15 страница21 марта 2020, 12:36

ПРАКТИКА ИСЛАМА

ОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

После принятия Ислама, скорее всего, вам захочется купить
книги по религии. Однако подходить к выбору книг надо с умом и
осторожностью. Не все книги, на которых написаны слова «Ислам»
и «мусульмане», написаны богобоязненными верующими. Авторы
многих из них вообще не являются мусульманами. Все больше книг
издают и распространяют заблудшие секты. Брать информацию об
Исламе от немусульман (например, востоковедов-атеистов) и заблудших (например, ваххабитов или шиитов) в высшей степени опасно.
И это особенно опасно для новообращенного мусульманина,
который почти ничего не знает о религии. Вначале, разумеется, вы
не сможете, быстро пролистав книгу в магазине, определить, стоит ли ее читать. Главное — это развивать критическое мышление.
Прочитав о чем-то в одной из книг, в статье или на форуме в интернете, не стоит сразу решать, что это истина (если, конечно, речь не идет о столпах веры). Лучше не выносить суждение сразу, а подумать и разобраться.
Если в книге прямо говорится дурное об Исламе, я думаю, вы догадаетесь, что ее автор — враг истинной религии и что не надо продолжать чтение. Есть и более хитрые ловушки. Если книга, которую
вы читаете, призывает уподоблять Аллаха творениям (в той или иной
форме), отказаться от следования мазхабам, если в ней плохо отзываются о каком-либо сподвижнике Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, об имамах четырех мазхабов (Абу Ханифе,
аш-Шафии, Малике, Ахмаде ибн Ханбале), об имамах в вероучении
аль-Ашари и аль-Матуриди, оставьте эту книгу. Такие книги полны
заблуждений.
И еще один момент. Конечно же, прекрасно иметь дома
Благородный Коран. Однако новообращенные мусульмане редко
умеют читать по-арабски и задумываются о том, чтобы приобрести
так называемый «перевод смыслов». Однако это очень опасное дело.
По одному из мнений, переводить Коран на другие языки вообще
запрещено! Почему? Потому что Коран принципиально не переводим. Именно от практики перевода и неумелого толкования переведенных текстов идут многие ошибки и заблуждения. Что же делать?
Лучше всего набраться терпения, купить издание Корана на арабском языке (помните, что брать Коран в руки можно только в омовении!) и начать обучение арабскому языку и правилам чтения Корана с учителем. Если на то будет воля Всевышнего, то вы так прочтете
весь Коран целиком — сразу на арабском. Если же вам нужно узнать
смысл определенной суры или аята, будет правильным обратиться
за толкованием к учителю, достойному доверия.

ЧТО ВЫВОДИТ ИЗ ИСЛАМА?

Вера — это самое ценное, что есть у человека. Существует ряд
убеждений, высказываний и дел, которые могут превратить человека из мусульманина в неверующего. Каждый мусульманин обязан получить необходимые знания, чтобы оберегать свой иман.
Мусульманину необходимо очень тщательно следить за тем, что
он говорит. Если человек произносит слова, которые с точки зрения Шариата являются куфром (неверием), он отступает от Ислама, даже если произнес эти слова в шутку и не считает их смысл истинным. Исключение составляют только те случаи, когда мусульманина принуждают отказаться от Ислама или произнести слова куфра
под страхом смерти или нанесения ему тяжелых увечий (например,
угрожают отрубить руку), — в этом случае произнесение слов куфра прощается, при условии что в сердце человек сохранял твердую
веру.
1. Нельзя приписывать Всевышнему Аллаху то, что противоречит Божественному совершенству. Например, запрещено описывать Всевышнего Аллаха цветом, приписывать Ему немощь, усталость, верить, что у Него может быть жена или ребенок и т. п. Все
убеждения подобного рода делают человека неверующим.
2. Запрещено критиковать пророков, мир им всем, шутить над
ними, говорить о них с иронией.
3. Пренебрежение в отношении чего-либо, что является частью
религии Аллаха, недопустимо. Запрещено насмехаться над каким-либо столпом Ислама или приказом Всевышнего Аллаха, например,
осуждать тех, кто постится в месяц Рамадан, или издеваться над девушками, которые носят исламскую одежду. Запрещено выказывать неуважение к Сунне Пророка, да благословит его и Аллах и да приветствует, например, издеваться над кем-то за то, что он пользуется сиваком, отпускает бороду или ест руками, как это делал
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.
4. Человек впадает в неверие, если объявляет разрешенным то,
что запретил Всевышний Аллах, и запрещает то, что дозволено в
Исламе. Например, нельзя верить, что алкоголь дозволен, а торговля запрещена. Человек может быть верующим грешником, но считать, что в твоем грехе нет ничего предосудительного и запретного,
нельзя.
5. Запрещено проявлять довольство тем, что кто-то не является
мусульманином. Например, говорить человеку, чтобы он не принимал Ислам, отказываться научить его шахаде, когда он просит, или молить Всевышнего Аллаха, чтобы Он не давал кому-то из людей веру.
Тому, кто отступил от Ислама, необходимо покаяться и снова
принять Ислам, произнеся две шахады. Если человек недавно принял религию и еще не успел изучить ее основ или живет в местности, где нет мусульман, которые могут рассказать ему об основных положениях Ислама, его невежество простительно.
Человек, который недавно принял Ислам, стоит в начале нового для себя пути, поэтому следует воздерживаться от категоричных суждений и терпеливо получать знания, которые помогут видеть окружающий мир через призму Ислама. Из-за невежества можно
осудить или осмеять поступок, который является желательным в
Исламе, или же принять предписание Шариата за бессмысленную
традицию какого-то народа. Будьте терпеливы и не делайте поспешных выводов.

ЧТО ТАКОЕ ОМОВЕНИЕ?

В Исламе чистоте придается очень большое значение. Для того
чтобы мусульманин мог молиться, прикасаться к Корану, совершать
обход вокруг Каабы во время хаджа, ему необходимо пребывать в
состоянии ритуальной чистоты.
Для того чтобы совершить полное омовение (гусль), необходи-
мо омыть водой полностью всё тело. Полное омовение — это основа чистоты, пока оно не нарушится, нужно обновлять только малое омовение (вуду) перед намазом и т. д. При малом омовении нужно омыть только некоторые части тела. Перед началом омовения следует выразить сердцем намерение ритуально очиститься, а затем по порядку:
1. Омыть лицо.
2. Омыть руки до локтей включительно.
3. Протереть мокрыми руками голову.
4. Омыть ноги до щиколоток.
После завершения омовения человек находится в состоянии ритуальной чистоты, пока омовение не нарушится. Например, полное омовение нужно обновить после интимной близости, а также женщине, у которой закончилась менструация или кровотечение после
родов, а малое омовение — после посещения туалета. В исламской
литературе подробно описано, в каких случаях омовение нарушается, а в каких — нет. Эти вопросы необходимо тщательно изучить каждому мусульманину. Детали зависят от того, какому мазхабу вы решили следовать, поэтому выбирайте подходящие для вас книги и обращайтесь людям, которые следуют вашему мазхабу.
Омовение в Исламе — это не только очищение от физической грязи. Когда человек совершает омовение, он смывает с себя малые грехи. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил, что в Судный день те части тела, которые верующие
омывали, будут светиться, и по ним он, да благословит его Аллах и да
приветствует, узнает свою общину среди других.
Человек, совершивший омовение, больше защищен от физических и духовных бед, чем тот, у кого нет омовения. По возможности
следует находиться в омовении как можно больше времени.

ОЧИЩЕНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН: ХАЙД И НИФАС

Правила омовения для женщин тесно связаны с такими особыми состояниями, как менструальные (хайд) и послеродовые (нифас) выделения.
Мусульманки не молятся, не постятся, не совершают обход вокруг Каабы, не читают Коран и не имеют близости с мужем во время хайда и нифаса. В те дни, когда мусульманка не может молиться и читать Коран, ей разрешается делать дуа, зикр и читать исламскую  литературу. Женщина в этих состояниях не считается в прямом
смысле нечистой (например, вещи не загрязняются от ее прикосновения, мужу неправильно отказываться прикасаться к ней или спать с ней в одной кровати – подобные крайности чужды Исламу), однако ее состояние – неподобающее для совершения основных видов
поклонения.
После того как хайд или нифас закончатся, женщина обязана совершить полное омовение (гусль), после чего она снова пребывает в состоянии чистоты и ведет себя как обычно.
Каждая мусульманка должна приложить усилия, чтобы изучить основные правила, связанные с особыми женскими состояниями.
Для здоровой женщины с регулярным менструальным циклом всё
просто, однако в наше время многие женщины имеют проблемы с
женским здоровьем и, следовательно, нерегулярные кровотечения.
Не каждое кровотечение считается хайдом или нифасом по Шариату, есть и третий вид – истихада (кровотечение по болезни).
В нестандартных ситуациях решать, как себя вести, необходимо на
основе шариатских правил, которые не могут быть разъяснены в такой краткой книге, как эта. Если вы попали в сложную ситуацию, постарайтесь найти женщину, которая разбирается в фикхе хайда.

Важная информация:

1. Обязательно регулярно отмечайте в календаре, какого числа
и во сколько (примерное время) начинается и заканчивается хайд, а также любые другие окрашенные выделения. Эта простая операция поможет избежать многих проблем. Если в цикле произошли значительные сбои, вы сможете показать
свои записи знающей женщине, и она даст вам ответ, как себя вести в вашем конкретном случае согласно Шариату.

2. Хайдом и нифасом по Шариату могут считаться не только обильные красные выделения, но и окрашенные выделения
других цветов, например, коричневые и желтые (что часто бывает в начале и в конце менструации).

3. В спорных ситуациях мусульманка опирается на правила
Шариата, а не на диагноз врача. Например, если врач говорит вам, что с точки зрения медицины ваши коричневые выделения не считаются менструацией, а по Шариату это по
всем признакам хайд, вы не можете продолжать молиться.

ЧТО ТАКОЕ НАДЖАСА?

Для того чтобы совершать намаз, необходимо очистить от наджасы место для молитвы, тело и одежду. Наджаса — это те вещества, которые по Шариату относятся к нечистотам, например: кал, моча, гной, кровь, рвотные массы, опьяняющие вещества (вино, медицинский спирт и т. п.), мертвечина.

Как очиститься от наджасы?

Основное правило очищения заключается в том, что сначала необходимо удалить саму наджасу, а затем промыть загрязненное место под проточной водой, например, подставить это место под кран или полить водой из кувшина.
Необходимо регулярно очищать свое тело после справления большой и малой нужды. Лучше всего сначала очиститься чем-то твердым (например, туалетной бумагой), а затем закончить очищение, поливая загрязненное место водой (из кувшина и т. п.), чтобы на теле не осталось следов наджасы.
Если наджаса попала на одежду, следует сначала попытаться удалить пятно наджасы, а затем промыть загрязненный участок под проточной водой.
Если наджаса попала на пол, нужно сначала полностью удалить
ее (например, насухо вытереть тряпкой), а затем пролить на данное
место воду. После такой операции само место и образовавшаяся на
полу лужа воды считаются чистыми.
Особое место среди нечистот занимают нечистоты от собаки и свиньи. К таким нечистотам относятся не только их кал, кровь и моча, но в принципе животное полностью (живое или мертвое) и
все, что может отделиться от такого животного, например, слюна.
Тут важно помнить правило: сухое не загрязняет сухое. Если вас коснулась собака сухой шерстью — она вас не запачкала. Если она вас лизнула, или коснулась мокрым носом, или коснулась мокрой шерстью — то она вас загрязнила. Итак, грязь от собаки или свиньи  считается сильной, то есть ее не смыть одним промыванием водой.
Насчет того, как удалять такую наджасу, существует расхождение между мазхабами.
По шафиитскому мазхабу это место нужно семь раз промыть водой, причем один из этих семи раз — с землей, и землю нельзя заменить мылом, стиральным порошком или чем-либо подобным.
По ханафитскому мазхабу достаточно промыть три раза водой.
(не один раз!)
Мусульмане известны своей чистотой и тщательным очищением
от грязи. Очищение — это очень важный элемент практики Ислама.
Непременно узнайте все тонкости очищения по вашему мазхабу и
всегда следите за чистотой.

КАК СОВЕРШАТЬ НАМАЗ?

Обучаться намазу следует сразу же, как только человек принял
Ислам. Это обязанность мусульманина, и начать выполнять ее нужно как можно скорее.
Для того, чтобы совершать намаз, необходимо запомнить последовательность движений и заучить наизусть суры из Благородного
Корана, а также некоторые молитвы на арабском языке.
К намазу нужно приготовиться: совершить омовение, надеть чи-
стую одежду, закрывающую аурат (те части тела, которые необходи-
мо закрыть в намазе), найти чистое место и определить направление
в сторону киблы (в сторону Каабы), например, с помощью компаса.
Затем следует встать в этом направлении, выразить сердцем наме-
рение на совершение той или иной молитвы, поднять руки и произ-
нести: «Аллаху Акбар» (Аллах превыше всего).
Каждый намаз состоит из нескольких ракаатов. Ракаат — это
цикл последовательных движений, которые повторяются на протя-
жении намаза. Из чего состоит один ракаат:
1. Стояние. Молящийся стоит и читает суры из Корана.
2. Один поясной поклон. После чтения сур нужно совершить
один поясной поклон и затем вернуться в положение стоя.
3. Два земных поклона. Из положения стоя молящийся опуска-
ется вниз в земной поклон, затем садится на короткое время на пол,
совершает второй земной поклон и встает. На этом один ракаат завершается.
В намазе может быть два, три или четыре ракаата. Всё зависит от
того, какой именно намаз вы совершаете.
После каждых двух ракаатов совершается сидение. Следует не
вставать сразу после второго земного поклона, а сесть и прочитать
молитву на арабском («Ат-Тахият»), затем снова встать и продол-
жить намаз, если он больше двух ракаатов; если в этом намазе всего
два ракаата, на этом он завершается. Запомните, что сидением за-
канчивается любой намаз: если в нем три ракаата, вы совершаете
второе сидение после третьего, а если четыре — после четвертого
ракаата.
По завершению намаза следует в положении сидя сказать сло-
ва исламского приветствия: «Ассаляму алейкум ва рахматуллах», —
сначала вправо, затем влево. На этом намаз окончен.
Для новообращенного мусульманина заучивание сур Корана и
молитв на арабском языке может оказаться довольно сложным де-
лом. Не стоит паниковать и отчаиваться, ведь большинство мусуль-
ман не арабы, но осваивают правила чтения Корана и молятся на
арабском. Для начала достаточно выучить наизусть для чтения в на-
мазе следующее:
1. Суру «Аль-Фатиха» — это первая сура Благородного Корана,
которая читается в каждом ракаате.
2. Дополнительные суры. Их нужно читать в первом и втором ра-
каатах. Для начала достаточно выучить одну короткую суру, напри-
мер, суру «Аль-Ихляс».
3. Молитву «Ат-Тахият». Она читается во время сидения.
4. Молитву «Салават». Она тоже читается во время сидения.
Возможно, твердо запомнить всё необходимое получится не сра-
зу, но мусульмане молятся пять раз в сутки, поэтому движения, суры
Корана и молитвы отложатся в памяти скоро и станут привычными.
Приложите усилия и найдите человека (например, в мечети), ко-
торый на практике обучит вас совершению намаза со всеми нюанса-
ми. Форма намаза, описанная выше, строго определена, но некото-
рые детали, например, где именно складывать руки, когда вы стоите,
могут варьироваться в зависимости от того, какому мазхабу вы ре-
шите следовать. Чтобы правильно читать суры Корана и молитвы,
следует попросить мусульманина, который знает правила чтения в арабском языке, проверить вас. Если такой возможности нет, поста-
райтесь заучить всё необходимое по русской транскрипции, прослу-
шивая аудиозаписи сур.

Как совершать намаз на учебе или на работе?

Мусульманин обязан молиться пять раз в день, и очень немногие
события снимают с него эту обязанность. Работа и учеба к таким со-
бытиям не относятся. Однако, учась и работая, мусульмане зачастую
сталкиваются с несколькими трудностями. Они говорят: «У нас нет
на это времени, да и молиться негде. А если станешь объяснять — за-
смеют». Так ли это на самом деле?
Омовение и обязательный намаз, прочитанный быстро, займут
у здорового человека от силы пятнадцать минут. Если омовение уже
есть, полуденный намаз (зухр) занимает, к примеру, минут пять. Да,
это быстро и без желательных намазов, но лучше прочитать быстро
один обязательный намаз, чем не помолиться вообще. Практически
с любой пары в университете можно отлучиться на несколько ми-
нут. Практически на любой работе можно найти время для молитвы.
Для сравнения: пятнадцать минут (максимум) значительно меньше
суммы дневных перекуров у того, кто курит. В случае, если ваша ра-
бота действительно (только будьте честны с собой!) не допускает от-
лучения даже на пять минут (например, если вы врач скорой помо-
щи на вызове), вам следует связаться с исламским ученым и описать
свою ситуацию. Каждый такой случай решается индивидуально.
С местом чуть сложнее, но ненамного. В университетах почти
всегда есть свободные аудитории или укромные закутки в коридо-
рах. При согласии коллег вы можете молиться прямо на месте рабо-
ты, например, в уголке общего офиса. В больших зданиях, если по-
говорить с начальством, вам могут даже выделить комнату. Если вам
запрещают молиться на работе, попробуйте выйти и помолиться на
улице.
Ситуация, когда вы встречаете сопротивление коллег, однокурс-
ников или преподавателей, к сожалению, не самая редкая. Если вы
оказались в таком положении, сохраняйте стойкость. Скорее всего,
увидев вашу непреклонность, люди оставят вас в покое и позволят
молиться Если перед вами стоит выбор: намаз или работа, — выбирайте
намаз. Подумайте, так ли вам нужна работа, которая грозит обер-
нуться муками Ада. Не сдавайтесь. Обычно Аллах помогает тем, кто
изо всех сил старается исполнять Его повеления.
Существует распространенное заблуждение, что на работе и
учебе можно объединять намазы (например, полуденный (зухр) с по-
слеполуденным (аср)) или вовсе переносить их на вечер. Это запре-
щено, и отложенный таким образом намаз считается пропущенным.
Если вы все-таки пропустили намаз, его обязательно нужно вос-
полнить с намерением на возмещение. Совершение желательного
намаза не идет в счет восполнения пропущенных молитв. Если вы
раскаялись в пропуске намаза и восполнили его, есть надежда, что
Аллах простил вас. Но вы не можете быть уверены в этом, поэтому
нельзя на регулярной основе пропускать намазы, чтобы потом их
возместить. К тому же, раскаяние не считается раскаянием, если че-
ловек не имеет намерения прекратить грешить.

КАК ДЕРЖАТЬ ПОСТ?

Обязательный пост мусульмане соблюдают один раз в году — в
месяц Рамадан. Дата наступления Рамадана зависит от лунного ка-
лендаря, поэтому каждый год он приходится на разное время. Есть
и желательные посты: это дополнительное поклонение, и его можно
совершать в любое время года, кроме Рамадана.
Пост подразумевает отказ от еды, питья и половой близости в пе-
риод времени от рассвета до захода солнца.
Начинается день поста с наступления времени утренней молит-
вы (фаджр), а заканчивается с наступления времени вечерней мо-
литвы (магриб).
Во время поста следует вставать заранее перед утренним нама-
зом и завтракать. Такая предрассветная трапеза называется «сухур».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, по-
велевал верующим совершать сухур, потому что в нем много благо-
дати и он дает силы совершать поклонение во время поста. Не сле-
дует жертвовать сухуром ради лишнего часа сна. Закончить сухур
следует за несколько минут до наступления времени утреннего на-
маза, чтобы быть уверенным, что начнешь поститься вовремя. Весь день до заката солнца мусульманин проводит в посте.
Когда наступает время вечерней молитвы, пост следует открыть.
Желательно открывать пост сразу, не откладывая. Лучше всего
съесть финик и выпить глоток воды или молока. Затем совершает-
ся вечерний намаз, после чего можно ужинать. Вечерняя трапеза по
окончанию дня поста называется «ифтар».
Сухур и ифтар не должны представлять из себя пышное засто-
лье. Съедать нужно столько, сколько вы обычно съедаете за один
прием пищи. Иначе пост потеряет смысл, ведь, вместо воспитания
души и тела, отказываясь от удовлетворения своих страстей, чело-
век будет, наоборот, объедаться и излишествовать.
Если пост пришлось нарушить по каким-то причинам, напри-
мер, срочно понадобилось принять лекарство из-за приступа астмы
и т.п., нужно будет восполнить день поста после того, как Рамадан
закончится. Женщины во время менструации или кровотечения по-
сле родов не постятся, но восполняют дни поста в другое время, как
появится возможность.
В процессе соблюдения поста могут возникнуть различные во-
просы и непредвиденные ситуации. Поэтому, чтобы избежать пута-
ницы и сомнений, лучше подготовиться к своему первому Рамадану:
изучить книгу или брошюру о посте в соответствии со своим мазха-
бом и задать накопившиеся вопросы знающим людям.

ХИДЖАБ: ЧТО МОЖНО СЧИТАТЬ ХИДЖАБОМ

Достигшая половой зрелости девушка должна надевать перед
посторонними мужчинами (перед всеми, кроме близких родствен-
ников-махрам, за которых нельзя выходить замуж) закрывающую
всё тело одежду. В этом нет никаких сомнений — данное положе-
ние Ислама подтверждается аятами Благородного Корана и хадиса-
ми Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветству-
ет. Среди мусульманских ученых нет и не было разногласий на этот
счет.
Чтобы одежда могла называться хиджабом, нужно соблюсти ряд
условий:

1) Закрытость + соответствующая длина. Одеждой должно быть
покрыто всё тело. Оставить открытыми можно только овал лица и
кисти рук.
2) Свободный крой. Исключить облегающую одежду, притален-
ные вещи, ремни, пояса.
3) Плотная ткань. Одежда не должна быть прозрачной, лучше по-
смотреть на свет — не видны ли очертания ног сквозь юбку или брю-
ки. Хорошо носить одежду в несколько слоев и с подкладом. Через
одежду должен быть не различим цвет кожи.
4) Скромность. Одежда не должна быть вызывающе роскошной
или украшенной драгоценными камнями и не должна привлекать
внимание. Все украшения женщина должна скрыть под хиджабом
— в этом его смысл.
5) Женственность. Все элементы одежды должны быть для жен-
щин, уподобляться мужчинам категорически запрещено.
Кроме всего прочего, женщине не следует наносить макияж или
пользоваться духами при выходе из дома.
Соответствующую Шариату одежду в некоторых городах мож-
но приобрести в специализированных исламских магазинах, можно
купить по Интернету, сшить на заказ или самой.
Если у вас пока нет средств, чтобы приобрести новую одежду,
возможно, получится сложить несколько подходящих комплектов из
той одежды, которую вы носили до Ислама. Например, надеть самую
длинную тунику из гардероба с широкими брюками. Единственное,
что вы вряд ли носили, — это головной платок.
Повязывать платок необходимо так, чтобы открытым оставался
только овал лица. Нужно закрыть всё до крайней точки подбородка
— до границы овала (именно овала) лица, чтобы нижняя часть под-
бородка тоже была закрыта (она входит в аурат). Под платок обыч-
но надевают специальную шапочку, чтобы не выбивались волосы.
Таким образом, скорее всего, первое, что нужно будет купить, — это
пару таких шапочек, пару платков и набор швейных булавок, что-
бы закалывать платок. Вместо традиционного платка можно носить
капор — это удобный головной убор из трикотажа, куда входит ша-
почка, закрывающая волосы спереди, и верхняя часть — непосред-
ственно сам капор.
Ткани, цвета и фасоны одежды вы можете выбирать на свой
вкус, но следите, чтобы они отвечали всем требованиям к хиджабу.
В идеале женщина должна носить широкое платье или плащ, пол-
ностью скрывающий фигуру, ту же функцию может выполнить
длинная широкая туника с длинной юбкой. Тем не менее, вариантов
одежды при необходимости может быть много.
У новообращенных мусульман нередко бывают конфликты в
семье из-за исламской одежды. Если у вас проблемы с родственни-
ками, которые резко отрицательно реагируют на хиджаб, ни в коем
случае не поддавайтесь на провокации и уговоры. Можно для нача-
ла попробовать следующие более или менее нейтральные варианты:
Длинная юбка + кофта с капюшоном (под капюшон можно на-
деть платок или капор)
Длинная юбка + кофта/блузка/водолазка + сверху женский
пиджак (выбирайте не приталенный) + платок
Длинная юбка + удлиненная рубашка (чтобы закрывала бедра)
+ платок
Летом в хиджабе не жарче, чем в открытой одежде. Избегать
следует только синтетики. Платок лучше выбрать из натурального
шелка или хлопчатобумажный. Скорее всего будет просто непри-
вычно, но не жарко.
Действительно, исламская одежда облагораживает человека.
Но смысл хиджаба именно в том, чтобы скрыть красоту женщины,
а не подчеркнуть ее. Важно понимать, что хиджаб не должен «укра-
шать» в общепринятом смысле. Он красив не потому, что можно, бу-
дучи в хиджабе, остаться «модной и стильной» — таких призывов
нужно сторониться, а потому что носить покрывало — это приказ
Всевышнего Аллаха. Старайтесь с самого начала относиться к но-
шению хиджаба как к поклонению, и тогда, если на то будет Воля
Аллаха, исполнение этого предписания не будет для вас тяжестью.

ВНЕШНИЙ ВИД МУСУЛЬМАНИНА

Мусульмане придают чистоте большое значение.
Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл):

«Воистину, Аллах любит кающихся в грехах и любит очищающихся
от грязи» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 222).
Мусульмане регулярно выполняют полное и малое ритуальные
омовения; помимо этого, они стараются постоянно держать тело в
чистоте и ухаживают за ним. Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, велел стричь ногти, чистить зубы, хранить
одежду в чистоте и не реже, чем раз в сорок дней, удалять волосы в
области подмышек и лобка.
Полость рта и зубы обычно чистят веточкой дерева арак, кото-
рую называют «сивак». Использование сивака очень полезно для зу-
бов и десен.
За волосами следует тщательно ухаживать. Женщины но-
сят длинные волосы и обычно не стригутся без необходимости.
Мужчины нередко бреют голову полностью.
Женщинам лучше стричься в специальных исламских салонах
красоты, или на дому, или после закрытия обычной российской па-
рикмахерской, договорившись с мастером. Ведь в России в женских
залах часто работают мужчины (к тому же, могут заглянуть посети-
тели мужского пола), а женщине нельзя ни на миг обнажать волосы
перед чужим мужчиной без крайней необходимости (то есть опас-
ности для жизни, а не желания постричься). Ваш парикмахер дол-
жен быть одного с вами пола. Как мужчинам, так и женщинам сле-
дует избегать стрижек, которые характерны для неверующих: «каре
с челкой», «боб» и так далее. Нельзя частично сбривать волосы, вы-
бривать узоры.
Борода — это одна из отличительных черт облика мужчины. По
мнению большинства ученых, начисто сбривать бороду запрещено.
По мнению некоторых, это очень нежелательно. Ни в коем случае
нельзя смеяться над братьями-мусульманами из-за того, что они но-
сят бороду, и считать, что выбритое лицо — лучше. За бородой нуж-
но ухаживать.
Желательно красить волосы хной. Это касается также бороды и
усов. Замужние женщины часто красят хной кожу на кистях рук и
стопах.
Татуаж запрещен. Также запрещен пирсинг. Женщинам дозво-
лено прокалывать уши.

Мужчины иногда носят перстень на мизинце, как носил наш
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.
Мусульмане используют благовония на масляной основе, без
спирта. При этом женщины наносят благовония, только когда на-
ходятся дома, поскольку использовать духи перед выходом на улицу
женщине запрещено, ведь это привлекает внимание. Мужчины же
пользуются благовониями постоянно.

ОДЕЖДА МУСУЛЬМАНИНА

У общины Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да
приветствует, есть своя одежда, по которой можно узнать мусульма-
нина среди других людей.
Мужчины часто носят удлиненные рубашки, чалму (тюбетейка
— это изначально шапочка под чалму), джуббу (верхнюю одежду с
широкими рукавами), широкие штаны и отдают предпочтение бело-
му цвету. Мужчинам запрещено носить шелк и золотые украшения,
а женщинам это разрешается.
Следует помнить, что мужчине при посторонних (как мужчинах,
так и женщинах, кроме жен) необходимо скрывать область от пупка
до колен. Это означает, что, например, в бане или у моря нельзя хо-
дить в плавках или коротких шортах.
Мужчине следует стремиться к тому, чтобы носить одежду, ко-
торая говорит о его принадлежности к умме Пророка Мухаммада, да
благословит его Аллах и да приветствует. Если мужчина по каким-то
причинам не может носить исламскую одежду каждый день на рабо-
те или в месте учебы, следует стараться делать это хотя бы в пятницу,
при посещении мечети, исламских собраний, уроков в медресе или
дома.
Носить распространенную сегодня европейскую одежду не за-
прещено, если она не противоречит исламским нормам приличия и
представлениям о скромности — мусульманину следует отказаться
от облегающих брюк/джинсов, носить рубашку, закрывающую бе-
дра, с длинным рукавом. Кроме того, нельзя ни в коем случае счи-
тать одежду европейского стиля лучше одежды, которую носил
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, или
порицать тех, кто носит исламскую одежду. Также следует избегать  того, что свойственно именно неверующим людям: бейсболок,
одежды с названиями фирм-производителей на видном месте, уль-
трамодных вещей и т. п. Мусульманин должен выглядеть так, чтобы
напоминать людям о Всевышнем Аллахе, а не о том, что модно в этом
сезоне.
В том, чтобы носить качественную одежду из дорогой ткани, нет
ничего плохого. Если человеку позволяет достаток, ношение такой
одежды является формой благодарности Всевышнему Аллаху за то,
как Он щедр к Своему рабу.

ПРОДУКТЫ: КАК ВЫБИРАТЬ

Мусульмане ответственно подходят к выбору еды, потому что
есть виды продуктов, которые запрещено употреблять в пищу.
Приучайте себя читать состав на упаковках. Сейчас даже в хлебе
можно обнаружить спирт (серьезно, этиловый спирт часто входит в
состав хлеба для сэндвичей).
На что обратить внимание?
Нельзя алкоголь. В любом виде. Количество не имеет значения.
Это означает, что нельзя покупать десерты, в составе которых есть,
допустим, немного рома или коньяка. Нельзя, например, заспирто-
ванную вишню в шоколаде. Если в состав продукта входит спирт или
какой-либо алкогольный напиток, мусульманину запрещено употре-
блять этот продукт в пищу.
Нельзя есть свинину. Это общеизвестно.
Но этим всё не ограничивается!
Мусульманину запрещено употреблять в пищу мясо любого жи-
вотного, забитого не по Шариату (подробнее в главе «Нет мертве-
чине»). Что это означает на практике? Что нельзя прийти в супер-
маркет и купить мясо не глядя (в неисламской стране и где продавец
не мусульманин). Если вы не уверены, что животное было забито по
Шариату, его мясо есть запрещено. Нужно, чтобы вы были уверены,
что это мясо разрешено по Шариату (что оно «халяль»). Такое мясо
обычно продается в специальных магазинах, как правило, при ме-
четях. В супермаркетах ищите продукцию конкретных фирм, спе-
циализирующихся на халяльном мясе (это уже готовые упаковки,
а не мясо с прилавка). Сосиски, колбасы, паштеты, если на них не  указано, что они сделаны из халяльного мяса, нельзя употреблять в
пищу. Это не причина для беспокойства — есть целые серии халяль-
ных колбас; встречаются даже халяльные пельмени.
Нельзя желатин, потому что желатин получают либо из свиней,
либо из других животных, забитых не по Шариату. Желатин — это
всё равно что запрещенное мясо. Разумеется, нельзя и все продукты
с желатином: желе, муссы и так далее. Иногда желатин входит в со-
став йогуртов и сладких кремов. Читайте состав.
Нельзя продукты с красным красителем кошениль (кармин,
Е-120), потому что его получают из насекомых, а насекомых нельзя
употреблять в пищу (за некоторыми исключениями).
Нельзя продукты с улучшителем L-цистеином (Е-920), потому
что он производится из волос человека, шерсти животных и пера
курицы.
Есть еще некоторые запретные по Шариату (менее распростра-
ненные) пищевые добавки. Список запрещенных Шариатом и со-
мнительных пищевых добавок можно легко найти в интернете. А
можно купить шариатский справочник по пищевым добавкам18.
Если вы решили придерживаться ханафитского мазхаба (под-
робнее в главе «Что такое мазхаб?»), нельзя есть морепродукты.
Если вы решили придерживаться шафиитского мазхаба, нельзя
сыр с сычужным ферментом животного происхождения19. Сыры с
сычужным ферментом микробиального происхождения — можно.
Также (в России) нельзя все продукты с молочной сывороткой.
Хотя список запретного выглядит внушительно, на самом деле,
это почти не сказывается на рационе. Овощи, рис, макароны, мо-
локо, хлеб, сладкое — все остается в меню. Халяльное мясо найти
нетрудно. Впрочем, за счет того, что перестаешь покупать мясные
полуфабрикаты и отвыкаешь от колбасы с сосисками, питание ста-
новится значительно более здоровым.
18. Например: Сокольский И. Н., Хабибуллин А. М. Дозволенность по Шариату и вли-
яние на здоровье. Пищевые добавки. Справочник мусульманина. М.: САД, 2009.

19. Если вы не уверены, что животное, из которого получен сычужный фермент, было
забито по Шариату. В России вы не можете быть в этом уверены. Скорее, вы можете
быть уверены в обратном.

КАК ЕДЯТ МУСУЛЬМАНЕ?

В Исламе есть свои правила приема пищи. Их довольно много,
перечислим главные:
1. Перед едой следует произнести: «БисмиЛлях» (С Именем
Аллаха).
2. Есть надо только правой рукой. Это непривычно для новообра-
щенных мусульман, потому что западный этикет учит пользоваться
как правой, так и левой рукой во время еды. Но переучиться важно
и совсем не сложно. Помните, что хлеб тоже держим правой рукой!
3. Есть нужно умеренно, не переедать.
4. После еды следует произнести: «АльхамдулиЛлях» (Хвала
Всевышнему), — благодаря Господа за ниспосланное пропитание.
5. Поощряется есть вместе с другими, приглашать гостей на
трапезу.
6. Надо стараться включать продукты, которые любил Пророк,
да благословит его Аллах и да приветствует, в свой рацион: напри-
мер, финики и мед, тыкву и молоко.
Исламский обычай — есть руками и облизывать пальцы после
еды. Так делал наш Пророк, да благословит его Аллах и да привет-
ствует. Так едят многие мусульмане. Пользоваться приборами мож-
но. Но, если вы видите, как едят руками, нельзя проявлять брезгли-
вость и выражать неприязнь. Даже если вас это смущает, надо очень
постараться полюбить этот обычай. Ведь так поступал наш Пророк,
да благословит его Аллах и да приветствует!
Ключевой момент — это умеренность в еде. Следует есть не спе-
ша и относиться к еде как к средству поддержания жизненных сил,
а не как к источнику наслаждения.

ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ

Ислам — это не только истинная религия, но и особый обще-
ственный уклад, позволяющий человеку достичь благополучия в
этом мире и приготовиться к жизни в мире следующем.
Нельзя отрицать, что Всевышний Аллах создал людей противопо-
ложного пола привлекательными друг для друга. Свободное, без со-
блюдения соответствующего этикета, общение между мужчинами и  женщинами рано или поздно может стать причиной греха прелюбо-
деяния и поэтому запрещено в Исламе. Плачевные последствия бес-
контрольного смешения полов видны в современном обществе не-
вооруженным глазом. Поэтому Ислам, вместо того чтобы бороться
с последствиями, установил границы в общении мужчин и женщин.
Мужчины и женщины, не являющиеся друг другу близкими род-
ственниками, с которыми нельзя вступать в брак (например, брат и
сестра, тетя и племянник), не должны без нужды разговаривать, ве-
сти светские беседы. Разговаривать дозволено, если для этого суще-
ствует реальная необходимость, например, вам нужно обсудить что-
то по работе или задать вопрос в процессе обучения. Такой разговор
должен вестись в скромной, сдержанной манере, без намека на ко-
кетство и тому подобные вещи.
И мужчины, и женщины должны стараться выглядеть скромно и
не привлекать излишнего внимания противоположного пола своим
внешним видом. Как мужчины, так и женщины должны отказаться
от облегающей одежды и не обнажать аурат (те части тела, кото-
рые обязательно скрывать от посторонних по Шариату). Кроме того,
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, явно
указал на то, что женщинам запрещено пользоваться духами (вне
дома), так как это может привлечь внимание посторонних мужчин.
И мужчины, и женщины должны опускать свой взгляд.
Категорически запрещено прикасаться друг к другу (кроме случаев,
когда срочно необходима медицинская помощь, а врача того же пола
нет). Запрещено также оставаться наедине.
Если человек противоположного пола поздоровается с вами сло-
вами «ассаламу алейкум», следует ответить ему, но шепотом, чтобы
он не слышал вашего голоса.
Запрет на общение между полами распространяется и на вир-
туальную реальность! Это значит, что не следует поддерживать ин-
тернет-переписку с противоположным полом без нужды. Если такая
нужда возникла (например, если вы выбираете супруга/супругу или
ищете ответ на вопрос по религии), то следует обойтись без флирта,
шуток и смайликов, переходя непосредственно к интересующей вас
теме.
Отметим, что даже после помолвки мужчине и женщине за-
прещено оставаться друг с другом наедине и каким-либо образом касаться друг друга. Это станет дозволено лишь после заключения
брака — и ни минутой раньше.

КТО ТАКИЕ МАХРАМЫ?

Все нормы Ислама относительно взаимоотношений с противопо-
ложным полом напрямую связаны с понятием «махрам». Махрамы
– это те, с кем по Шариату запрещено (харам) вступать в брак. В
общении с махрамами нет такой строгости, как в общении с теми, с
кем теоретически возможен брак. С махрамами противоположного
пола дозволено находиться в одном помещении, а женщинам, если
все вокруг – махрамы, дозволено не покрывать голову.

Кто же входит в эту категорию?

1. К махрамам относятся кровные близкие родственники.
Обратите внимание, что представление о близком родстве в Исламе
не полностью совпадает с современным европейским. Так, в Исламе
брак запрещен с:
- родным братом/сестрой;
- отцом/матерью;
- дядей/тетей по матери и отцу (имеются в виду родные братья/
сестры отца или матери, их супруги родственниками не считаются);
- племянником/племянницей;
- сыном/дочерью и т. д.
Однако брак с двоюродным братом/сестрой дозволен, хотя и не-
желателен. Таким образом, носить хиджаб перед двоюродными бра-
тьями – обязанность мусульманки, даже если она всегда относилась
к ним как к родным, росла вместе с ними и не собирается выходить
за них замуж.
2. Кроме того, в категорию махрам входят также люди, кото-
рые стали твоими родственниками в результате вступления в брак.
Например, мать жены навсегда становится запретной для брака,
как только мужчина заключил брачный договор с ее дочерью, то
же касается отца мужа. Благодаря существованию данных правил в
Шариате женщина может спокойно проживать вместе с родителями
мужа, став частью их семьи, а муж может поддерживать отношения
с матерью своей жены. С точки зрения Ислама принципиально, в какой компании вы
находитесь и общаетесь. Например, если в гости к мужчине-мусуль-
манину приходит его родная тетя (сестра его матери), он может при-
нимать ее и общаться с ней, при этом тетя не обязана полностью
закрывать свое тело (всё, кроме лица и кистей рук). В то же время
женщина не имеет права снимать платок при родном брате свое-
го мужа и свободно общаться с ним, так как он не является для нее
махрамом и теоретически, если ее нынешний муж умрет или даст ей
развод, она может выйти замуж за его брата.
Степень родства необходимо учитывать при повседневном об-
щении и организации встреч семьи, чтобы не впасть в запретное.
Особенно это касается семей, где часть родственников не придер-
живается Ислама, потому что в таких семьях женщины не носят хид-
жаб, что делает их присутствие в смешанном собрании не-махрамов
абсолютно недопустимым.

Что делать, если вы живете с отчимом/мачехой?

Супруг кого-либо из ваших родителей становится для вас мах-
рамом в том случае, если заключен брак, и между супругами была
интимная близость хотя бы раз.
Например, если ваш отец снова женился после смерти вашей
родной матери или развода с ней и живет половой жизнью со своей
новой женой, эта женщина (ваша мачеха) стала для вас махрам, по-
этому вы можете находиться с ней в одной комнате, даже если она
не носит хиджаб. То же касается ситуации, когда девушка-мусуль-
манка живет с отчимом.
Тем не менее, ученые отдельно упоминают, что не следует оста-
ваться наедине с падчерицей (дочкой жены) или молодой матерью
жены, хотя они формально и являются для мужчины махрамами.
Суть данного предписания в том, чтобы закрыть все возможные
двери для греха, ведь между отчимом и падчерицей, как правило,
нет естественного ощущения родства, как между отцом и дочерью,
особенно если мать вышла замуж второй раз, когда дочь уже была
взрослой.

15 страница21 марта 2020, 12:36