Глава 3
"Здесь нечего ловить, не задерживай беглый взгляд"
Oxxxymiron - Полигон
Яма. Так называли нижний социальный уровень в простонародье. Про яму Саша слышал, пожалуй, еще меньше, чем про ОЗЦ. Он и его семья никогда там не оказывались, что являлось одним из немногих его поводов для гордости, ведь яма - место, куда попадали люди, у которых было меньше всего очков социального уважения. Место, что олицетворяло все самые худшие пороки человечества. Место, где ради того, чтобы перейти на средний социальный уровень, люди готовы подставлять родных и близких, шагая по их головам наверх. Место, где даже технологический прогресс и искусственный интеллект уступает и преклоняется перед законами животного мира.
Собственно, животные законы - это единственные законы, которые там работали. Технократам по большому счету было все равно на жителей нижнего социального уровня. Главное, чтобы абсолютно каждый человек оттуда желал выбраться наверх как можно сильнее.
Единственное, что регулировали технократы в яме - это наличие сошедших с ума людей. Их так же, как и на других уровнях, забирали в ОЗЦ местные службы по контролю сумасшествия, которые, по рассказам, периодически были намного более жестокими, чем сотрудники охранных служб, но поговаривали, что критерии оценивания безумия там несколько иные.
О том, какой там был уровень архитектуры, говорить не приходится: серые, каменные, трущобного типа улицы, дома на которых тесно прилегали друг к другу, из-за чего по некоторым дорогам не могли проехать даже компактные виды транспорта по типу одноместных машин, не говоря уже про полноценный наземный и воздушный транспорт автомобильного типа. Зато там могли летать дроны, оснащенные все той же программой, что была установлена в камерах, тщательно наблюдавших за порядком в общественных местах. И именно благодаря ней службы по контролю сумасшествия могли делать так, чтобы психически нездоровых людей в ямах не было, несмотря на не самый лучший уровень жизни. На выходе из ямы всегда стояли охранники, которые останавливали местных жителей и не давали им выйти на другие социальные уровни, когда камеры засекали что-то неладное в их поведении.
Саша же на нижний уровень никогда не спускался и слышал про все эти "прелести" социального дна лишь по рассказам все тех же одноклассников, но вот представителей ямы он периодически встречал. Выглядели они всегда так, что сразу выделялись на общем фоне. Если остальные жители ЗО одевались так, чтобы выглядеть стильно, но при этом не привлекать лишнего внимания, чтобы вдруг не упал социальный рейтинг, то жителей ямы страх быть осуждаемым за свой внешний вид как будто бы волновал в самую последнюю очередь. Поэтому среди людей в однотонных футболках, шортах, брюках, которые как бы показывали принадлежность к среднему уровню, всегда можно было разглядеть человека, выросшего в яме, который с большой вероятностью мог надеть брюки с кучей карманов и металлическими цепями, которые на эти брюки крепились, и футболку с провокационным принтом или надписями. Все это должно было показывать то, где эти люди выросли.
Бывало правда, что они вовсе не следили за собой, но то были люди отчаявшиеся, которых даже не завлекали идеи протеста, и это было скорее исключение, которое только подтверждало правило. Большинство же как будто сами себя помечали своей одеждой, но несмотря на то, что они были частью ямы, некоторым людям со среднего уровня нравился их внешний вид. Только вот заговорить с ними без особой причины никто не решался, так как бывали случаи, когда человек со среднего (возможно, даже выше) социального уровня, заговоривший с жителем ямы, сам терял рейтинг и был близок к падению на дно.
Попасть в яму можно было не только из-за случаев, когда ты сталкивался с волной общественного неодобрения - по правде говоря, такие случаи являлись редкостью. Как правило, причиной попадания в яму служили поступки, совершенно неприемлемые в обществе - кража, убийство, драка в общественном месте, взлом камер, оскорбление сотрудников охранных служб, а так же "надругательство над основами ЗО".
Последний названный проступок был популярной темой для дискуссий по всей стране, а на официальном государственном сайте даже был целый раздел, объясняющий необходимость гонения лиц, что порицают вещи, происходящие в ЗО. Но от понимания этой необходимости, людям не становилось понятнее, в чем заключается это самое надругательство, и даже ходило мнение, что этот проступок был добавлен в список чисто ради того, чтобы у людей не возникало и мысли ругать технократию.
"Если технократы надеялись на это, то они достаточно наивные" - такая мысль один раз проскочила у одноклассника Саши во время классного часа в школе, который был посвящен как раз таки обсуждению проступков и последствий, которые ожидают людей, совершивших их. Звали его Никитой и на тот момент ему было четырнадцать лет. Репутация в классе у него была не самая лучшая и многие находили это справедливым, ведь человеком он был сложным.
После урока, во время которого была высказана данная идея, Никиту вывели в коридор, а после, не создавая лишнего шума, отвели к директору школы. Немногим позже его одноклассникам объявили, что специально для него была проведена воспитательная беседа, где объяснили, что его поведение является неподобающим для школ среднего социального уровня, после чего он пообещал вести себя более прилежно.
На следующий же день, Никита, будучи немного мрачнее остальных сверстников, сел за одну парту с Сашей и без какого-либо вступления, начал ему рассказывать довольно печальные известия, приправляя их художественными оборотами и пустыми, по сути своей, заявлениями:
- Санек, вот приходилось ли тебе когда-нибудь умирать за идею? - стоит отметить, что сказана эта фраза была с таким надменным видом, что создалось впечатление, будто его собеседник - это не четырнадцатилетний (на тот момент) одноклассник Саши - Никита, а, ни много, ни мало, последний выживший джедай из некогда популярной саги Звездных войн, что бросил вызов кровавой Галактической Империи, которой правили ситхи.
Саша в ответ неуверенно покрутил головой, давая понять, что не особо понимает, про что идет речь. Никита же томно вздохнул и продолжил свою речь, будто бы заготовленную заранее:
- И мне тоже нет, Санек... И мне тоже не приходилось, но, видимо, все бывает в первый раз. - Тут он вдруг стал серьезнее и дальнейший рассказ выглядел скорее как предсмертный манифест, чем разговор с одноклассником - Вчера я перешел черту. Дал бой кровавым тех... Кровавому Вавилону, что заставляет нас карабкаться на вершину башни из слоновой кости.. Но знаешь что? Я был наказан судьбой за излишнюю самоуверенность и вскоре имперские инквизиторы понесут меня прямиком на гору Голгофа, чтобы распять там, словно.. - примерно на этом моменте монолог был окончен, ведь вошел учитель и без особых вступлений начал вести урок.
Что имел в виду Никита - непонятно, но проходив после этого случая еще три дня в школу, он вдруг куда-то пропал, а через месяц в его аккаунте было указано, что отныне его социальный рейтинг меньше тысячи, что означало, что он и его семья становятся полноправными представителями ямы. Причины были так же указаны на сайте - хамское поведение, плохие академические способности и, конечно же, надругательство над основами ЗО.
Одноклассники тогда сразу начали говорить, что с ним обошлись вполне справедливо, ведь не любили Никиту за его личные качества. Саша же решил, что ситуация "крайне неоднозначная", а значит можно было не занимать ничью сторону до выяснения обстоятельств. Никита не был его другом, а сохранение нейтралитета всегда помогало избежать конфронтации с одной из сторон конфликта.
Удобно и в некотором смысле даже выгодно.