби такая в детстве, пока отец не избавился и от щенков, и от псины. - Конечно же, ты можешь поехать с Гарри. У школы так и не нашлось тебе достойной замены.
- А Елгуль? Она могла бы помогать старику Филчу. Или заменить его, если что...
- Ел-гуль? Но магглы, как ты знаешь...
- Она не маггла, - поспешно вставил Рахат, и директор кивнул.
С августа девяностого оформляли документы, паковали вещи, прощались с друзьями, Галинур лихорадочно конспектировал записи Николы Тесла из магического архива Ленинки... Мальчик ехал в английскую школу. Ему завидовали, обещали писать, звонить, не забывать...
Но первого сентября тысяча девятьсот девяносто первого года Хогвартс-экспресс отправился в путь без Мальчика-Который-Выжил.
Так получилось.Примечания:*Перельман "Занимательная физика", "Занимательная механика", "Математика на вольном воздухе"
**Мы проверяли. С 12 июля не выше 15 градусов... эх, а 7 июля того года еще было +32 )))
***Здравствуй, Хагрид! Вот я тебя и нашел.
***Это прекрасно, Хагрид. Но не думаешь же ты, что я проделал такой путь ради того, чтобы познакомиться с твоими друзьями?
***Что ж, могу я увидеть Гарри? Хотелось бы поздравить мальчика.
***Здравствуй, Гарри! Я так рад нашей встрече!
***Мой мальчик?