1 страница23 января 2022, 03:51

*****

Нестройные ряды наёмников стояли в ожидании перед Полковником или в миру Русланом Хучбаровым. Их хорошо вооружённый отряд расположился в одном из лесных массивов Ингушетии. Уже третьи сутки Басаев привозил новых и новых людей. Разной национальности и возраста. Это 30 Августа было последним днём сбора на контрольной точке. Дальше отряд должен был сместиться почти на 100 киллометров западнее. В Северную Осетию. 

Жителей Осетии ждало очень большое испытание, но пока они мирно спали в предвкушении всемирного Дня Знаний. До операции оставалось чуть больше суток. Басаев сам лично отобрал боевиков для неё. Они погрузились в две машины. Белый ВАЗ 2107 и КаМаЗ. Их ждал не близкий путь.

Беслан. Северная Осетия. 1 Сентября. 7.30

Лучшего дня для праздника Александр Пуров даже не мог придумать. Сегодня его дочь Светочка пойдёт в школу. Жена Мария, по этому поводу, ещё вчера испекла шоколадный пирог. На работе правда отгул взять не получилось, но это не мешало забросить их до школы и сфотографировать. 

Светочка встала ни свет, ни заря и с самого подъема носилась по дому всё вокруг проверяя. Совсем как взрослая. 

- Вся в тебя. - Шутливо сетовала Маришка, весело поглядывая на мужа.

- Порядок должен быть! - В тон ей ответил Саша.

- На работе лучше его наведи, а то в такой день - и не отпускают!

- Не начинай... - Александр поморщился. - Если все выходной возьмут, то кто покой охранять будет?

- А у нас происшествия небось каждый день?

- Не каждый... Но время такое. Не спокойное.

Александр Пуров - майор ОМОНа. Свою работу любил, хотя и как говорится бывали случаи... Кавказ вообще был не сильно стабилен, но все крупные происшествия случались на большом расстоянии от Северной Осетии. 

Подъехав к школе, Пуров высадил своих близких, поцеловав на прощание и полетел к зданию ГУВД. Там его ждали коллеги. Нет. Даже дел особо на работе не было. Просто в планах у Саши был поход в спортбар. Не выпить, а именно посмотреть матч. 

Когда он входил в здание "главка" попутно здороваясь с дежурным на проходной, часы показывали ровно 9 утра. Точно по расписанию.

- По вам можно часы сверять. - Молодой дежурный словно прочитал мысли майора. 

Саша улыбнулся шутке и поднялся в свой кабинет, по узкой лестнице на второй этаж. Там развалился в кресле и немного задремал. Разбудил его крик дежурного:

- Александр Николанвич. В школе похоже террористы. Это захват.

- В ружьё. - Пуров рывком встал из-за стола. - Общее построение!

Через 10 минут бойцы ОМОНа уже садились в грузовики. Отряд Пурова пепвым подъехал к школе. Вокруг неё столпились люди. Новость гуляла среди толпы, преображаясь и обрастая подробностями. Чувствовалось всеобщее напряжение. Пуров увидел нескольких сотрудников милиции, безуспешно пытающихся навести подобие порядка. Саша выпрыгнул из машины и стукнул по борту кузова:

- К машине! 

Из кузова посыпались бойцы его подразделения. В бронежилетах, с автоматами. Рослые ребята, каждого из которых Пуров знал лично. Не просто по фамилии или в лицо. А как друга и надёжного товарища. 

- Внимание! - Пуров неспеша пошёл вдоль выстроившихся ОМОНовцев. - Оцепить район! Первое, второе и третье отделение! Кольцо вокруг школы. Что бы ни одна мышь не прошмыгнула. Выполнять! Связь на закрытом канале.

Синхронно бойцы рассыпались и каждое отделение из 8 человек, начало исполнять свою задачу. Саша тем временем пошёл к миллиционерам. Ими руководил капитан Гроздев. В возрасте, полного телосложения, с сединой на висках и шикарными густыми усами. Он заметил Пурова давно и как только Александр пошёл к нему, торопливо засеменил навстречу на ходу протягивая руку.

- Гроздев. Капитан. Заместитель начальника РОВД. 

- Пуров. Майор. Командир отряда ОМОН по ..... району.

- Александр. - Гроздев похлопал себя по карманам, достал пачку "Примы", предложил Пурову. - Мы тут почти с самого начала. Линейка только закончилась. Сразу выстрелы. Люди мношие подумали что это салют который был обещан... Сам понимаешь реакция пошла после первых выстрелов на поражение.

- Есть убитые?

- Сотрудник мой. И один боевик.

- Ясно. 

- В ФСБ уже в курсе. Скоро пришлют спецов. Пока просят держать их в курсе и ситуацию контролировать.

Пуров печально посмотрел на здание школы. Тёмные окна сразу показались неприветливыми и холодными. Пустыми. Там его дочь и жена... Хотелось рвать и метать. В одиночку разнести всех и всё, что угрожает их жизни. Зубами рвать горла тех, кто смог поднять руку на детей! Но нельзя.. Нужно ждать... Тише Санька. Прорвёмся.

Школа была оцеплена в течении десяти минут. С местных воинских частей подтянули три БТРа и роту солдат. В школе не было ни звука. Александр заметно нервничал, а его бойцы внешне умудрялись сохранять спокойствие. Когда школа была азята в кольцо, часы показывали 11 часов.

С местного управления ФСБ подъехало несколько микроавтобусов. Из них выгрузилось несколько человек в чёрной форме. Они выгрузили из машин большие сумки, выложили их рядами и раскрыв начали экипироваться. От группы выделился человек и неспешно, словно на прогулке подошел к миллиционеру, пожав руку спросил.

- Сколько человек в здании?

- Да примерно человек 200... Может 400... - Капитан пожал плечами.

- Ясно. Я полковник группы "Альфа" Разумовский Михаил. На общем канале позывной "Стрела".

- Вы предвидите штурм? - Пуров пожал полковнику руку. 

Полковник на его взгляд был молод для своего звания. Лет тридцати, невысокого роста, крепкого телосложения. Глаза серые, взгляд колючий. Движения скупые и уверенные. Непонятно почему, но за этим человеком чувствовалась сила. 
- Штурм... Не знаю. - Разумовский пожал плечами. - Сначала надо понять чего они хотят.

Полковник вернулся к своей, уже снаряжённой группе и дал какие-то указания. Группа рассеялась, смешалась в толпе зевак, что бы в нужный момент появиться. 

Саша плюнул на землю и обошёл кольцо оцепления. Его бойцы под прикрытием солдат заняли почти все выгодные позиции. Снайпер отряда занял верхний этаж в здании напротив и мог контролировать фасад школы. Первым, что он сообщил в рацию было:

- Я "Расправа", я "Расправа". Наблюдаю баррикады окон. Визуально сказать о количестве противника не могу. Заложников не наблюдаю. Как приняли?

- "Расправа", это "Штиль". - Пуров ответил не снимая рацию с плеча, висевшую на спещиальном крепеже. - Слышимость отличная. Информация принята. 

- Плюс. - Прошипела рация голосом снайпера и утихла. 

Потянулись минуты ожидания. Народа вокруг школы становилось больше. Сил милиции не хвптало на то, что бы сдерживать толпу и несколько энтузиастов проникло во внутрь кольца оцепления. Из школы тут же ударила автоматная очередь, потом вторая. На помощь гражданским кинулись солдаты. Они вытаскивали ошеломленных людей из-под визжащих пуль и выпровождали за пределы оцепления. К счастью никто не пострадал. 

В 4 после полудня в школе раздался взрыв. Несильный. Только повышибало окна в правом крыле школы. Террористы показывали кто хозяин, вызвав волну паники у населения. Среди гражданских появилось множество людей с оружием, которые требовали, что бы их допустили до штурма здания. Всерьёз их никто не воспринял и в общем-то большого внимания не обратил. 

В ожидании прошёл вечер и ночь. Лишь с утра в здании прозвучало около тридцати одиночных выстрелов, заставив людей напрячься покрепче сжав оружие. Но стрельба затихла так же внезапно как и началась. Весь день террористы молчали. Но к трём дня на крыльце появился боевик без оружия. В маске. Он неуверенно выглянул из дверей школы, оглянулся и что-то метнул в толпу. Инстиктивно, люди рассыпались в разные стороны крича и ругаясь. Предметом, который так испугал всех была учебная граната, с привязанной к ней запиской. В записке террористы требовали освобождения нескольких человек и президента Северной Осетии - Засохова. 

Но к пяти вечера, вместо Засохова, приехал президент Ингушетии. Руслан Аушев. Кое-как наладив с боевиками радиосвязь, Аушев договорился о том, что его пустят в здание. 

Пуров, занявший позицию за БТРом, напряженно наблюдал сквозь прорезь прицела, как Руслан пересекал двор в окружении телохранителей. 

- Руслан! Спаси мою дочь! - Женский голос из толпы заставил оглянуться Аушева 

Дверь школы открылась. Аушев дал знак телохранителям что бы они оставались снаружи и немного помешкав скрылся внутри здания.
Пошли томительные минуты ожидания. Внутри школы попрежнему было тихо.
Наконец, спустя почти два часа дверь школы открылась и президент Ингушетии вышел наружу. 

- Заложник в спортивном зале. - Сообщал он пять минут спустя. - Есть уже расстрелянные. Порядком 20 человек. На заднем дворе школы. Заложников около 700 человек... Мне пытались одеть мешок на голову, видимо опасаясь, что на мне камера... В следующем условия те же. Они ждут. Наверняка приказа. И ещё. Они передали следующее.. За одного своего убитого, они расстреляют 50 заложников. За раненого - 25. За отключение света - 25. Я договорился только отпустить женщин с грудными детьми...

Действительно, через полчаса из дверей школы выбежали женщины и девушки с младенцами на руках. Словно из воздуха рядом с ними появились "альфовцы" и прикрывая собой вывели за кольцо цепления. Все кто был в толпе кинулись к спасенным, стараясь узнать судьбу своих родных и близких, которые всё ещё находились внутри школы под прицелом.

Вечер снова потряс всех, кто был рядом со зданием школы. Снова прогремели взрывы. Боевики по рации сообщили, что уничтожили часть из своих шахидок показывая всем "силу Аллаха". 

Ночь не принесла результатов. Впрочем как и происшествий. В шесть утра снова начались переговоры. К половине восьмого удалось добиться выдачи тел погибших заложников. К полудню были составлены списки всех, кто предположительно находился в школе. Президент Северной Осетии официально обьявил - в школе более тысячи человек. 

- Саша. - К Пурову подошёл один его бойцов. Лёша Князев. Самый молодой в группе. Всего 22 года. - Там коиандиров требуют в Оперативный штаб. 

- Спасибо. - Александр кивнул и встал с земли, разминая затёкшие ноги. 

Оперативный штаб был развёрнут через два часа после захвата школы. Именно здесь принимались решения и велись переговоры. Здесь решалось какая информация должна идти в прессу. Здесь вершилась судьба каждого заложника 

В палатке Оперативного штаба было тесно. Сюда уже пришли командиры других подразделений и групп. Среди них Александр увидел и Разумовского. 
Он сидел за столом, стоящим посередине помещения, на раскладном, армейском стуле. На столе была расстелена карта-план здания школы. По приятельски кивнув Александру, Разумовский громко произнес:

- Господа офицеры!

В палатке наступила тишина. Все сосредоточенно смотрели на Разумовского и его окружение, которое Пуров заметил не сразу. Среди них в глаза бросался седой, почти сгорбленый мужчина в полевой форме и с погонами полковника. Рядом же выделялся мудчина в гражданском костюме - тройке. Они оба слхраняли тишину, осматривая собравшихся. Затем, тяжело вздохнув покинули палатку. 

- Итак. Начнём. - Разумовский встал, тяжело окинув взглядом коиандиров. - Командование доюало приказ готовиться к штурму.

По толпе военных прокатился ропот недоумения.

- Да. Я знаю, что у некоторых там близкие. Это шанс спасти их. В 12 дня, МЧС начнёт эвакуацию тел. Это сигнал к началу. Теперь прошу внимание на карту...

В течении получаса, Разумовский инструктировал командиров. А в середине дня сотрудники Министерва по Черезвычайным Ситуациям действительно начали вытаскивать с заднего двора школы тела погибших. Люди ходили от тела к телу в надежде не увидеть своего ребенка или родственника. То тут, то там раздвались крики отчаяния и боли. Народ плакал от бессилия и слепой, бессильной ярости. Кареты "Скорой помощи" едва успевали курсировать между больницей и школой номер 1. 

В это время Пуров отдавал посление ценные указания своей группе. Действовать они долдны были вместе с подгруппой "Альфа", прикрывая их до последнего. Его речь оборвал практически шквал огня раздавшийся из окон здания. Террористы били по сотрудникам МЧС и местным ополченцам, которые прикрывали их. Завязался бой.

- К бою! - Пуров вскинул автомат, прицельно ударив очередью по окнам второго этажа. 

БТР, за которым они укрывались пришёл в движение, напрявляясь к зданию. Группа Пурова прикрываясь его бронёй пошла на штурм. Краем глаза, Александр видел, что тоже самое происходило и слева и справа. В конце улицы, грохоча гусеницами спешил на помощь танк...

Группа прорвалась к стенам школы, когда раздались два взрыва сотрясшие землю под ногами. 

- Вниманию штурмовы группам! - Надрывалась рация. - Взрывы повредили перекрытия. Спортзал частично разрушен! Из пролома выбегают дети и женщины! Предпринять всё возможное для их прикрытия! 

У Саши ёкнуло сердце. За зданием, на заднем дворе разгорелся настоящий бой. Автоматные очереди не утихали. Люди на улице в панике разбегались и старались спрятаться. Вскрикивая, некоторые падали сраженные шальной пулей.

К группе Пурова присоединились люди в чёрной форме. "Альфа". Вместе они двигаясь вдоль стены, дошли до левого крыла школы. 

- Майор! - Один из бойцов спецназа показал оглянувшемуся Пурову указательным пальцев в небо. 

Александр кивнул и отдал распоряжение:

- В окна!

Подсаживая друг друга, бойцы ОМОНа проникали в школу через разбитые окна. В корридоре, плотной стеной стояла пыль, еще не успевшая осесть после взрывов. 

- Группа 4. - Александр склонил голову к рации держа автоиат наизготовку и выцеливая корридор. - В здании. Левое крыло. Начинаю движение к центру.

Группа разбившись на две части, осторожно, стараясь не наступать на обломки деревянных рам, битое стекло и бетонную крошку, двигалась вдоль стен вглубь корридора. Звуки боя смещались им навстречу.

Напряжённо вглядываясь в оседвшую пыль, боцы шаг за шагом приближались к центральному входу.

- Группа 2. Трое двухсотых, четверо трехсотых! - Рация оповещала о потерях силовиков. - Группа 1. Прошу помощи. В окнах третьего этажа снайпер. У меня олин двухсотый. Мы прижаты...

Пуров немного сбавил громкость рации. Они почти дошли до центральной лестницы здания, как из-за угла выскочило двое боевиков. Они вышли к группе спинами, так как вели бой с правым крылом школы. Автоматная очередь Димы Чвалова - бойца из группы Пурова, срезала одного из них. Второй же успел юркнуть в ближайший кабинет. Саша подал знак группе: сжатый кулак - повышенное внимание. Осторожно снав с пояса гранату, Пуров накатом пустил её по полу в дверной проём кабинета. Грохнул взрыв, вынесший останки террориста обратно в корридор. Тут же со стороны лестницы ударили длинные очереди, выбив куски бетона из стены справа от Саши. Бойцы тут же упали на пол, всматриваясь в тут сторону, но боясь открыть огонь. Мало ли это свои с правого крыла?

Огоневой шквал с лестницы прекратился. Но группа не спешила подниматься. Наконец, Саша махнул бойцам - вперёд. Они медленно поднялись с пола и двинулись дальше, внимательно смотря каждый кабинет. Внезапно, всё с той же лестницы, гулко стукнувшись о деревянный пол, выкатилась РГД-5. 

- Командир! - Кто-то из бойцлв дёрнул Сашу за воротник увлекая его за собой в ближайший школьный кабинет. 

Взрывная волна ударила Пурова в грудь, но не причинив особого вреда, а лишь ускорив его полёт. Поюроломив собой пару парт, Саша упал. В ушах стоял свист и звон. Поплывшее зрение постепенно вернулось. Встав, Пуров остородно выглчнул в корридор. Выдернувший его в кабинет боец - Виктор Молянин, тоже очухался и прикрывал командира со спины.

Пыли стало ещё больше. Теперь дальше вытянутой руки было сложно что либо различить. Но даже сквозь этот занавес Саша увидел тела своих бойцов, которые не успели уйти от гранаты. Парни лежали лицом в пол, раскинув руки в стороны...

- Группа 4... - Голос Пурова осип от сдавливающего спазма. - Двое двухсотых... Продолжаю движение. 

Теперь из десяти их осталось восемь. Так же разбившись надвое, боцы продолжили движение. Выйдя к центральной лестнице, они рассыпались по просторному холлу. Жестом показав на второй этаж, Пуров первым двинулся наверх. 

Корридор второго этажа ответил тишиной и противным полумраком. Остородно оценив обстановку, группа разделилась на две подгруппы и двинулась в разные стороны. Звуки боя на улице не утихали. В первом кабинете справа Пуров увидел первого заложника. Мальчик лет восьми лежал под партой, свернувшись клубочком и с ужасом смотрел на вооруженных людей. Саша приложил палец к губам и показал нашивку на рукаве в надежде, что мальчик его поймёт. И тот понял. Вскочил и со всех ног бросился к Пурову рыдая. Саша подхватил ребёнка и серьёзно посмотрев ему в глаза, произнёс: 

- Тебе нужно остаться здесь. Здесь безопаснее.

Мальчик отрицательно замотал головой и сильнее прижался к выбритой щеке майора, обвив его шею. 
Пуров вздохнул и обернулся. Позади него выцеливал корридор Сергей Полёвин.

- Серёга... Возьми мальчика. Уведи его и возвращайся. 

Передав ребёнка, майор махнул оставшейся группе рукой - идём дальше. В соседнем, правом крыле этажа раздалась стрельба. Вторая подгруппа вступила в бой. Тут же с корридора, со стороны Пурова ударила автоматная очередь прошивая насквозь корридор... 

- Серёга! - Саша выскочил на ходу срезая очередью боевика показавшегося с конца корридора 

Полёвин лежал на животе, прижав мальчика к полу. В бронежилете Сергея было несколько отверстий проделанных бандискими пулями. Саша опрометью кинулся к телу. Мальчик был жив. В последнюю секунду своей жизни Полёвин закрыл собой ребёнка. 
Закрыв мальчика в кабинете, Саша двинулся с группой дальше. Корридор поворачивал направо. П-образное здание школы, было во всех смыслах неудобным для штурма. За плворотом корридор сужался. Слева были двери в кабинеты, а справа окна выходящие во двор. Вот через эти то окга, со двора и ударили боевики. Полетели осколки стекла и щепки оконной рамы. Пуров вовремя среагировав отпрыгнул за стену между окнами, на ходу разрядив рожок автомата по скрывающимся на противоположной стороне двора за стенами террористам. В ответ по этажу ударил шквал огня. Казалось, что били из каждого окна. Двое оставшихся бойцов Саши просто упали на пол и отползли от окна.

- Проходим дальше! - Саша махнул рукой в дальний конец корридора. 

Пригнувшись, короткими перебежками, троица прошла мимо окон, закрываясь от летящих осколков руками. В конце корридора, в стене зиаяла дыра. Последствия от взрыва. Здесь пахло дымом и паленым мясом. Группа полезла через эту дыру в стене, оказалась в спортзале. Оглядевшись, Саша увидел ужасную картину. На полу вповалку лежали убитые заложники вперемешку с мёртвыми боевиками. 
Справа снова открыли огонь. Падая прямо между тел, Пуров автоматически подметил местонахождение огневых точек по вспышкам. Он открыл огонь по этим точкам. Попал или нет не было аремени разбираться. Резво вскочив на ноги, и махнув своим бойцам , Саша ринулся вперёд. С уцелевшего дверного проёма высугулся боевик с гранатомётом. Едва успев нырнуть в сторону, Пуров выпустил в него остатки патронов из рожка. 

Неожиданно, из дверного проёма с визгом вычкочила маленькая девочка. Знакомое платьице, голубые глаза... Сраженный Сашей боевик зашевелился, через силу поднимая автомат.

- Светочка!!! - Пуров не обращая ни на что внимания со всех ног бросился к девочке, пытаясь обогнать само время. Буквально упав на ребёнка, Саша прижал её к полу, чувствуя как по всему телу прошла сильная волна боли, увлекая его во тьму...

- За героизм и отвагу, проявленную во время освобожления захваченной школы номер один, в городе Беслан. Приказом команднования по северо-кавказкому округу, подписанный лично Главнокомандующим ВС РФ, Владимиром Владимировичем Путиным, присвоить Александру Пурову, орден "Мужества 2-ой степени", и внеочередное звание подполковник. Поздравляю Саша.

- Служу Российской Федеоации!

Улыбающийся Пуров спустился со сцены и хромая направился в зал. На первом ряду светилась улыбкой и гордостью любимая жена и счастливая дочка Светочка.

1 страница23 января 2022, 03:51