Часть 1. Учитель из Дании и чемодан с инструкциями
Сразу после рассказа о своем «назначении» на роль сектоведа Дворкин, сам того не осознавая, указал на следующее, решающее звено в цепи. Он сам дал мне в руки нить Ариадны, которая могла вывести меня из этого лабиринта лжи и недомолвок.
Вот эта цитата-улика, полная красноречивых деталей:
«А весной 1993 года в Россию приехал датский профессор Йоханнес Огорд, который к тому времени уже почти 30 лет активно противостоял сектам в Европе и во всем мире... Он был лютеранином, однако с большой любовью относился к Русской Православной Церкви, и когда увидел, каким мощным потоком секты хлынули в Россию, то сразу приехал в нашу страну, чтобы предложить свою помощь... Он стал спрашивать, кто [в России] этим занимается, и ему указали на меня. Я хорошо помню нашу первую встречу. Мы сидели на сваленных у одного из закрытых храмов Высоко-Петровского монастыря бревнах и долго говорили о проблеме. В заключение разговора он пригласил меня в Данию, чтобы я посмотрел, как работает возглавляемый им исследовательский и апологетический "Диалог-Центр" в г. Орхусе».
Вот он. Наставник. Учитель. Дворкин сам, в том же интервью, с благодарностью назвал Огорда своим «первым учителем в сектоведении». Картина обрела фотографическую резкость. Иностранный специалист, представитель уже сложившегося на Западе антикультового движения, приезжает в охваченную хаосом Россию, целенаправленно ищет «перспективные кадры» и находит — человека, который «приехал с Запада» и «владеет языками». Он находит Дворкина.
Их встреча на бревнах у стен московского монастыря была не просто разговором двух единомышленников. В этом образе было что-то глубоко символичное. На руинах старого мира, в стране, переживающей тектонический сдвиг, происходит эта почти конспиративная встреча. Это был акт посвящения. Момент передачи эстафетной палочки ненависти.
В интервью Дворкин рассказал информацию, за которую мой мозг зацепился, как утопающий за соломинку. Он несколько лет подряд ездил в Данию, в город Орхус, где встречался с известным датским апологетом Йоханнесом Огордом и возвращался оттуда не с пустыми руками:
«Несколько лет подряд я ездил в Данию на мероприятия, проводимые «Диалог-Центром», и каждый раз привозил оттуда чемодан отксерокопированных документов, которые стали основой архива аналогичной организации в России — „Информационно-консультационный центр имени священномученика Иринея Лионского"».
Я перечитал этот абзац несколько раз. Целый чемодан документов.
В голове щелкнуло. Это было то самое. Та самая ниточка. Движение Дворкина не было доморощенной инициативой, не было уникальным российским явлением, рожденным из пены «лихих девяностых». Это был импорт. Готовая технология, привезенная в чемодане из Дании. Бизнес-модель, франшиза. Ему вручили готовый набор инструментов, лекал и инструкций. И этот кто-то — датский профессор Йоханнес Огорд.
Мое расследование обрело вектор. Теперь я знал, где искать. Мне нужнобыло понять, что это за человек — Огорд. И что за документы лежали в томчемодане.