Глава 7. Школа жизни от Таирнаэль.
Глава 7. Школа жизни от Таирнаэль: травы, зелья и философия
Как только я начала чувствовать себя более уверенно, Таирнаэль решила, что пришло время делать из меня что-то полезное.
Я как раз раскачивалась на ветке дерева, болтая ногами и поигрывая своим уже законным кинжалом, который вождь великодушно подарил мне после того, как я вернула его с самыми искренними (ну, почти) извинениями. В солнечных лучах лезвие сверкало как зеркало, и я периодически пускала солнечных зайчиков на проходящих мимо эльфов.
- _Nîn melui Rainë_, если ты уже научилась лазать по домам вождей, то пора тебе научиться разбираться в травах, - заявила Таирнаэль, материализуясь под деревом, словно древесный дух.
Я едва не свалилась с ветки, когда услышала эльфийское обращение. _"Нин мелуи Рэйнэ"_ - моя милая Дождинка. Каждый раз, когда Таирнаэль называла меня так, внутри разливалось странное тепло. Хотя я скорее откусила бы себе язык, чем призналась в этом.
- _Henio_ (понятно), - я пожала плечами, спрыгивая на землю и чудом удержав равновесие. Кинжал я предусмотрительно вложила в ножны, чтобы не приземлиться на него случайно и не осуществить самое короткое приключение в истории попаданцев.
Таирнаэль склонила голову набок. Её серебристые волосы струились, как лунный свет по воде, а лицо оставалось неподвижным. Только в глазах плясали искорки, подозрительно напоминающие смесь раздражения и веселья.
- _Ma heniodh i goll?_ Ты хотя бы понимаешь, что могла попасть в беду? - спросила она, и что-то в её тоне заставило меня на секунду почувствовать себя действительно шестилетней.
*О да, у меня целый список: могла упасть с дерева и сломать шею; могла попасться вождю; могла встретить какого-нибудь монстра и закончить статистикой в местном бюро происшествий... если тут вообще ведут такую статистику. "Причина смерти: любопытство и отсутствие мозгов".*
- _Henion_ (понимаю), - опустила я глаза вниз, ковыряя носком сапога землю и демонстрируя максимальную степень раскаяния, на которую была способна. Где-то на уровне "очень жаль, что попалась".
- И ты понимаешь, что если тебя ранят, то ты должна уметь заживлять свои раны?
Палец Таирнаэль коснулся моего подбородка, заставляя поднять взгляд. В её глазах я увидела не гнев, а какую-то странную, почти материнскую заботу, от которой внутри стало неуютно и тепло одновременно.
- О... - глубокомысленно изрекла я, пытаясь не ёрзать под её внимательным взглядом.
- Да, вот именно. Теперь слушай и запоминай.
Так начался мой курс обучения травничеству и зельеварению, или как я его мысленно назвала: "Как не сдохнуть в этом мире, Часть Первая".
Меня таскали по лесам, заставляли нюхать, трогать, пробовать (но только безопасные растения), объясняли, какая трава лечит, а какая тебя отправит на тот свет быстрее, чем ты успеешь сказать: «Ой». Мои карманы вечно были забиты какими-то листочками, корешками и цветочками, а мои руки приобрели стойкий зеленоватый оттенок от постоянного растирания разных травяных смесей.
- Смотри внимательно, Рейн, - говорила Таирнаэль, указывая на изящный голубой цветок с мерцающими тычинками. - Это лунная роса. Она заживляет раны, но только собранная в полнолуние. В любое другое время - яд.
- А как её отличить от обычной росы? - спросила я, пытаясь сосредоточиться, хотя мой взгляд уже блуждал по поляне, выискивая что-нибудь более интересное.
- Обычная роса не растёт из земли, - ответила эльфийка с таким видом, будто объясняла младенцу, что солнце горячее.
*Туше, старушка.*
- Никогда не доверяй ядовитому болотнику, - говорила Таирнаэль в другой раз, укладывая меня на полянке, чтобы я рассмотрела цветки. - Он прекрасен, но коварен. Как и все красивые вещи в этом мире.
Философия с самого детства. Ну хоть не скучно. Хотя, признаться, лежать было неудобно - в живот впивался какой-то корень, а муравьи уже наверняка прокладывали маршрут по моим ногам к запасам еды в карманах.
- А люди тоже бывают как ядовитый болотник? - спросила я, переворачиваясь на живот и подпирая подбородок руками.
Таирнаэль посмотрела на меня так, словно я внезапно заговорила на драконьем.
- Именно так, дитя. Чем прекраснее оболочка, тем опаснее может быть суть.
- Значит, ты совершенно безопасна, - пробормотала я себе под нос, за что получила щелчок по лбу. Для старой эльфийки у неё был поразительно острый слух.
С Таирнаэль было интересно. Я только и запоминала виды и свойства растений, их способ сбора и правила хранения. Впрочем, моё внимание то и дело утекало, как вода сквозь пальцы. Пока она рассказывала о свойствах подорожника, я замечала странную бабочку и уже мысленно следовала за ней. Когда она объясняла разницу между съедобными и ядовитыми грибами, я вспоминала о своём мире, о пицце с грибами, и желудок начинал петь серенады голода.
Но иногда она не успевала за мной уследить и рассказать, от чего действительно нужно держаться подальше. И это, как выяснилось, было фатальной ошибкой.
В тот день я сидела на траве, меланхолично ковыряя палочкой землю, и думала, что жизнь в Каменке не так уж и плоха. Свобода, лес, обучение у самых неожиданных наставников. Даже отсутствие смартфона и интернета уже не казалось концом света - слишком много всего интересного происходило вокруг. Но была одна проблема...
Я. Хотела. Есть.
Не так, чтобы просто хотелось пожевать что-то вкусное, а именно есть, с голодными спазмами в животе и мечтами о сочных мясных пирогах с хрустящей корочкой, о карамелизированном луке и тающем во рту картофельном пюре. Конечно, меня регулярно кормили, но кому нужна эта милая забота, если можно добыть что-то самой и доказать всем, что ты уже большая и самостоятельная?
Так рассуждая, я поднялась с земли, отряхнула свои и без того грязные штаны и отправилась на поиски ужина. Таирнаэль отлучилась за какими-то редкими корешками, оставив меня "подумать над свойствами мяты". Ха! Как будто мне нужно думать о мяте, когда желудок сводит от голода.
Вскоре мне повезло.
За кустами у лесной тропинки я обнаружила целый куст с тёмно-синими ягодами, которые выглядели так соблазнительно, что у меня едва слюна не потекла. Они сияли в солнечных лучах, пробивавшихся сквозь листву, как драгоценные сапфиры.
Мягкие. Сочные. Прямо как маленькие синие пузырьки, наполненные нектаром.
А ещё я понятия не имела, что это за ягоды. Хотя... погодите-ка. Я прищурилась, разглядывая синие плоды. Они подозрительно напоминали голубику из моего мира. Такие же круглые, того же оттенка, даже с тем же характерным налётом. Таирнаэль как раз вчера показывала мне местную голубику - "элдаберис", как она называла её на эльфийском, - и объясняла её целебные свойства. Эти ягоды были очень похожи, только чуть крупнее.
*Стоп, Рейн, ты же взрослая женщина. Ты же знаешь, что нельзя есть незнакомые ягоды в странном магическом мире.*
"Но они точно как голубика," - возразила я себе мысленно. - "А от одной ягодки для проверки со мной ничего не случится."
*Ага, знаменитые последние слова многих искателей приключений: "Да что со мной может случиться?"*
Я покрутила ягоду в пальцах. Вспомнила вчерашний урок. Таирнаэль говорила: "_Lim ëa mista, lim ëa vista_" - "Что быстро найдено, то быстро съедено". Эльфийская поговорка, означающая, что легкодоступная пища часто бывает опасной.
Но животик так настойчиво требовал внимания...
"К тому же, вон та птичка их клюет - значит, они съедобные," - победоносно заключила я, наблюдая, как маленькая синяя пташка склевывает ягоды.
*Да, потому что метаболизм птиц и людей СОВЕРШЕННО одинаковый. Гениально, Рейн. Просто гениально.*
Но голод победил здравый смысл. Я сорвала горсть и закинула в рот, с наслаждением раздавливая ягодную кожицу зубами.
Вкус - огонь. Сладко-терпкий, чуть вяжущий, но такой насыщенный... В первый момент подумалось: "Точно голубика!" А потом появилосб послевкусие, будто черника, смешанная с чем-то экзотическим, неизвестным нашему миру. Что-то знакомое, но с нотками... кориандра? И... металла?
*Минуточку. Голубика со вкусом металла - это не очень-то нормально, не так ли?*
Сок окрасил мои пальцы в фиолетовый цвет, а губы, должно быть, стали похожи на губы вампира после удачной охоты. Я улыбнулась своей шутке... и тут поняла, что не чувствую губ.
А потом мой язык вдруг онемел.
*Что за?..* Я попыталась произнести это вслух, но язык превратился в бесполезный кусок мяса во рту.
Я сглотнула. По горлу растеклась огненная волна, мгновенно расползаясь по телу, как армия муравьёв, атакующих непрошеного гостя. Через пару секунд у меня отнялись ноги.
*Отлично. Просто отлично. Значит, вот так я и умру: обожравшись каких-то ягод, даже не зная их названия. Идиотка великовозрастная, чем ты думала?.*
Я повалилась на землю. Руки не слушались. Сердце ухало в груди так громко, что, казалось, его можно услышать в радиусе нескольких метров. Оно билось как сумасшедшее, будто пыталось выскочить и убежать от отравленного тела.
Всё было плохо. Очень плохо. И становилось хуже с каждой секундой.
И вот, лежу я, застывшая в странной позе с открытым ртом и глупым выражением лица, парализованная, как муха в паутине, и размышляю, что же я скажу Инару, если он найдёт меня живой:
"Знаешь, я тут проверила - природа всё-таки хочет меня убить. И она чертовски близка к успеху."
В небе надо мной проплыло облако, похожее на дракона. *Отличный последний вид перед смертью*, подумала я с внезапным приступом истерического веселья. *Хотя предпочла бы умереть, глядя на что-нибудь более впечатляющее. Настоящего дракона, например.*
Вдруг над мной склонилось знакомое лицо. О нет. Только не сейчас. Только не _она_.
- Ты что, сдурела?! - раздался гневный голос Таирнаэль.
О боги, как она орала. Я запомнила все выражения на эльфийском, чтобы потом про себя их повторять. Некоторые из них звучали настолько витиевато и поэтично, что даже будучи явными ругательствами, казались музыкой. Впрочем, музыкой смерти, судя по тону старой эльфийки.
И, какое счастье, что моя мимика была парализована, иначе я бы скривилась так, что даже эльфийская старейшина поняла бы, насколько я недовольна ситуацией. Хотя, возможно, она и так это понимала - её взгляд метал молнии.
- Эти ягоды ядовитые, - начала она, метаясь вокруг меня, как рассерженная оса. - Они называются "поцелуй ночи"! Не смей брать в рот то, что не знаешь, глупое дитя!
*"Да ладно? А я думала, они полны витаминов и минералов, и вообще рекомендованы королевской академией травников"*
Но сказать я ничего не могла. Только смотрела на неё широко раскрытыми глазами, в которых, надеюсь, читалось достаточно раскаяния, чтобы она не бросила меня здесь умирать за мою глупость.
Меня ловко подхватили под руки, потащили куда-то, а потом мне в рот сунули нечто, от чего все мои внутренности взвыли от омерзения.
Горькое. Мерзкое. Пахнущее болотом и гнилью. Если бы смерть имела вкус, это было бы именно оно.
Я бы выразила своё мнение, но паралич всё ещё не прошёл. Зато теперь я знала, что чувствуют пациенты, которым промывают желудок. И это знание мне совершенно не нравилось.
- Терпеть не могу глупых детей, которые едят всё подряд, что растёт в лесу! - ворчала Таирнаэль, уговаривая меня проглотить эту отвратительную жижу. Её пальцы массировали моё горло, заставляя сглатывать.
*Спасибо, конечно, что спасла, я больше не буду жрать всякую гадость, не посоветовавшись с тобой. Но если ты продолжишь вливать в меня эту дрянь, клянусь, я найду способ отомстить. Может быть, подложу жука в твою обувь. Или притворюсь, что забыла всё, чему ты меня учила. Или...*
Прошло ещё несколько мучительных минут, и внезапно я смогла пошевелить пальцем.
Потом рукой. А потом...
- БУЭЭЭЭ!
Жуткий отвар вылетел из меня обратно, и я, задыхаясь, попыталась отползти от лужицы этой мерзости. Желудок сжимался в спазмах так, словно пытался вывернуться наизнанку и сбежать из моего тела.
- Живучая, как сорняк, - подвела итог старая эльфийка, наблюдая за моими мучениями с выражением, которое можно было бы назвать "профессиональный интерес". - Но не переживай. Ещё раз такое повторится - и я тебя просто пристукну, чтобы не мучилась. Это будет милосерднее, чем наблюдать, как ты травишь себя с завидным упорством.
Я с трудом поднялась на локти, вытерла губы тыльной стороной ладони и посмотрела на неё с самым злобным взглядом, на который была способна. Учитывая, что я выглядела как бледное привидение с синими губами и подтёками от рвоты, эффект был, наверное, так себе.
- Ты знала, что они ядовитые? - прохрипела я, чувствуя, как язык с трудом ворочается во рту.
- Конечно, - спокойно ответила она, как будто это был самый очевидный факт в мире.
- И не предупредила?! - возмущённо просипела я, пытаясь встать на ноги и тут же падая обратно, как новорождённый оленёнок.
Таирнаэль присела рядом со мной на корточки, её древние глаза смотрели прямо в мои.
- Маленькая Рейн, - произнесла она с интонацией, которая могла бы принадлежать мудрецу или сумасшедшему, - иногда лучший учитель - это собственные ошибки. Я могла бы рассказать тебе о тысяче ядовитых растений, но ты бы запомнила только десять. А вот теперь... - она мягко коснулась моего лба, - теперь ты никогда не забудешь "поцелуй ночи". И в следующий раз подумаешь дважды, прежде чем пробовать неизвестные ягоды, не так ли?
Я молча кивнула, не зная, восхищаться её методикой или проклинать её.
- А теперь, - продолжила она, поднимаясь, - когда ты сможешь встать, мы пойдём домой, и я научу тебя готовить противоядие от "поцелуя ночи". Раз уж ты так любишь эксперименты.
Я вздохнула, чувствуя, как к телу постепенно возвращается жизнь. Возможно, эта старая эльфийка и права. Лучший способ запомнить урок - получить по шее от самой жизни.
- И кстати, - добавила Таирнаэль, глядя на меня с хитрой усмешкой, - в следующий раз, когда захочешь перекусить в лесу, просто попроси у меня корзинку с едой. Я всегда беру с собой достаточно для двоих. Особенно для тех, кто постоянно шуршит в кустах, думая, что их не слышно.
Я почувствовала, как мои щёки заливает краска. Конечно же, она знала. Она всегда всё знала.
Пожалуй, в следующий раз я действительно просто попрошу бутерброд.