11 страница17 января 2017, 19:27

УЧЕНИЕ О ТАЧАНКЕ


   Мне прислали  из  штаба  кучера,  или,  как  принято  у  нас  говорить,
повозочного. Фамилия его Грищук. Ему тридцать девять лет.
   Пробыл он пять лет в германском плену,  несколько  месяцев  тому  назад
бежал, прошел Литву, северо-запад России, достиг Волыни  и  в  Белеве  был
пойман самой безмозглой в мире мобилизационной  комиссией  и  водворен  на
военную службу. До Кременецкого уезда, откуда Грищук родом,  ему  осталось
пятьдесят верст. В Кременецком уезде у него жена и дети. Он  не  был  дома
пять  лет  и  два  месяца.  Мобилизационная  комиссия  сделала  его   моим
повозочным, и я перестал быть парием среди казаков.
   Я - обладатель тачанки и кучера в ней.  Тачанка!  Это  слово  сделалось
основой треугольника, на котором зиждется наш обычай: рубить -  тачанка  -
кровь...
   Поповская, заседательская ординарнейшая бричка по  капризу  гражданской
распри вошла в случай, сделалась грозным  и  подвижным  боевым  средством,
создала новую стратегию и новую тактику, исказила  привычное  лицо  войны,
родила героев и гениев от тачанки. Таков  Махно,  сделавший  тачанку  осью
своей таинственной и лукавой стратегии, упразднивший пехоту, артиллерию  и
даже конницу и взамен этих неуклюжих громад привинтивший к бричкам  триста
пулеметов.  Таков  Махно,  многообразный,  как  природа.  Возы  с   сеном,
построившись в боевом  порядке,  овладевают  городами.  Свадебный  кортеж,
подъезжая к  волостному  исполкому,  открывает  сосредоточенный  огонь,  и
чахлый попик, развеяв над собою черное знамя анархии, требует  от  властей
выдачи буржуев, выдачи пролетариев, вина и музыки.
   Армия из тачанок обладает неслыханной маневренной способностью.
   Буденный показал это не хуже Махно. Рубить эту армию трудно, выловить -
немыслимо.  Пулемет,  закопанный  под  скирдой,  тачанка,   отведенная   в
крестьянскую  клуню,  -  они  перестают  быть   боевыми   единицами.   Эти
схоронившиеся точки, предполагаемые, но  не  ощутимые  слагаемые,  дают  в
сумме  строение  недавнего  украинского  села  -  свирепого,  мятежного  и
корыстолюбивого. Такую армию, с растыканной по углам  амуницией,  Махно  в
один час приводит в боевое состояние; еще меньше времени требуется,  чтобы
демобилизовать ее.
   У нас, в регулярной  коннице  Буденного,  тачанка  не  властвует  столь
исключительно. Однако все наши пулеметные  команды  разъезжают  только  на
бричках. Казачья  выдумка  различает  два  вида  тачанок:  колонистскую  и
заседательскую. Да это и не выдумка, а разделение, истинно существующее.
   На  заседательских  бричках,  на  этих  расхлябанных,   без   любви   и
изобретательности сделанных возках, тряслось по кубанским пшеничным степям
убогое красноносое чиновничество, невыспавшаяся кучка людей, спешивших  на
вскрытия и на следствия, а колонистские тачанки пришли к нам из  самарских
и уральских, приволжских урочищ, из тучных немецких  колоний.  На  дубовых
просторных спинках колонистской тачанки  рассыпана  домовитая  живопись  -
пухлые гирлянды розовых немецких цветов. Крепкие  днища  окованы  железом.
Ход поставлен на незабываемые рессоры. Жар многих поколений чувствую  я  в
этих рессорах, бьющихся теперь по развороченному волынскому шляху.
   Я испытываю восторг первого  обладания.  Каждый  день  после  обеда  мы
запрягаем. Грищук выводит из конюшни лошадей. Они  поправляются  день  ото
дня. Я нахожу уже с гордой радостью тусклый блеск на их начищенных  боках.
Мы растираем коням припухшие ноги,  стрижем  гривы,  накидываем  на  спины
казацкую упряжь - запутанную ссохшуюся сеть из тонких ремней - и  выезжаем
со двора  рысью.  Грищук  боком  сидит  на  козлах;  мое  сиденье  устлано
цветистым рядном и сеном, пахнущим духами и безмятежностью. Высокие колеса
скрипят в зернистом белом  песке.  Квадраты  цветущего  мака  раскрашивают
землю, разрушенные костелы светятся на пригорках. Высоко  над  дорогой,  в
разбитой ядром нише стоит коричневая статуя святой  Урсулы  с  обнаженными
круглыми руками. И узкие древние буквы вяжут неровную цепь на  почерневшем
золоте фронтона... "Во славу Иисуса и его божественной матери..."
   Безжизненные еврейские местечки лепятся у подножия панских  фольварков.
На кирпичных заборах мерцает вещий павлин, бесстрастное видение в  голубых
просторах.  Прикрытая  раскидистыми  хибарками,  присела  к  нищей   земле
синагога, безглазая, щербатая, круглая, как  хасидская  шляпа.  Узкоплечие
евреи грустно торчат на перекрестках. И в памяти  зажигается  образ  южных
евреев, жовиальных, пузатых, пузырящихся, как дешевое вино.  Несравнима  с
ними горькая надменность этих длинных и  костлявых  спин,  этих  желтых  и
трагических бород. В страстных чертах, вырезанных мучительно, нет  жира  и
теплого  биения  крови.   Движения   галицийского   и   Волынского   еврея
несдержанны, порывисты, оскорбительны для вкуса, но сила их  скорби  полна
сумрачного величия, и тайное презрение к пану безгранично. Глядя на них, я
понял жгучую историю этой окраины, повествование о талмудистах,  державших
на откупу кабаки, о раввинах, занимавшихся  ростовщичеством,  о  девушках,
которых насиловали польские жолнеры и из-за  которых  стрелялись  польские
магнаты.

11 страница17 января 2017, 19:27