ПРАКТИКА ИСЛАМА | ЧАСТЬ 2
КАК ЗАКЛЮЧИТЬ БРАК?
Процедура заключения брака (никях) по Шариату довольно про-
ста. На бракосочетании присутствуют жених, невеста (или ее опе-
кун, например, отец или дед) и два свидетеля из числа благочестивых
мусульман. Человек (часто это имам мечети), который заключает ни-
кях, перед бракосочетанием читает небольшую проповедь, аяты из
Корана о богобоязненности и хадисы о браке в качестве наставле-
ния будущим супругам и всем собравшимся, затем спрашивает обе
стороны, согласны ли они на заключение брака, при положитель-
ном ответе брак считается заключенным. О бракосочетании следует
объявить, чтобы люди в общине знали, что данные два человека —
теперь муж и жена.
Нужно ли платить калым и готовить приданое?
Невесте при заключении брака полагается свадебный подарок
— махр. Его величина обговаривается заранее и упоминается при
заключении брака. Невесте нежелательно требовать слишком боль-
шой махр, который жених будет не в состоянии заплатить. Подарок
полагается именно невесте — ее родителям или родственникам же-
них ничего платить не обязан. Известный обычай некоторых наро-
дов платить за невесту «калым» не имеет отношения к Исламу. Тем
не менее, жених по своему желанию может делать подарки род-
ственникам невесты — это хорошее дело, укрепляющее связи меж-
ду новыми родственниками, в котором нет ничего запретного.
Приданое невеста иметь не обязана. Всем необходимым для жиз-
ни после бракосочетания ее обязан обеспечить муж. С точки зрения
Ислама, от родителей или самой невесты не требуется никаких ма-
териальных затрат.
Внешний вид невесты
Как правило, женщины уделяют много внимания тому, что на-
зывается свадебным платьем. С точки зрения Ислама, невесте не
требуется никакого особого платья для бракосочетания. По жела-
нию можно надеть что-то новое или повязать более нарядный, чем обычно, платок. У некоторых мусульманских народов есть свои тра-
диционные свадебные наряды, носить их дозволено только в том
случае, если они полностью соответствуют требованиям к хиджа-
бу. Тем не менее, следует избегать одежды, которую принято наде-
вать на свадьбу у неверующих: пышные платья, корсеты, фата и т. д.
Следование этой моде не имеет смысла и блага, а большинство «сва-
дебных платьев» абсолютно не отвечает требованиям Ислама. Не
следует делать праздничный макияж и надевать на бракосочетание
ювелирные украшения. Невесте имеет смысл позаботиться о краси-
вом платье, которое она сможет надеть для мужа, уже будучи женой,
а не о том, как украсить себя на бракосочетании, где будут присут-
ствовать посторонние мужчины.
Как отпраздновать бракосочетание?
По случаю заключения брака желательно провести валиму.
Валима — это приглашение гостей для праздничного угощения.
Валима является Сунной Посланника Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует. Это выражение благодарности Аллаху и ра-
дости, а также прекрасный способ объявить о заключении брака, к
чему настоятельно призывал Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует. Приглашать на валиму следует родственни-
ков, знакомых, благочестивых людей. Нельзя приглашать только бо-
гатых людей и сторониться бедных. Женщины и мужчины должны
быть приглашены отдельно — либо в разное время, либо так, чтобы
они могли находиться в разных помещениях и смешение полов было
исключено.
Проведение пышных торжеств, для которых требуются серьез-
ные материальные затраты, не поощряется Шариатом. Чем проще
будет церемония бракосочетания и валима, тем лучше.
Свадьбы, на которых собираются вместе мужчины и женщины
(тем более, одетые не по нормам Ислама), а также свадьбы, где рас-
пивают алкоголь, играет запретная музыка и проводятся совмест-
ные танцы, строго запрещены Шариатом. К этому нужно отнестись
серьезно: даже если родственники настаивают на подобном празд-
новании, необходимо отказаться и не начинать семейную жизнь с греха.
НУЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ИМЯ?
Иметь хорошее имя важно для мусульманина. Дать хорошее имя
ребенку — одна из обязанностей родителей.
Если вы родились в немусульманской семье, приняли Ислам
и носите имя, которое не имеет отношения к Исламу, менять его
не обязательно, при условии что его значение не противоречит
Единобожию.
О каком противоречии идет речь? Есть имена, которые имеют
неподобающее значение или происходят от имен языческих бо-
жеств. Например, в России девочкам нередко дают имена греческих
или римских мифологических «богинь». Если вас назвали при рож-
дении Венерой, Авророй, Никой и т. п., такое имя следует сменить.
Даже если ваше нынешнее имя имеет прекрасное значение, нет
ничего запретного или нежелательного в том, чтобы взять себе ис-
ламское имя. Смена имени будет иметь глубокий смысл, если ново-
обращенный мусульманин берет исламское арабское имя в надеж-
де получить благодать человека, которого этим именем звали. Ведь
имена сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да при-
ветствует, или его жен — это не просто арабские имена, а имена ве-
ликих людей Ислама, имена, которые по Воле Аллаха могут хорошо
повлиять на степень праведности человека.
Если вы понимаете, что называть новым именем старые знако-
мые вас не станут, переживать не стоит. В Исламе дозволено иметь
более одного имени. Если вы всегда были Александром, взяли себе
новое имя после принятия Ислама, но родственники и старые знако-
мые продолжают называть вас «Саша», в этом нет проблемы и, тем
более, греха. Некоторые меняют имя, чтобы подчеркнуть, что с при-
нятием Ислама у них началась новая жизнь, это также дозволено.
Мужчине хорошо взять имя одного из пророков или правед-
ников, которые упоминаются в Коране. Также из хадиса известно,
что наиболее любимые Аллахом имена для мужчин — это Абдуллах
и Абдуррахман. Мусульманке хорошо выбрать себе имя одной из
жен Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или дру-
гих праведных женщин. Дозволено брать и другие имена с хорошим
смыслом.
НАДО ЛИ ДЕЛАТЬ ОБРЕЗАНИЕ?
Под мужским обрезанием имеется в виду удаление крайней пло-
ти, закрывающей головку полового члена.
Есть много хадисов об обрезании.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«К фитре20 относится пять вещей: обрезание, бритье волос на
лобке, выщипывание волос под мышками, подстригание ногтей и
укорачивание усов»21.
Женское обрезание состоит в удалении так называемого «капю-
шона», прикрывающего клитор (не самого клитора или его части!).
Обязательно ли делать обрезание?
По мнению имамов Малика, аш-Шафии и Ахмада, обрезание яв-
ляется ваджибом, то есть обязательным.
Имам Малик сказал:
«Тому, у кого нет обрезания, не разрешается быть имамом в на-
мазе, и его свидетельство не принимается».
Однако от него же передается другое мнение — о том, что обре-
зание — сунна (желательно).
Мнение имама Абу Ханифы также заключается в том, что это
желательно.
По мнению шафиитов, женское обрезание является обязатель-
ным, у маликитов оно желательно, а по ханафитскому мазхабу это
акт почтения, оказываемого мужу, потому что такая процедура дела-
ет половое сношение более приятным для него.
Когда нужно делать обрезание?
Большинство ученых высказалось за то, что обрезание становит-
ся обязательным по достижению совершеннолетия.
20. Есть два вида фитры: фитра сердца, то есть познание Аллаха, любовь к Нему и
очищение сердца от всего, помимо Него, и фитра тела. К последней относятся упомя-
нутые вещи.
21. Передают аль-Бухари (№ 5889) и Муслим (№ 257).
Однако лучше сделать обрезание ребенку с первых дней его
жизни. По шафиитскому мазхабу, желательно делать его на седьмой
день, а нежелательно — до седьмого дня.
Делать ли обрезание новообращенным мусульманам, которые
уже достигли совершеннолетия?
Как можно понять из вышеописанного, делать обрезание или не
делать, зависит от выбранного вами мазхаба.
Если вы следуете мазхабу имама Абу Ханифы, то женщине мож-
но обрезание не делать. Для мужчины же, учитывая, что это важное
желательное действие, разбираются три ситуации:
1) Мужчина может сделать себе обрезание сам, так что никто
больше его аурат (то есть его тело от пупка до коленей) не увидит,
и может перенести операцию, и операция не нанесет его здоро-
вью ущерб. В этом случае нужно сделать обрезание. Но это редкий
случай.
2) Операция не нанесет ущерба здоровью, мужчина может пере-
нести операцию, однако надо обнажить половой орган перед дру-
гим человеком (врачом). В этом случае есть два мнения: что можно и
нужно сделать обрезание все равно и что делать обрезание не нуж-
но. Можно следовать любому из этих мнений.
3) Мужчина не сможет вынести операцию или есть опасность
нанесения вреда здоровью. В этом случае не надо делать обрезание.
Если вы следуете мазхабу имама аш-Шафии, то и для женщины,
и для мужчины обрезание обязательно. Однако в затруднительных
ситуациях шафиит(ка) может последовать мнению другого мазхаба.
Если вы решили сделать обрезание, выбирайте проверенного
врача, лучше по рекомендации знакомых мусульман, уточните, что
именно он собирается делать (особенно когда речь идет о женском
обрезании).
Если мужчина решает не делать обрезание, ему нужно особенно
тщательно следить за чистотой полового органа, промывая под край-
ней плотью, так как чистота тела — это непременное условие для со-
вершения молитвы.
В обрезании много плюсов: это и поддержание чистоты, и защи-
та от многих болезней. Тем не менее, обрезание не является необхо-
димой частью принятия Ислама, вопреки мнению, распространен-
ному среди немусульман.
РАЗРЕШЕНА ЛИ МУЗЫКА?
В современном мире музыка звучит повсюду, и контролировать
то, что ты слышишь, очень трудно, если не сказать, почти невозмож-
но. Музыка играет на улице, в магазинах, в такси. Тем не менее, му-
сульманин должен знать, что в его обязанность входит сохранение
своего слуха от запретного, а к этой категории относится и музыка.
Для человека, который половину жизни провел в наушниках,
подобный запрет может показаться странным и крайне сложным.
Такому мусульманину следует напомнить себе, что Всевышний
Аллах не запретил ничего, кроме того, что приносит вред мусульма-
нам и обществу в целом. Влияние музыки на человека сегодня труд-
но переоценить. Музыка является источником наслаждения для лю-
дей, определяет их настроение и круг общения, тексты песен влияют
на формирование их ценностей, целей и взглядов на мир. Возможно,
вы считали когда-то музыку духовной пищей для себя. Подумайте о
том, что теперь ваша духовность — это духовность Ислама, и ника-
кие суррогаты, хвала Аллаху, уже не понадобятся.
Почему музыка запрещена? Во-первых, о вреде музыки мы уз-
наем из Священного Корана и хадисов, поэтому слушать музыку
означает нарушать запрет Всевышнего Аллаха, и этого более чем
достаточно, чтобы (без доводов разума и результатов научных ис-
следований о пагубном воздействии музыки на мозг человека) отка-
заться от этого занятия. Кроме того, известно, что музыка отвлекает
человека от поклонения, от размышления о Могуществе Создателя,
— вместо этого он погружается в бессмысленные развлечения и гре-
хи. Современная музыка навязывает верующим ложные идеи и цен-
ности, влияет на сердце и разум человека, так что вместо помина-
ния Всевышнего Аллаха он может начать напевать противоречащие
Истине слова, сам того не замечая.
Многим бывшим меломанам, которые приняли Ислам, отказать-
ся от прослушивания музыки бывает легко, важно только понять,
что сердце и разум мусульманина — это не помойная яма, а особо
охраняемая территория, что, отказываясь от прослушивания музы-
ки, ты отказываешься от грязи греха и облегчаешь самому себе ду-
ховный рост.
В целом, каждому нужно знать, что музыкальные инструменты
запрещены в Исламе — их нельзя изготавливать на продажу и ис-
пользовать самому, а также слушать их звучание. Исключение со-
ставляет бубен (даф).
Петь без музыкального сопровождения в общем дозволено, если
песня имеет соответствующее Исламу содержание, исполняется по-
добающим образом (исполнение песен женщиной в присутствии
посторонних мужчин исключено, независимо от их содержания)
и не отвлекает человека от исполнения религиозных предписаний.
Если песни содержат восхваление грехов в той или иной форме, сло-
ва неверия или оскорбления и насмешки в адрес кого-то, слушать и
петь такие песни нельзя.
МОЖНО ЛИ ПРАЗДНОВАТЬ НЕИСЛАМСКИЕ ПРАЗДНИКИ?
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует,
учил мусульман, чтобы они отличались от неверующих, и говорил,
что уподобляться неверующим людям категорически запрещено,
будь то в одежде, поведении или в чём-то еще. То же правило касает-
ся праздников. У мусульман есть свой календарь и свои представле-
ния о том, что такое праздник. Все празднования, кроме исламских,
относятся к обычаям неверующих, поэтому от них необходимо от-
казаться. Сюда относится наступление нового года, годовщины
исторических событий и любые другие дни, которые празднуют
немусульмане.
Если отказ от празднования неисламских праздников не был
само собой разумеющимся для вас после принятия Ислама, можно
предпринять определенные шаги, чтобы изменить свои привычки
и избавиться от сомнений. Во-первых, уделите должное внимание
исламским праздникам. Для новообращенного мусульманина уз-
нать, что такое ощущение праздника в Исламе, — зачастую пробле-
ма. По возможности постарайтесь провести свои первые праздники
в Исламе среди мусульман, а не на работе или учебе, готовьтесь к
ним, изучите их историю и смысл. Если Всевышний Аллах даст вам
почувствовать благодать исламских праздников, ничего другого вам
не понадобится. Во-вторых, попробуйте ознакомиться с историей
и смыслом тех праздников, которые отмечают неверующие люди и, возможно, вы раньше отмечали сами, и вы увидите массу сомни-
тельного и вообще недопустимого. Кроме того, праздники неверу-
ющих людей практически всегда сопряжены с грехом (и алкоголь
— это не единственный пример), а мусульмане обязаны проявлять
отрицательное отношение к греху в любых ситуациях.
Важно понимать, что религия ни в коем случае не запрещает лю-
дям проявлять хорошее отношение друг к другу, радоваться и дарить
подарки. Дарить подарки друг другу желательно даже без всякого
конкретного повода — ради Всевышнего Аллаха, чтобы порадовать
брата/сестру по вере. И вообще, в мусульманской семье атмосфера
«дня матери» или «дня защиты детей» и т. д. должна быть каждый
день, а не раз в году — верующий должен оказывать почтение своим
родителям, помогать жене и радовать детей независимо от того, ка-
кой сегодня день календаря.
ИСЛАМСКИЙ ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ
Исламский лунный календарь
В Исламе счет лет ведется с момента переселения Пророка
Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, из Мекки в
Медину. Это переселение называется «хиджра», поэтому, когда речь
идет о мусульманском летоисчислении, говорят «.... год по хиджре».
Сейчас идет двадцать первый век по светскому календарю, но толь-
ко пятнадцатый по хиджре.
В лунном месяце либо двадцать девять, либо тридцать дней.
Начало нового месяца можно определить, наблюдая за луной.
Когда в исламской литературе идет речь о месяцах или го-
дах, нужно иметь в виду, что подразумевается лунный календарь;
это важно при подсчетах. Например, кормить ребенка грудью по
Шариату желательно до двух лет — лунных лет, а не по солнечному
календарю. Если сказано, что с семи лет нужно приучать ребенка ре-
гулярно совершать намаз, опять же имеется в виду семь лунных лет,
а это значит, что это время наступит раньше, чем ему исполнится
семь лет по солнечному календарю.
В лунном календаре, так же, как в солнечном, выделяют двенад-
цать месяцев. Для мусульманина, как правило, важно знать, какой сейчас месяц, с той целью, чтобы в тот или иной месяц уделять осо-
бое внимание какому-то хорошему делу или виду поклонения, дабы
не упускать особо благодатные периоды в течение года. Месяцев
много, но в первую очередь мусульманину нужно обратить внима-
ние на такие месяцы, как Рамадан, Зуль-Хиджжа и Мухаррам.
Рамадан
Рамадан — это девятый месяц в исламском календаре, самый
священный и почитаемый месяц для мусульман. Рамадан — это ме-
сяц поста, время, когда человек может очиститься от грехов и по-
лучить прощение от Всевышнего Аллаха. Награда за благие дела и
обязательные молитвы в этот месяц многократно увеличивается,
шайтаны не сбивают человека, как это бывает в другие месяцы, по-
этому ему легче отказаться от грехов.
В месяц Рамадан в особую ночь, которую называют «ночь пре-
допределения», Всевышний Аллах перенес Коран из Хранимой
Скрижали на небеса, откуда тот далее был ниспослан Пророку
Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует. Поэтому
всегда говорят, что Рамадан — это месяц Корана, и мусульманам
следует уделять особое внимание чтению Корана в этот месяц и раз-
мышлению над ним. Из Священного Корана известно, что ночь пре-
допределения (Лейлят аль-Кадр) лучше тысячи месяцев, в эту ночь
принимаются молитвы верующих, удовлетворяются их просьбы о
прощении. Тому, кто застал эту ночь и провел ее в искреннем покло-
нении, обещана великая награда. Дата этой ночи точно не известна,
поэтому мусульманину в Рамадан следует по возможности как мож-
но больше ночей выделить для молитвы и других видов поклонения,
особенно в заключительной части месяца, чтобы вероятность того,
что он проведет ночь предопределения в поклонении, увеличилась.
Кроме того, каждый день в Рамадан после ночной молитвы со-
вершается молитва таравих. Если в мечети есть человек, который
знает Коран наизусть, то обычно за месяц в этом намазе он прочи-
тывает полностью весь Коран. Мужчинам желательно посещать ме-
четь для совершения этой молитвы в джамаате, тем не менее, дозво-
лено совершить ее самому дома. Хорошим делом является приглашение мусульман к себе для иф-
тара, то есть на ужин после окончания дня поста.
По окончании месяца Рамадан мусульмане отмечают один из
двух исламских праздников — Ид аль-Фитр (в тюркских языках его
называют «Ураза-байрам»)
Зуль-Хиджжа
Зуль-Хиджжа — это последний месяц исламского календаря, ме-
сяц, в который мусульмане совершают хадж.
Первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа входят в число самых
ценных дней в исламском календаре. Посланник Аллаха, да благо-
словит его Аллах и да приветствует, говорил, что один день поста в
этот период равен по ценности посту в течение всего года, а покло-
нение в одну из ночей в этот период приравнивается к поклонению в
Лейлят аль-Кадр. Каждый мусульманин должен стараться восполь-
зоваться этой замечательной возможностью и провести как можно
больше времени в поклонении Аллаху в эти дни. Особое внимание
следует уделить девятому дню месяца. Он называется «день Арафа».
В этот день паломники, совершающие хадж, собираются в доли-
не Арафа, которая находится в шести милях от Мекки. Стояние на
Арафа — неотъемлемая часть хаджа. В день Арафа тем, кто не совер-
шает хадж, желательно соблюдать пост.
Когда заканчивается хадж, мусульмане отмечают свой второй и
самый главный праздник — Ид аль-Адха (в тюркских языках его на-
зывают «Курбан-байрам»).
Мухаррам
Мухаррам — это первый месяц исламского календаря и самый
лучший месяц для поста, после Рамадана. Особенно желательно по-
ститься в день Ашура, который приходится на десятое число месяца
Мухаррам, прибавляя к посту в этот день еще один день поста, то
есть девятого или одиннадцатого числа. Считать Мухаррам месяцем
траура — это заблуждение, не имеющее обоснования с точки зре-
ния Шариата.
Исламские праздники
Праздник — это удивительное состояние души, которым
Всевышний Аллах оживляет сердце верующего.
Для человека, который родился и жил вне религии, обычным де-
лом является празднование дня рождения, годовщин, особая любовь
к круглым датам и т. п. В этой связи интересно, что праздник в Исламе
не является празднованием такого рода. Два исламских праздника —
это завершение важнейших для мусульман видов поклонения — по-
ста в месяц Рамадан и хаджа. Человек во время исламского праздни-
ка выражает свою радость по поводу того, что ему посчастливилось
совершить такие великие дела, и просит у Всевышнего Создателя,
чтобы Он принял их. Исламские ученые говорят, что эти праздники
являются наградой для верующего в этой жизни за его поклонение,
хотя, конечно, гораздо важнее для нас получить вознаграждение от
Всевышнего в жизни следующей.
Ислам предписал простой, но в то же время благородный способ
проведения праздничного дня. Ночь перед праздником рекоменду-
ется провести в поклонении. В день праздника желательно встать
рано утром, совершить полное омовение, надеть лучшую одежду и
отправиться на праздничную молитву, раздав милостыню. После
окончания праздничной молитвы мусульмане, как правило, ходят в
гости и поздравляют друг друга.
В праздник Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) состоятельные мусуль-
мане должны выплатить очистительную милостыню (садака аль-
фитр) в пользу бедных. В день Ид аль-Адха (Курбан-байрам) состо-
ятельные мусульмане режут жертвенных животных и раздают их
мясо родственникам, друзьям и нуждающимся.