ОРИЕНТИРЫ И ЦЕННОСТИ | ЧАСТЬ 2
ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ
О тяжелом положении женщины в Исламе ходят легенды. По
представлениям большинства немусульман, это такая лишенная
прав, несчастная и необразованная домохозяйка, которую мужчи-
ны на протяжении всей ее жизни принуждают к тому, чего она, на
самом деле, совершенно не хочет делать. В западном обществе все
громче звучат призывы «освободить мусульманку». Нужно ли му-
сульманку освобождать? Попробуем разобраться.
Итак, каковы права женщины в Исламе?
Религия
Во-первых, Аллах в Благородном Коране обращается равным об-
разом как к мужчинам, так и к женщинам.
Например, Он говорит (смысл):
«Искренне верующим, совершающим добродеяния в этой, ближней
жизни, будь то мужчины или женщины, Мы даруем благодатную, пре-
красную жизнь, и они будут довольны и терпеливы к невзгодам жизни и
признательны Аллаху за Его Милость. А в будущей жизни Мы воздадим
им прекрасной двойной наградой за их деяния в ближней жизни!» (сура 16
«Ан-Нахль», аят 97).
Женщина равна мужчине в наиболее принципиальном вопро-
се — вопросе веры. На женщину по достижению ею совершенно-
летия — так же, как и на мужчину, — возлагаются религиозные
обязанности.
Женщина, подобно мужчине, обязана получать знания. Так,
если муж не может объяснить жене какие-то религиозные вопро-
сы, относящиеся к основам веры, она может пойти к ученому, чтобы
разобраться в том или ином аспекте Ислама.
Правовые аспекты
Женщина защищена Шариатом от клеветы: например, обвине-
ние невинной женщины в прелюбодеянии — это большой грех.
Женщина имеет право на наследство.
Свидетельство женщины принимается в суде15.
Женщина сама распоряжается своим имуществом (тем, что до-
сталось ей по наследству, и тем, что она сама заработала).
Семья
В Коране указывается, что женщины и мужчины ответственны
друг за друга.
Всевышний Аллах говорит (смысл):
«Верующие мужчины и верующие женщины — друзья, сторонники и
соратники. Благодаря своей вере, они побуждают друг друга к исполнению предписаний религии истины и удерживают от того, что их религия не
одобряет. Они совершают молитву (солят) в назначенное время и дают
в своё время очистительную милостыню тому, кто заслуживает её, и
повинуются Аллаху и Его Посланнику. Они удерживают от порицаемого,
не разрешённого Аллахом и Его Посланником. Этих помилует Аллах. Он
будет Милостив к ним и будет заботиться о них. Поистине, Аллах Велик
и Мудр!» (сура 9 «Ат-Тауба», аят 71).
Хорошее отношение к жене рассматривается как отличительная
черта праведного мусульманина.
«Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим
женам. А я самый лучший для своих жен»16.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Мир этот дается во временное пользование, а лучшим из того,
что можно получить в этом мире, является праведная жена»17.
Еще несколько хадисов:
«Какая бы женщина ни сделала облегчения своему мужу в разме-
ре махра (свадебный дар мужа жене), она удостоится вознагражде-
ния, как за принятые Аллахом малое и большое паломничества. Ей
прощают все грехи, прежние и последующие, совершенные созна-
тельно или несознательно, явные и скрытые».
«Птицы в полете, рыбы в реках, ангелы в Раю и животные в
джунглях просят о прощении грехов для женщины, которая слуша-
ется мужа и покорна ему».
15. Немусульмане возмущаются, что свидетельство двух женщин приравнивает-
ся к свидетельству одного мужчины. Однако было бы глупо отрицать, что женщина
куда эмоциональней мужчины и оттого, движимая чувствами, может передать что-
то неправильно. Шариат учитывает это, тем самым уменьшая возможность судебной
ошибки.
16. Хадис привел Муслим.
17. Этот хадис передал Тирмизи.
Счастье материнства
О великих вознаграждениях, которые женщина получает за ис-
полнение роли матери, есть много хадисов. Вот два из них:
«Какая бы женщина ни забеременела от законного мужа, она,
пока зародыш будет находиться в ее утробе, получает воздаяние,
как тот, кто сражается на пути Аллаха, постясь днем и проводя
ночь в поклонении».
«Нет ни одной женщины, переносившей родовые схватки, кото-
рая по числу схваток не получила бы воздаяния, предназначенного за спасение человеческой жизни, а после рождения этого ребенка за
каждое его кормление — воздаяние, как за освобождение раба».
Отношение мусульман к матери — в высшей степени почти-
тельное. В одном из хадисов говорится: «Рай находится под ногами
матерей».
Женщина в Исламе и западный феминизм
К женщине в Исламе относятся как к великой ценности, кото-
рую следует хранить и оберегать. Именно из этого проистекают
многие предписания — из уважения к женщине и стремления защи-
тить ее достоинство, а не из желания унизить ее. Хиджаб, например,
оберегает женское целомудрие, скрывая красоту, так что в обще-
стве женщину ценят не за внешность, а за нравственные качества.
Аналогичным образом запрет на путешествия без мужа или близко-
го родственника имеет целью уберечь женщину от смуты.
Женщина по Шариату имеет право на полное материальное
обеспечение сначала со стороны родителей, а после замужества со
стороны супруга, то есть обязанности обеспечивать себя самостоя-
тельно на женщине нет ни на каком этапе ее жизни. Что касается
«права» на работу, то женщина может работать, если это не проти-
воречит интересам семьи — муж (или родители) не против, а сама
работа дозволена Шариатом. Если это кажется ущемлением прав, то
стоит вспомнить, что для женщины только в двадцатом веке стало
модно покидать дом ради работы.
Современный индийский ученый, муфтий Таки Усмани в одной
из проповедей сказал:
«У современных культуры и цивилизации странная философия.
Если женщина дома готовит еду для мужа и детей, это регресс, это
считается старомодным. Но, если та же самая женщина становит-
ся стюардессой и обслуживает пассажиров, при этом выступая ми-
шенью для чьих-то жадных взглядов, это называется прогрессом и
свободой. Если католичка не выходит из дома и ведет хозяйство для
своих родителей, братьев и сестер, это называется заточением и
унижением. Но, если она устроится работать продавщицей в мага-
зин и будет привлекать клиентов своей обворожительной улыбкой или покорно делать то, что говорит начальство в офисе, это назы-
вается свободой и почетом. Всё это подлежит осуждению».
Аллах создал женщин, чтобы они занимались организацией и
ведением домашнего хозяйства, семейными делами. Домашние дела
становятся для женщины поклонением, роды — это ее джихад, ее
молитва ценнее, когда она совершается дома, а не вне его пределов.
Занимаясь домашними делами, воспитывая детей, заботясь о муже,
женщине проще добиться довольства Всевышнего, поскольку обыч-
но ей легко дается все вышеперечисленное: Аллах наделил женщи-
ну чуткостью, аккуратностью, любовью к детям в большей степени,
чем мужчину.
Запад, с одной стороны, игнорирует естественные различия
между мужчиной и женщиной. Женщину буквально «вбрасывают»
в общество, вынуждая работать. И она больше не может выбирать
работу в соответствии с требованиями женственности. Чтобы зара-
ботать достаточное количество денег, она должна выбирать такую
профессию, которая заставляет ее отказаться от женского в себе,
например, от роли матери или от типично женской мягкости в ха-
рактере. Каков результат? Разрушение семьи, уничтожение жен-
ственности как таковой, снижение рождаемости, вымирание.
Вместе с этим, когда женщина становится пожилой, Запад вне-
запно лишает ее всех привилегий; теряя внешнюю привлекатель-
ность, женщина подвергается унижениям. В исламском обществе
напротив, в старости женщину ценят и уважают, к ней прислушива-
ются. А уж мысль отдать мать в дом престарелых вообще не придет в
голову нормальному мусульманину!
Женщина в Раю
В конечном итоге все предписания Шариата по отношению к
женщине помогают ей сохранить праведность. А праведная женщи-
на в Раю будет достойнее и красивее, чем гурии, и она может добить-
ся высоких степеней пред Всевышним. Что может быть прекраснее
такой участи?
«О женщины, праведные из вас войдут в Рай прежде правед-
ных мужчин. Когда мужья войдут в Рай, женщины встретят их, искупавшись, благоухая. Эти женщины будут на красных и желтых
экипажах, окруженные детьми, прекрасные, как жемчужины».
МНОГОЖЕНСТВО
Исламский закон разрешает мужчине брать до четырех жен
(одновременно).
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране (cмысл):
«Если вы боитесь, что не будете справедливыми к сиротам, то бой-
тесь также быть несправедливыми по отношению к своим женщинам.
Вы можете жениться на двух, трёх, четырёх одновременно, но не больше,
и вы должны быть уверены, что будете справедливы ко всем. Если же вы
боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной…»
(сура 4 «Ан-Ниса’», аят 3).
Вопреки распространенному сегодня мнению, Ислам не явля-
ется религией, которая объявила дозволенным полигамный брак.
Напротив, до пророческой миссии Пророка Мухаммада, да благо-
словит его Аллах и да приветствует, многоженство практиковалось
во многих обществах и без ограничений, а в последнем Шариате,
которому следуют мусульмане сегодня, многоженство было по-
ставлено в строгие рамки. Например, в современной Библии содер-
жатся упоминания о том, что пророки (например, Давид, Авраам и
Соломон) имели более одной жены, и нет никакого запрета на по-
лигамный брак. Многоженство воспринимается как исключительно
исламская особенность просто потому, что последователи других ре-
лигий по разным причинам перестали его практиковать.
Новообращенному мусульманину идея многоженства может
быть непривычна. Женщины, ревнуя своих мужей, иногда и вовсе
дурно отзываются о полигамном браке. Но ведь, будучи недоволь-
ным самой идеей многоженства, человек проявляет недовольство
законом Аллаха, а это недопустимо.
Всевышний Аллах разрешил многоженство, и в этом много му-
дрости. Многоженство — это не обязанность, однако оно дозволено.
Как быть, например, когда после войны женщин осталось гораздо
больше, чем мужчин? Что делать, если жена бесплодна, а мужчина хочет детей? Надо не забывать, что Закон Аллаха универсален, в нем
есть решение для всех ситуаций, вплоть до Судного дня.
Современный алжирский ученый, шейх Шамсуддин аль-Буруби
рассказывает:
«Мне больно осознавать, что в Алжире 11 миллионов незамуж-
них девушек. 11 миллионов! Возможно, это больше, чем все населе-
ние Ливии. Население Ливии — примерно 8 миллионов человек. 11
миллионов незамужних девушек! В Египте 9 миллионов незамужних
девушек. Но население Египта составляет 80 миллионов человек,
то есть 9 миллионов из 80-ти. А у нас 11 миллионов из 30-ти! Эта
цифра ужасает! Я поддерживаю полигамию для решения этой про-
блемы, но не ставлю ее во главу угла. Тем не менее, многоженство
продолжает быть одним из инструментов решения этой проблемы.
11 миллионов незамужних девушек! Из них 6 миллионов — в возрасте
от 35-ти лет. А вам известно, что в алжирском обществе не берут
девушку замуж, если она достигла 35 лет?! Но у нас 6 миллионов та-
ких незамужних девушек. Куда им деваться тогда!? Возможно, они
выйдут замуж как вторые жены».
У многоженства есть свои условия. Мужчина обязан всех жен
одинаково обеспечивать необходимым в еде, одежде и жилье и обя-
зан одинаково делить ночи между женами.
В хадисе, переданном Тирмизи, Абу Даудом и другими, говорится:
«Кто женился более, чем на одной, и был несправедлив к своим
женам, того Аллах воскресит в Судный день кривобоким».
Поэтому полигамный брак — это большая ответственность для
мужчины. Если есть сомнения в том, что будешь справедлив, лучше
не брать вторую жену.
САДАКА
Садака (милостыня) означает отдавать что-либо кому-то с целью
получить награду от Всевышнего Аллаха и Его довольство, то есть
в качестве акта поклонения. Раздача милостыни является богоугод-
ным делом. Добровольные пожертвования уберегают мусульманина
от огня Ада.
Ислам побуждает нас делиться имуществом с другими. Человек
не должен бояться, что ему ничего не останется, потому что пропитание дает Всевышний Аллах и только от Него зависит, хватит
нам средств на жизнь или нет. Пророк Мухаммад, да благословит его
Аллах и да приветствует, никогда не отказывал нуждающимся, без
колебаний раздавал в качестве милостыни своё имущество до по-
следнего динара.
В качестве садака человек может дать деньги, какие-то вещи, ус-
луги, продать вещь дешевле, чем она стоит, или дать за вещь больше,
чем просит продавец. Есть также поступки, которые приравнивают-
ся к садака, например, тратить имущество на свою семью, убрать с
дороги посторонний предмет, который мешает людям и транспорту,
выслушивать мусульман, улыбаться им и т. д.
Будет правильным делать пожертвования из тех вещей, которые
нравятся тебе самому, а не отдавать другим плохие вещи. Садака
очень ценна, даже если у человека есть возможность поделиться с
другим чем-то малым, казалось бы, незначительным.
Ислам предписывает помогать, в первую очередь, своим род-
ственникам, затем мусульманам, живущим по соседству. Не следует
отдавать милостыню посторонним людям, когда твои родные, близ-
кие или дальние, нуждаются.
Самая ценная милостыня — та, которую человек дает тайно, что-
бы другие не знали об этом. Но если речь идет об ученом или уважае-
мом человеке, с которого все берут пример, хорошо дать милостыню
открыто, чтобы то же сделали другие мусульмане, если нет опасно-
сти, что будешь делать это напоказ.
Ценность тайной милостыни — в том, что человек оберегает
своё намерение, то есть дает милостыню только ради Аллаха, а не
ради того, чтобы заслужить почет среди людей и благодарность того,
кто получает от него милостыню. Кроме того, это помогает нуждаю-
щемуся человеку сохранить чувство собственного достоинства, ведь
ему не приходится просить или испытывать чувство долга перед
кем-то из людей.
Раздавать садака необходимо из заработанного дозволенным пу-
тем имущества. Лучше давать тем, кто сам не просит, но нуждается.
СКРОМНОСТЬ
Скромность — это большая добродетель. Именно она противо-
поставлена гордыне — пороку, который погубил иблиса — джинна,
который счел себя лучше пророка Адама, мир ему. Скромность укра-
шает как женщину, так и мужчину, и добиться истинной скромности
можно лишь через Ислам. Подумайте сами, если все наши действия
созданы Всевышним Аллахом, очевидно, что нашей заслуги в них
нет: гордиться нечем, надо лишь благодарить Господа за дарованные
блага. Наши знания и умения, наши достоинства, наш Ислам — это
милость от Создателя. Если человек возгордится и не будет благода-
рить Аллаха, Всевышний может забрать у раба и богатство, и знания,
и способности, и веру.
У скромности есть еще один аспект. В наше время среди неве-
рующих ценится искушенность и «пробивные» качества. Над стес-
нительными девушками иногда смеются; воспитанный и скромный
ребенок считается забитым и травмированным; наглый юноша —
образец для подражания у современной молодежи; начальники гор-
дятся своей должностью. Всё это — явные свидетельства того, что
перед Концом Света ценности вывернуты наизнанку.
На самом деле, скромность — это прекрасно. Для мужчины же-
ниться в первый раз, будучи девственником, не стыдно: именно так
и происходит по Шариату. Женщину украшает стыдливость: вопре-
ки распространенному мнению, именно скромные девушки в хид-
жабах быстро выходят замуж, гораздо быстрее светских красавиц,
выставляющих себя напоказ. Карьера — не повод для заносчивости:
чины и звания земного мира ничего не стоят.
Наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был
очень скромным человеком. Он сам штопал свою одежду, сам чинил
свои башмаки, был очень застенчив. Если посланный как милость
для миров Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да привет-
ствует, не гордился своим положением, разве мы имеем право гор-
диться чем-либо?
ЩЕДРОСТЬ
Щедрость — признак того, что сердце человека не привязано к
его имуществу.
Ислам предписывает проявлять щедрость к окружающим, осо-
бенно к гостям. Чем более щедр человек к своей семье, тем больше
увеличивается его достаток. Проявляя щедрость в отношении му-
сульман, верующий заслуживает награду от Всевышнего Аллаха, ра-
дует своих братьев и сестер по вере, устанавливает с ними хорошие
отношения.
Щедрость в отношении неверующих может заставить их заду-
маться, в чем причина такой щедрости. А причина ее — в Исламе,
в том, что мусульманин полагается на Бога, а не на своё имущество.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует,
обучил мусульман тому, что такое щедрость, на собственном при-
мере. Не было более щедрого человека, чем Посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и да приветствует, особенно в месяц Рамадан.
Известен случай, как однажды он, да благословит его Аллах и да при-
ветствует, отдал одному человеку целое стадо овец. Когда этот чело-
век вернулся к своему племени, он сказал, чтобы все они принимали
Ислам, потому что Мухаммад, да благословит его Аллах и да привет-
ствует, ведет себя как человек, который не боится бедности. Вот к
чему должны стремиться все мусульмане.
Всем на свете владеет Всевышний Аллах, а люди только поль-
зуются, поэтому бояться бедности бессмысленно, ведь пропитание
предопределено для каждого. Даже если человек не станет делиться
ни с кем и будет прятать свое имущество в сундук, не тратя ничего,
если Всевышний Аллах не пожелает сделать его богатым, он тако-
вым не станет.
Проявлять щедрость необходимо только ради довольства
Всевышнего Аллаха, ради сохранения и распространения религии,
но не для того, чтобы заслужить расположение других или услышать
похвалу и благодарность в свой адрес.
БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл):
«О люди, Мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас
народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Лучший среди вас
перед Аллахом — богобоязненный. Поистине, Аллах Всезнающий» (сура 49
«Аль-Худжурат», аят 13).
Всевышний Аллах ниспослал этот аят, чтобы предостеречь лю-
дей от высокомерия. Известный толкователь Корана Ибн Касир,
комментируя эти слова Всевышнего, пишет, что перед Аллахом
один раб может превосходить другого только богобоязненностью,
а не, например, знатным происхождением. Мусульманин должен
понимать, что все люди произошли от прародителей человечества
Адама, мир ему, и Хавы, а истинное достоинство перед Аллахом — в
богобоязненности.
Богобоязненность (араб. таква) означает строгое следова-
ние приказам Всевышнего Аллаха и отстранение от того, что Он
запретил.
Смысл: «Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, стра-
шатся Аллаха и проявляют богобоязненность, обрели успех» (сура 24
«Ан-Нур», аят 52).
Богобоязненность является отличительной чертой верую-
щего. Человек, который обладает таква, не забывает о том, что
Всевышнему Аллаху известно всё, что он делает. Осознавая этот
факт, мусульманин стремится заслужить довольство Господа и из-
бежать наказания. Не все верующие в равной мере обладают этим
качеством, но Всевышний Аллах дал людям различные средства для
достижения богобоязненности, например, пост.
Признаком богобоязненности можно считать щепетильность
верующего в делах религии, отказ от грехов, страх, что твои благие
дела не будут приняты, воздержание от всего, что может отдалить
человека от Всевышнего Аллаха, и отказ от сомнительного в пользу
тех вещей, в дозволенности которых есть твердая уверенность.
ЧУДЕСА
Мусульмане верят в возможность чуда. Под чудом следует пони-
мать событие, которое противоречит привычному ходу вещей.
Чудеса, которые совершали пророки, мир им, называются «муд-
жизат». Эти чудеса Всевышний Аллах даровал пророкам как довод в
пользу того, что пророк не лжет. Отличительной чертой таких чудес
было то, что противники пророка не могли повторить его чудо, то есть
получали явный довод, которому нечего было противопоставить.
Всевышний Аллах также может дать способность совершить
чудо людям не из числа пророков. Такие верующие относятся к ка-
тегории святых праведников (вали), которые отличаются особой ще-
петильностью в соблюдении религии и высокой степенью духовно-
го совершенства. В таких случаях чудо — это необычный феномен,
который Аллах проявляет в руках вали. Этот вид чуда называется
«карамат».
Чудеса — это не абсурд, а реальность. Всевышний Аллах сотво-
рил мир и установил в нем такой порядок, какой пожелал. Но нуж-
но понимать: всё, что происходит в этом мире, происходит по Воле
Аллаха, а не течет само по себе по законам, которые когда-то были
установлены и не подлежат изменениям в дальнейшем. Все действия
в этом мире творит Всевышний Аллах, больше никто. И Он, если по-
желает, может нарушить привычные нам связи между вещами. Для
Аллаха нет ничего сложного. Мы наблюдаем за миром и видим, что
солнце восходит на востоке, огонь сжигает, пища насыщает, чело-
век ходит по земле, а не по воде или по воздуху, нож режет и так
далее. Все эти факты для нас привычны и кажутся естественными
— мы так решили на основании опыта, но это не значит, что не мо-
жет быть иначе. Для Аллаха точно так же легко будет сделать так,
чтобы человек ходил по воде, солнце взошло на западе, а небольшого
количества пищи хватило на сотни человек. Если мусульманин бу-
дет твердо убежден во Всемогуществе Аллаха и в том, что Аллах —
единственный Творец всего в этом мире, возможность чудес станет
для него очевидным фактом.
ДЖИННЫ
Из Священного Корана и хадисов Пророка Мухаммада, да благо-
словит его Аллах и да приветствует, известно, что, помимо людей и
ангелов, существуют такие творения Всевышнего Аллаха, как джин-
ны. Джинны относятся к категории живых существ, которых чело-
век увидеть не может, что говорит об ограниченности возможностей
наших органов чувств.
Джинны сотворены из огня, они имеют пол, рождаются, заклю-
чают браки и т. д. Кроме того, на них, как и на людей, распространя-
ется таклиф — обязанность соблюдать Ислам. Известно, что Пророк
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, был послан
как к людям, так и к джиннам.
Некоторые люди так или иначе ощущали присутствие джиннов,
как в наше время, так и во времена Пророка Мухаммада, да благо-
словит его Аллах и да приветствует. В этом нет ничего сверхъесте-
ственного — это просто другой тип созданий Всевышнего Аллаха.
Если человек чувствует присутствие чего-то/кого-то, возможно, что
это джинн, но концентрироваться на этом не следует.
Неверующие джинны могут приносить людям разного рода вред,
сбивать их с истинного пути, сеять в сердцах сомнения и смуту. Тем
не менее, это совсем не значит, что каждую проблему (психологиче-
скую, со здоровьем и т. д.) следует относить к их влиянию. Чтобы за-
щититься от вреда, в том числе и влияния джиннов, человек должен,
в первую очередь, стараться как можно меньше грешить, произно-
сить молитвы-дуа с этой целью и читать, в частности перед сном,
особые суры из Корана.
ГРЕХ
Грех — это любое деяние, которое запретил Всевышний Аллах.
Совершение грехов наносит человеку вред как в этой жизни, так и в
жизни следующей.
Среди всех грехов выделяют особо тяжкие грехи, которые на-
зываются «кабаир». Самый большой грех — это многобожие (ширк).
Также к большим грехам причисляют колдовство, убийство без пра-
ва на это (то есть не по суду и не на войне), присвоение имущества сироты, ростовщичество, дезертирство с поля боя, обвинение цело-
мудренной мусульманки в прелюбодеянии, непослушание в отно-
шении родителей и совершение какого-либо греха в мечети «Аль-
Харам» в Мекке. Если человек усердствует в малом грехе, он подобен
тому, кто совершает большой грех.
Совершающий большие грехи является нечестивцем и большим
грешником, но, при условии что он сохраняет веру в истинность всех
предписаний Ислама, он продолжает оставаться мусульманином.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотовари-
щей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожела-
ет» (сура 4 «Ан-Ниса», аят 48).
Всевышний Аллах, если захочет, может простить мусульманина,
даже если верующий не успел покаяться перед смертью, а если не
простит, то мусульманин отправится в Ад, понесет наказание за свои
грехи, а затем будет по Милости Аллаха введен в Рай. Единственное,
что никогда не будет прощено, — это придание сотоварищей Аллаху
(ширк).
Грех (кроме многобожия) не делает человека неверующим. Но
при этом категорически запрещено считать какое-либо грехов-
ное действие дозволенным или безвредным для себя. Если человек
убежден, что совершать намаз необязательно, или не видит ничего
дурного в том, чтобы воровать или совершать прелюбодеяние, он не
может считаться мусульманином, потому что не верит в истинность
повелений Всевышнего Аллаха.
Кроме того, грехи не проходят для нас бесследно. Грешнику, если
Аллах не смилостивится над ним, становится всё труднее и труднее
соблюдать установления Ислама, его начинают одолевать сомнения,
его связь с Аллахом ослабевает и может со временем исчезнуть со-
всем. Постоянное совершение грехов может привести к тому, что в
итоге человек потеряет самое дорогое, что у него есть, — веру.
Тому, кто совершил грех, следует немедленно покаяться с наме-
рением больше не возвращаться к греху.
Мусульманам категорически запрещено способствовать кому-
либо в совершении греха. Ведь всё, что запрещено для мусульман, запрещено и для всех остальных людей. Нельзя быть довольным тем,
что кто-то грешит, — будь то мусульмане или немусульмане. Если
ваши родственники не соблюдают все предписания Ислама или во-
обще не являются мусульманами, вам всё равно нельзя способство-
вать им в грехе. Например, запрещено подавать кому бы то ни было
на стол запретную пищу, наливать алкоголь, дарить родственникам
мужского пола золотые украшения, покупать родственницам жен-
ского пола одежду для улицы, которая не соответствует требова-
ниям Шариата, и так далее. Даже если человек никогда не примет
Ислам и умрет в неверии, тот факт, что он мало грешил, может по
Воле Аллаха сделать то страшное наказание, которое будет в Аду, не-
много легче, чем у тех, кто грешил постоянно.
Грех всегда остается грехом, и, чем меньше грешите вы сами и
люди вокруг вас, тем лучше.
ПОКАЯНИЕ
В арабском языке покаяние обозначают словом «тауба».
Верующий раскаивается в своих грехах, просит за них прощения у
Господа, и Всевышний волен простить своего раба, если пожелает.
Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл):
«Просите у Аллаха прощения за ваши грехи и за то, что вы пропу-
стили из добрых деяний. Поистине, Аллах прощает грехи верующим и
оказывает им Свою Милость!» (сура 73 «Аль-Музаммиль», аят 20).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хотя и был
защищен от всех грехов, сам просил прощения у Аллаха, чтобы это
послужило примером для мусульман. Он, да благословит его Аллах и
да приветствует, сказал:
«Поистине, я каждый день 100 раз прошу Аллаха о прощении
грехов».
У покаяния есть несколько условий:
1) Перестать совершать то, в чем раскаиваешься. Не годится ка-
яться в употреблении алкоголя, держа рюмку в руке.
2) Раскаяться искренне
3) Иметь намерение больше не совершать этот грех. Это не оз-
начает, что человек, один раз покаявшись в каком-то грехе, больше
никогда его не совершает. Человек слаб — и может вновь оступить-
ся. Однако в момент раскаяния надо иметь намерение не повторять
это прегрешение.
4) Если этим грехом вы нанесли ущерб другому человеку, ущерб
следует возместить, например, вернуть украденное.
Просить прощения у Аллаха можно на любом языке. На араб-
ском же есть специальные формулы. Самая простая из них:
«АстагфируЛлах», — что означает: «Я прошу прощения у Аллаха».
Нужно каяться в грехах и просить прощения у Всевышнего как
можно больше, в идеале — постоянно.
СМЕРТЬ
Всевышний Аллах создал людей и определил для каждого, как,
где и когда он умрет.
Неверующие люди пытаются найти средства для обретения
бессмертия в этом мире. Все их усилия тщетны, потому что из
Священного Корана и хадисов нам известно, что каждый рано или
поздно умрет:
В Священном Коране сказано (смысл):
«Каждая душа вкусит смерть» (сура 3 «Али Имран», аят 185).
От смерти нельзя убежать, спрятаться или защититься. Когда че-
ловек умрет, он уже не сможет вернуться обратно, чтобы исправить
свои ошибки или изменить что-либо. Поэтому следует заранее гото-
виться к смерти посредством отстранения от грехов.
Ислам поощряет размышление о смерти. Пророк Мухаммад, да
благословит его Аллах и да приветствует, учил своих сподвижников
вспоминать о смерти как можно чаще:
«Почаще вспоминайте уничтожающую радости».
Мысли о смерти избавляют от зависти, от любви к мирским бла-
гам. Когда человек вспоминает о смерти в тяжелые времена, ему ста-
новится легче. Если он много грешит, мысли о смерти помогают ис-
правиться и не откладывать покаяние на потом. Важно вспоминать о смерти во время болезни, тогда сердце верующего смягчается, он от-
страняется от грехов, проявляет покорность Воле Бога без несогла-
сия или недовольства тем, что дал ему Всевышний Аллах. Находясь
около умирающего человека, следует побудить его к тому, чтобы
он произнес слова Единобожия — «Ля иляха илляЛлах» — перед
смертью.
Когда человек умирает, его душа отделяется от тела. Души из тел
забирает ангел Азраиль. Забирая душу праведника, он предстает в
прекрасном облике, а для грешника — в ужасном.
Смерть — это не конец, а переход от мирской жизни к жиз-
ни вечной. Поэтому для верующего, который соблюдал повеления
Всевышнего Аллаха, смерть — это радостное событие, освобож-
дение от бед, тревог и трудностей, которые были у него в земной
жизни.
ПОХОРОНЫ
Мусульманина хоронят практически сразу после его смерти, не
откладывая. Умершего омывают по установленным правилам, затем
заворачивают в саван — несколько слоев ткани, как правило, белой.
Человека следует похоронить в той местности, в которой он умер,
независимо от того, скончался он у себя на родине или нет.
На живых мусульманах лежит обязанность совершить по покой-
ному похоронный намаз (намаз аль-джаназа). При совершении по-
хоронного намаза тело умершего стоит перед молящимися. Этот на-
маз совершается стоя, состоит из такбиров (такбиром называется
фраза «Аллаху Акбар») и дуа — в нем нет ни поклонов, ни чтения
сур из Корана.
После похоронного намаза покойного кладут на носилки и несут
на мусульманское кладбище, чтобы опустить в могилу. В стене моги-
лы делается ниша, в которую на правый бок лицом в сторону киблы
(направлении на Каабу) кладут покойного. Затем могилу засыпают
землей.
Дозволено выражать соболезнования родственникам умершего.
Рыдать и рвать на себе волосы в качестве выражения скорби о кон-
чине кого-либо категорически запрещено.
В могиле к человеку приходят ангелы Мункар и Накир, которые
проводят допрос. Умерший должен ответить, кто его Господь, како-
ва его религия и кто его пророк. Верующий ответит, что его Господь
— Всевышний Аллах, религия — Ислам, а пророк — Мухаммад, да
благословит его Аллах и да приветствует. Неверующие и лицемеры
не смогут ответить на эти вопросы. Могила будет для человека или
одним из садов Рая, или местом трудностей и мучений. Тому, кто от-
ветит на вопросы ангелов, будет сообщена радостная весть о том, что
ему уготован Рай.
Мусульманин должен быть похоронен по Шариату. Если ваши
родственники не являются мусульманами, необходимо заранее
предупредить их об особенностях исламских похорон. Хорошо до-
говориться с кем-то из мусульман, чтобы в случае вашей смерти он
взял на себя обязанность сделать всё необходимое.
КОНЕЦ СВЕТА. ДАДЖАЛЬ
Точную дату наступления Конца Света знает только Аллах. Тем
не менее, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да при-
ветствует, сообщил нам некоторые признаки приближения Конца
Света. Среди прочего, известно, что ближе к Концу Cвета распро-
странится невежество, люди будут открыто грешить (употреблять
спиртное, совершать прелюбодеяние, играть в азартные игры и т.
д.), исчезнут понятия о дозволенном и запретном, дети перестанут
уважать своих родителей. Также известно, что перед Судным днем
появится особый дым над землей, объявится имам Махди, придет
Даджаль (Антихрист), спустится с небес пророк Иса (Иисус), мир
ему, появится некое животное даббат аль-ард, солнце взойдет с за-
пада, Коран будет забран с земли, и останутся только чистые листы,
а потом нападут племена Яджудж и Маджудж.
Появление имама Махди станет большой радостью для всех му-
сульман. Он придет восстановить порядок, когда земля заполнится
несправедливостью. Он будет из рода Пророка, да благословит его
Аллах и да приветствует, и черты его лица будут как у арабов. Ему
принесут присягу в мечети аль-Харам. Затем он прибудет в город
Куфу и отправит войска во все стороны.
Пророк Иса, мир ему, спустится на землю — на минарет мечети
Омейядов в Дамаске, и его духовное состояние будет удивительно
— это райское состояние того, кого любит Аллах. Когда имам Махди
увидит пророка Ису, мир ему, то предложит ему возглавить молитву,
но Иса, мир ему, ответит: «Призыв на молитву звучал для тебя, по-
этому выходи вперед!» И он помолится за имамом Махди.
После утренней молитвы имам Махди передаст пророку Исе,
мир ему, правление исламской общиной, и Иса, мир ему, направит-
ся в Иерусалим, чтобы вернуть его к истине, наставлению и свету.
К тому времени объявится Даджаль — Антихрист. Он будет од-
ноглазым, и — как передается — у него на лбу будет написано «кя-
фир» (неверующий). Власть денег и материализм, что мы наблюдаем
в наше время, — это предвозвестники Даджаля. Люди поклоняются
этому миру, они беспокоятся лишь о мирском, думают о мирском,
их религия — мирское, их сознание — мирское. И Даджаль придет в
этот мир как миссионер. Он станет известен повсюду, он будет тво-
рить чудеса и объявит себя богом.
Однако Даджаль не сможет войти в Лучезарную Медину — го-
род Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветству-
ет. Ангелы встанут у ворот города и преградят путь Даджалю. Он по-
смотрит издали на мечеть Пророка, да благословит его Аллах и да
приветствует, и скажет: «Взгляните туда, на то белое здание — это
дворец Ахмада». Даджаль попытается войти в город, но не сможет.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал, что,
когда Антихрист встанет у ворот Медины, Медина трижды содрог-
нется и каждый, в чьем сердце будет лицемерие, притворство или
что-либо, кроме преданности Господу, перейдет на сторону Даджаля.
Да убережет нас от этого Всевышний Аллах!
В Палестине войско пророка Исы, мир ему, и имама Махди
встретится с войском Даджаля. Когда Даджаль увидит Ису, мир ему,
то он растает — как сказано в одном из хадисов — как соль раство-
ряется в воде. Имам Махди и пророк Иса, мир ему, приблизятся к
Даджалю и поразят его своими мечами.
О верующие! Это не просто история, рассказанная, чтобы не-
много тронуть наши сердца. В это самое время собирается во-
йско пророка Исы, мир ему, и собирается войско Даджаля. Каким образом? Отдельные качества сердец укореняются в правде, а дру-
гие качества склоняются ко лжи…
После окончания смуты Даджаля не останется другой религии,
кроме Ислама.
Когда имам Махди умрет, пророк Иса, мир ему, похоронит его в
мечети аль-Акса.
Появятся племена Яджудж и Маджудж — это два ужасных на-
рода, которые находятся в заточении между двух гор. От Пророка,
да благословит его Аллах и да приветствует, передается: «Они каж-
дый день роют выход из заточения». Они выйдут из заточения в то
время, когда люди будут в спокойствии после убийства Даджаля.
Народы Яджудж и Маджудж будут все сметать на своем пути и не
оставят ни воды, ни растительности. Они будут пожирать всех жи-
вотных. Среди них встретятся и такие, которые будут питаться толь-
ко кровью и человеческим мясом.
Пророк Иса, мир ему, и его последователи укроются на горе
Синай и будут просить Всевышнего о спасении. И Аллах ответит на
их мольбу: народы Яджудж и Маджудж погибнут. Иса, мир ему, и его
сподвижники спустятся с горы. По земле распространится смрад
от трупов Яджудж и Маджудж. Тогда Аллах отправит птиц, которые
сбросят мертвые тела в море. После этого Всевышний ниспошлет на
землю дождь, и мир вернется к своей прежней жизни.
А потом появится даббат аль-ард — животное, чьи размер и об-
лик не описать словами.
Иса, мир ему, женится в Медине, у него родятся два сына. Затем
он заболеет и покинет этот мир.
На земле не останется порядочных людей. По велению Аллаха
солнце встанет с запада. Люди захотят покаяться, но покаяние уже
не будет принято: мусульмане останутся в Исламе, а неверные — в
неверии. Коран заберут с земли: и со страниц, и из сердец тех, кто
знал Слово Аллаха наизусть. Мир заполнится невежеством.
Подует теплый ветер, и все верующие покинут этот мир. Не
останется ни одного мусульманина. И тогда наступит Конец Света.
Он наступит, когда ангел Исрафиль вострубит в рог, который на-
зывается «сур». Звуки этого рога будут ужасны, и всё живое на зем-
ле погибнет.
СУДНЫЙ ДЕНЬ. АХИРАТ. ВЕСЫ. МОСТ СЫРАТ
Ахират — это будущая жизнь, которая начнется после заверше-
ния земной и будет длиться вечно. Мусульманину следует желать,
чтобы награда от Аллаха настигла его в ахирате, а не в этом мире,
ведь эта жизнь временна, а следующей конца не будет. Хорошая
участь в ахирате — это главная цель человека, поэтому верующий
должен желать себе благой участи в следующей жизни больше, чем
успехов в этом мире.
Судный день также называют «последним днем», поскольку это
будет буквально последний земной день. Больше земных дней после
его окончания не будет.
Все, кто когда-либо жил на этом свете, будут воскрешены, вклю-
чая людей, джиннов и животных.
Все люди будут собраны в одном месте, чтобы держать ответ за
то, что они творили в этой жизни. Место сбора называется «мах-
шар». Людям будет очень страшно перед началом Судного дня, ожи-
дание его будет ужасным, и тогда они начнут искать пророков и
просить, чтобы те заступились за них и начался отчет. В итоге они
придут к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да при-
ветствует, он заступится за них, Аллах примет его заступничество,
и Суд начнется.
Все деяния людей будут взвешены на весах, которые называют-
ся «мизан». Взвешивание будет в высшей степени справедливым,
учитывать будут даже самые мелкие и незначительные дела челове-
ка, никто не будет ущемлен в правах. Мусульманин, у которого бла-
гих дел окажется больше, получит книгу с записями своих деяний в
правую руку, тот, у кого больше плохих дел, — в левую или сзади. У
неверующих на одной чаше весов будут плохие деяния, а на другой
не будет ничего, потому что условием принятия благих дел является
вера в Ислам.
В Судный день каждый человек будет отвечать сам за себя.
После того, как закончится Суд, люди должны будут перейти
мост, который называется «сырат». Это мост, который соединя-
ет место сбора людей в Судный день с Раем и находится над Адом.
Люди, заслуживающие наказания в Аду, упадут с этого моста в Ад.
Праведники промчатся по нему быстро — в Рай.
Некоторые верующие получат заступничество пророков, анге-
лов или великих мусульман и по Воле Аллаха смогут получить про-
щение грехов или меньшее наказание.
Верующим будут даны водоемы, из которых они смогут утолить
жажду навсегда перед тем, как войти в Рай.
Все мусульмане в конце концов войдут в Рай и останутся там
навсегда, хотя некоторые перед этим попадут в Ад. Немусульмане
останутся в Аду навечно, потому что отказались принять Ислам.
РАЙ И АД
Рай и Ад уже сотворены и будут существовать вечно. Нам даны
отдельные указания на то, каким будет Рай, а каким — Ад. Однако
следует помнить, что мы не в состоянии в полной мере представить
себе удовольствия Рая и ужасы Ада.
Для Всевышнего Аллаха нет ничего невозможного: Он может
сделать Ад страшным для самого смелого человека, а для обитателя
Рая может устранить все печали и исполнить все желания.
Представьте, насколько красочен и разнообразен наш — земной
— мир, сколько в нем всего. Вечная жизнь будет не менее разноо-
бразной. Хотя мы знаем лишь немногое из того, что будет в Аду и в
Раю, надо понимать, что есть и множество вещей, о которых мы не
знаем и которые мы не в состоянии даже вообразить.
В этом мире счастье и несчастье сосуществуют; но в последней
жизни они будут разделены.
Обитатели Рая будут иметь все, что захотят.
Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, сказал:
«В Раю воззовут: «О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы
были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили
вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никог-
да не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда
не познаете печали!»
Мужчины смогут наслаждаться обществом прекрасных гурий.
Праведные женщины в Раю будут во много раз красивее гурий. Всевышний Аллах обещал, что каждая женщина будет пребывать в
Раю с прекрасным супругом.
Ад огромен и страшен. Жуткие наказания ожидают
неверующих!
Имам Аль-Бухари в своей книге «Тарих» передал:
«Воистину, в Геенне семьдесят тысяч долин, в каждой долине
— семьдесят тысяч ущелий, в каждом ущелье — семьдесят тысяч
дворов, в каждом дворе — семьдесят тысяч домов, в каждом доме
— семьдесят тысяч колодцев, в каждом колодце — семьдесят ты-
сяч змей, рядом с каждой змеёй — семьдесят тысяч скорпионов, и
каждый неверующий и лицемер непременно пройдет через всё это».
В следующей жизни мы будем с теми, кого мы любим. Пусть
Всевышний убережет нас от огня Ада и сделает так, чтобы мы всегда
любили Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да привет-
ствует, всех пророков, мир им, и святых праведников и оказались бы
вместе с ними в Раю. Амин.