В память о подруге
— Давай быстрее, — торопила подругу светловолосая девушка.
— Ты с ума сошла! — проговорила та и тут же прикусила себе губу, словно ляпнула что-то лишнее.
— Точно, сошла! — залилась звонким смехом стоящая рядом, стягивая с подруги уже расстёгнутое красивое пальто. Раздеваемая брюнетка нехотя поддалась, оглядываясь кругом.
— Лера, нас точно увидят сейчас!
— Сапоги тоже давай! — деловито проговорила девушка, не обращая на её слова внимания. — Надевай пуховик, замерзнешь!
Подруга покачала головой, тяжело вздыхая, и натянула линялый растянутый, похожий на робу пуховик. Обе потянулись вниз, едва не стукнувшись головами. Одна расстегивала молнию с боку у красивого модного сапожка, другая — молнию спереди у старого войлочного валенка.
— Здорово, что у нас с тобой один размер! — воскликнула Валерия.
— Мне совсем это не нравится! — с тревогой смотрела на нее подруга. — Может, ты все же скажешь, что задумала?
— Свет, да не парься, я недолго!
— Скажи мне! — настаивала собеседница.
— Мне надо встретиться с одним человеком. Очень-очень! — девушка умоляюще посмотрела на неё.
Светлана возвела глаза к небу.
— Каким ещё человеком? — нахмурила брови она.
— Светусик, ты моя соломинка! — Лера сделала жалостливую мину на лице.
Светусик, чуть подумав, молча кивнула пару раз, отведя взгляд.
— Спасибо-спасибо! Я тебя очень люблю! — Валерия бросилась обниматься, чмокнув подругу в щеку, оставляя след от яркой помады. — Как я тебе?
Во всю ширь рта, принарядившаяся улыбалась в зеркало пудреницы, причесывая волосы. Она уже успела воспользоваться косметикой подруги, выведя на глазах длинные стрелки и накрасив ресницы. Светлана залюбовалась: в ее одежде Лерка была почти такой же, как когда-то, в первые годы их дружбы. Та, увидев ее взгляд, задорно подмигнула и протянула ей расческу с пудрой. Света опять вздохнула, запихивая все в сумку.
— Добьешься, меня к тебе больше не пустят!
— Да все нормально будет! — пританцовывая, уверяла девушка.
Подруга посмотрела на неё с сомнением.
— Пойдём! — повелительно скомандовала Валерия и покровительственно взяла Светлану под руку. — И сумку мне дай, а то странно выглядим!
Переодетые девушки вышли из-за ветхого здания, на небольшую аллейку. Света боязливо оглянулась, закусив губу.
— Да перестань ты дергаться! — потом внимательно посмотрела и улыбнулась. — Хотя дергайся! Сейчас это в кассу!
И снова залилась своим серебряным смехом, чем заслужила недовольный Светин взгляд. А Лера ещё больше захохотала, откидывая голову назад.
— Ну, всё-всё, хватит, — дернула за рукав веселушку подруга, смотря на неё с беспокойством.
Та пыталась подавить смех, от которого, уже выступили слезы.
— Говори лучше, куда идти! — повернула Света к себе Леру.
Не в силах что-то вымолвить, она показала пальцем на обшарпанную белую постройку в пару этажей и зашлась в хохоте.
— Прекрати! — сквозь зубы процедила Света. Она едва терпела.
Сейчас вокруг них никого не было. Что было на руку. Но если бы кто-то вышел на ее эдакое веселье, с таким успехом все могло и кончиться, тем более не самым привлекательным образом.
Валерия уже старалась прийти в себя и делала глубокие вдохи-выдохи.
— У меня косметика не размазалась?
Внимательно посмотрев на девушку, Светка пальцем вытерла маленький подтёк под ресницами.
— Ой, сколько времени? Мы не опоздаем? — всполошилась Лера.
— Вот именно! Пойдём скорее! — закивала Света.
Валерия уверенно ринулась вперёд, да так, что подруга еле поспевала в неудобной чужой обувке.
— И как вы в таких ходите... — еле слышно пробормотала она, не потревожив слух хозяйки валенок.
А они тем временем уже были на месте. Поднявшись по полуразвалившемуся крыльцу, зашли внутрь.
— Нам на второй, — сообщила Лера.
Пока Света осмотрела высокие ступеньки, целеустремлённая подруга на ее «каблуках» уже миновала пролет. Еле как поспевая, брюнетка осторожно поднималась, боясь потерять «чудесные» валенки, которые были на пару размеров больше. «В таких не убежишь, — почему-то пришло ей в голову.»
А блондинка уже скрылась за серой хлипкой дверью из потрескавшегося дерева на втором этаже.
— Лерка, подожди! — зашептала Света. Девушка высунулась из проема, поманила рукой и приложила палец к губам. Догнав подругу, Светлана оказалась в предбаннике за ещё одной дверью гораздо крепче первой.
— Подожди меня тут, — едва различимо проговорила Лера.
— Я с тобой! — так же шёпотом ответила Света, расширив от удивления глаза.
— Нельзя! — подруга жестом показала на одеяние Светланы.
Цокнув языком и поджав губы, та с претензией посмотрела на Валерию.
— Пожалуйста, — сложила руки в мольбе свежепереодетая девушка.
Светка молча облокотилась о стену и жестом показала в сторону двери, мол, иди.
— Я нормально выгляжу? — Лера снова поправила волосы, потрогала пальто.
— Хорошо ты выглядишь! Иди уже, — как-то грустно прошептала Светлана, у которой уже стоял ком в горле от переживаний. Очень она боялась, что подруга выкинет какой-нибудь фортель.
Улыбнувшись, Валерия потянула за железную ручку и вошла в большой светлый зал со столами и стульями. В самом конце напротив окон, боком к Свете, за прямоугольным столом сидела женщина и что-то быстро писала. К ней и направилась Лера. В приоткрытую щелочку за ней во все глаза наблюдала подруга.
— Здравствуйте, — еле донёсся до неё голос блондинки.
— Я вас слушаю, — безучастно ответила женщина, не отрываясь от своего занятия.
— Позовите... — имя и фамилию Света не разобрала.
— Полчаса у вас, — бегло оглядев Валерию с ног до головы, женщина неохотно встала и подошла к закрытой двери в дальнем конце зала. Постучала пару раз. Раздался скрежет замка. Быстро зашла. Лера посмотрела в сторону Светы, улыбнулась и, помахав ей рукой, села за стол, самый близкий к окну. Спустя минуту, раздался звук отпираемой двери. В проеме появилась сидевшая за столом женщина. За ней вышел молодой мужчина в какой-то замусоленной неопрятной одежде. Вид у него был уставше-замученный. Но, увидев Валерию, он приосанился, глаза его заблестели, а на лице возникла улыбка. Женщина закрыла дверь, которую тут же заперли и снова села за свой стол.
— Полчаса! — снова произнесла она назидательным тоном. Посмотрела на часы: — Даже нет... Осталось двадцать пять минут!
Парочка посмотрела на неё и кивнула будто по команде. Светка за дверью забеспокоилась. Значит, и у них с Лерой осталось столько же. Но помнит ли об этом она? Оставалось только надеяться.
Она посмотрела на подругу с собеседником, которые тихо беседовали, сидя за столом, глядя друг на друга. Все было вроде спокойно. Стоя за дверью, брюнетка переминалась с ноги на ногу. Она уже успела посидеть на корточках и снова подняться. Вынула ноги и встала поверх неудобной обуви. Спустя какое-то время Светлана начала поглядывать на часы. Прошло пять минут, десять, пятнадцать... Она начала нервничать. Ведь им ещё надо было переодеться. Раздумывала, как подать Лере знак, чтоб та закруглялась. Света помахала рукой, чуть побольше приоткрыв дверь, в тот момент, когда женщина, сидевшая за столом, отвернула голову в другую сторону. Но блондинка так была увлечена беседой, что даже не заметила.
Снова отворилась дверь, показалась голова девушки.
— Марьванна! Можно вас?
Тяжело вздохнув, женщина обогнула стол и скрылась за дверью, которая снова заперлась. Света воспользовавшись подвернувшимся случаем, открыла дверь, перед которой она стояла и громким шепотом позвала Леру, показывая на часы. Та замахала ей рукой, чтобы она вышла обратно. Тут же опять появилась женщина, с предшествующим отпиранием двери. Света оперативно спряталась. Снова посмотрела в тоненькую щелочку между створками. Валерия все сидела и разговаривала. Брюнетка начала ходить из стороны в сторону, надев войлочные сапоги и обняв себя руками. Посмотрела на часы: оставалось всего две минуты! Она в тихой ярости растопырила пальцы на правой руке, потрясла ею, сжала в кулак и почти беззвучно постучала по стене.
— Прощайтесь, — безучастно огласила вердикт Марьванна. Света снова приникла к зазору между дверьми. Молодые люди встали и, медленно двигаясь, заканчивали беседу, пока мужчина не подошёл к уже открытой двери с терпеливой «стражницей». Валерия стояла, провожая взглядом, чем вывела из себя свою и так нервничающую подругу. И только тогда, когда раздался последний щелчок замка, она с мечтательной полуулыбкой медленно поплыла в сторону выхода. Когда витающая в облаках была почти у двери, Света, не выдержав, схватила и потянула к себе подругу за рукав.
— Нам тоже пора прощаться, ты забыла? — яростно зашептала она Лере.
— Да-да... — виновато улыбнулась девушка.
— Быстрее, сейчас нам вставят, мама не горюй! — пообещала Света, поджимая губы. — Может, здесь переоденемся?
Лера помотала головой:
— Эта мымра может сейчас выйти. На улице все сделаем.
Они почти бегом спускались с лестницы, вернее, Валерия процокала на аккуратных сапожках с каблуками, а Светлана стараясь как можно быстрее, но при этом чтоб не потерять не слишком удобную обувь. Забегая за здание, подруги на ходу расстегивали молнии верхней одежды. Остановившись в укромном месте, обменялись. С сапогами пришлось повозиться подольше. Облачившись в свою одежду, девушки снова припустились бежать.
— Сильно опаздываем? — спросила Валерия. — Минут на десять, нам ведь в другой конец, — ответила Света на бегу. Дыхалка ее подводила, она никогда не любила бегать. В боку сразу начинало колоть. Лерка же как заядлая спортсменка, даже в такой неудобной обуви могла дать ей фору.
Минуты за четыре они добрели-добежали до места. Перед ними было желтое трёхэтажное здание. Вошли внутрь и ринулись на лестницу с такими же высокими ступеньками, как и в том здании, где были недавно. Тяжело дыша, они преодолели шесть пролетов и оказались возле неказистой, плохо прокрашенной серой краской двери. Света нажала на звонок, смотря на растрепанную раскрасневшуюся подругу. Та улыбалась своей тёплой прекрасной улыбкой. Светка улыбнулась в ответ, покачав головой. Дверь распахнулась. На пороге появилась крепкого вида женщина с недовольным лицом.
— Вы когда должны были прийти? — недоброжелательно проговорила она.
— Простите, счёт времени потеряли, — пролепетала Светлана, обнимая, внезапно ринувшуюся к ней в объятья Валерию.
— Все, давайте, расходитесь, — постановила коренастая дама.
— Ещё раз извините.
Но женщина уже не смотрела на извинявшуюся.
— Ишь ты, намалевалась! — бросила она Лерке, проходящей мимо неё. — Да, я такая! — чуть слышно донеслось до Светы вместе со звуком запирающейся двери.
Грустно улыбнувшись последней реплике, в которой была вся Лера, она побрела вниз.
Вышла на улицу, двинулась тем же маршрутом, что они бежали к жёлтому зданию. Пройдя большую часть пути, она свернула наискосок и дошла до закрытых ворот и проходной будки. Минуя вертушку, попрощалась с охранником. Бросила мельком взгляд на большую табличку, приделанную на решётчатом ограждении, на которой было написано: «Психиатрическая Больница им. Алексеева». Не спеша Светлана двинулась в сторону остановки автобуса. В горле стоял ком. В голове давяще крутились мысли о беспомощности, о невозможности что-либо изменить. Каждый раз, когда она выходила от Валерии, она боролась с унынием и желанием рыдать. Было тут почему-то и некое чувство вины, что она не смогла остановить этот непонятный процесс превращения интеллигентной, аристократичной, спокойной девушки в несдержанную спортивную, куда-то стремящуюся. Что-то случилось, сломалась в ней, в результате чего, родные пошли на такие меры, поместили в больницу.
Милая Лерочка, ее лучшая подруга, единомышленница, сокурсница. Она скучала по ней прежней. Видя все эти изменения, ей тяжело психологически давались встречи с ней.
Светлана села на остановке и унеслась в прошлое.
Она вспомнила, как один раз Валерия затащила ее в дорогое кафе после занятий в институте. В этот день она была настроена решительно и слушать не хотела отказа подруги. Возможно, это было началом ее изменений. Они сели за столик у окна размером от потолка до пола, из которого открывался потрясающий вид на улицы города. Уже было темно и электрические огни дарили разноцветную сказку городской суете. Официант принёс меню. Открыв его, у Светки округлились глаза от цен. Лера же была невозмутима и, увидев реакцию подруги, рассмеялась своим зачаровывающим смехом. Выхватив из рук меню, она закрыла его и положила под свое. Тогда Света работала за очень скромную зарплату и не позволяла себе таких излишеств, также как и ее молодой человек, студент с небольшими доходами. Нельзя сказать, что у Лерочки была другая ситуация. Лишних денег тоже никогда не было. Но...
— Сегодня плачу я! — вдруг объявила она.
Бегло осмотрев блюда, она выискала взглядом официанта. И тот, выуживая на ходу блокнот из брюк, в два шага оказался около нашего стола. Посмотрев на Леру, он начал густо краснеть. Слегка оттопыренные уши тоже залила краска.
Валерия от природы была достаточно красива, даже не накрашенная. Но в этот день она была особенно хороша. Не будучи как-то по-особому одета, ее облик был очень романтичен. Она всегда умело пользовалась косметикой. Красиво подведенные зеленые глаза, длинные ресницы, точеный носик, слегка тронутое пудрой лицо, обрамленное светло-русыми волосами, спускающиеся на плечи.
— Вы готовы сделать заказ? — дрогнувшим голосом произнес официант, приготовившись писать.
— Да, готовы, — с улыбкой вторила Лера, хитро на него посмотрев. — Посоветуйте нам, пожалуйста, хорошего полусладкого вина.
— Белого или красного? — уточнил юноша.
Валерия глянула на меня, будто он сморозил какую-то глупость, твердо произнесла:
— Красного.
Официант придвинулся к ней, еще больше робея, и начал указывать в меню на разные сорта вин:
— Это... и это неплохое... Это вот подороже...
— Вот это и давайте! — остановила его девушка.
— Что из блюд желаете? — моргал ресницами парень, с явным трепетом смотря на нее.
Света, наблюдая эту картину, едва сдерживалась, чтоб не засмеяться, периодически смотря в окно, будто что-то ее там заинтересовало.
— Вот эти два салата и нарезку, — выбрала Валерия. — И два кофе, пожалуйста, потом принесите с этими десертами.
Официант кивнул и удалился.
— Лерка, что ты с ним сделала? — прыснула Светка. — Бедный парнишка еле на ногах стоял!
— Ничего я не делала, я просто женщина, — она опять с хитринкой посмотрела из-под длиннющих ресниц и рассмеялась смехом серебряного колокольчика.
Нечасто Света видела такую Леру. Когда смущающийся официант принес вина, она, элегантно подхватив бокал, не глядя на него, подошла к окну и долго стояла с полуулыбкой, думая о чем-то своем, а может, просто любовалась вечерним городом.
Такой она у Светы и возникала в памяти. Такой она и надеялась увидеть ее, пусть и после долгого, но успешного лечения.