Да здравствует прогресс!
Белый шум радио сменился сводкой новостей:
«- А теперь, новости политики: наследник престола навестит нашу округу для переговоров с королевским представителем о дальнейшем сотрудничестве...».
- Эх, вот политикам на месте не сидится. Так ведь кризисы и начинаются, когда одни лезут в дела других. - Говорил мужчина с длинными усами сидя в кресле парикмахера. - Лгут все они, что политика сложная! Только и говорят о войнах, чушь, не будет никаких войн в будущем, мы же не дураки её начинать, как они это не поймут? Вот пойди я в сенат какой-нибудь, высказал бы им свою мысль!
- А какая эта ваша мысль? - Послышался женский голос в соседнем парикмахерском кресле.
- Как какая? Ну так-с государственные дела есть государственные дела. Но им бы чем балы устраивать да приемы, заняться чем-нибудь другим, полезным. - С рвением ответил мужчина с усами.
- А что, по-вашему, полезное? Мне вот кажется, что стоит побывать на таком приеме, и нам полностью откроется вся суть его полезности. Хоть я и не поклонница всяких этих балов и придворных приемов, но, если они есть, значит они полезны.
- Как по мне, многое что нельзя отнести к полезному или бесполезному, хотя есть и исключения, например, прогресс, это исключительная вещь. Вы хотите о нем поговорить? Кстати, с кем имею честь вести беседу?
- Клара Саввич, а с кем я имею честь спрашивать про прогресс?
- Стефан Лехнер, так вы хотите поговорить про прогресс?
- Раз уж выдалась минутка, почему бы и нет?
- Ох, Клара! Прогресс - это будущее. Только недавно монополию ручного труда, пошатнул вышедший в свет конвейер. И вот, теперь обычная сигарета вместо 5 франков за сигареты стала стоить всего 1, меньше, чем стоимость хлеба!
- Изумительно!
- не то слово мадам, а если взглянуть в перспективу...
- Ой, глубочайше сожалею, но мне пора бежать, как раз мою прическу закончили. До свидания.
Девушка из соседнего кресла, поправив свою прическу, надев пальто, вышла из парикмахерской.
-Что-ж думаю и мне уже пора, пол второго, на репетицию опаздываю. Скоро закончите?
- Да, почти, пару штрихов. Ну вот, готово, с вас 25 франков.
- А вот не боитесь вы что вас может уже через пару лет заменить какой-нибудь конвейер-парикмахер? - Расплачиваясь спросил Стефан.
- Если люди захотят ходить некрасивыми и почти лысыми, то заменят.
- Эх, ничего вы не понимаете, что же, когда к вам можно записаться в следующий раз?
- На следующей неделе есть свободное окно. Записать?
- Да, пожалуй, у меня новая роль, я буду к вам заходить теперь почаще.
- Что-ж будем рады видеть, только должен предупредить что с Августа я должен буду уехать.
- Запомнил, ну а пока вы ещё с нами, я бы предпочел стричься у вас. До свидания.
Надев шляпу, мужчина с усами вышел.
Неделю спустя.
«- Были названы приблизительные сроки приезда, из-за обострившихся настроев стран Европы, обстановку принято считать чуть «накаленной» ...»
Разговоры из радио прервал колокольчик входной двери парикмахерской. Вошла дама в красивой желтой шляпе.
- Клара! Это вы?
- Стефан, какая неожиданная встреча. Вы часто ходите сюда?
- Да, это часть моей работы. - c гордостью сказал он.
- Простите меня за моё любопытство, а кем вы работаете?
- Я актёр. - Продолжая с гордостью говорить Стефан
- Потрясающе, это, наверное, так интересно, и кого вы играете? - С увлечением говорила Клара, снимая шляпу и садясь в кресло.
- Я играю одну из главных ролей в нашем театре. Вы могли меня даже до этого видеть на сцене, но не знать, что это я. На сцене меня не узнать. Настолько я вживаюсь в роль. А вы тут часто-ли? Я был тут кажется неделю назад.
- Мне нравиться менять прически, тем более, пока есть возможность, почему её не использовать?
- Это вы правы. Как по мне, возможности можно и нужно использовать, пока они есть. Тем более если эти возможности масштабны.
- Что вы имеете ввиду? - спросила с удивлением Клара.
- Я имею ввиду все возможности человека. Вот, например, сколько у нас на одну фабрику приходится рабочих? 70 человек? 80? А в театре сколько работает? 20 и это вместе с рабочим персоналом из которых 8 актеров. А в некоторых провинциальных театрах актеров столько, что считайте это уже театром одного лицедея. И вот на смену плотнику или гончару может прийти другой гончар, а на смену актера? Некому, это более узкая профессия. Но! Если каждый из этой сотни человек попробовал себя в качестве персонажа любимой книги или пьесы, то на сколько увеличился бы актерский состав, и сколько великих артистов тогда дарили бы смех или грусть зрителям. А вместо этого они даже не пытаются ничего делать с этим. С детства их же отцы сапожники, обучают мастерству, и им этого хватает. И ведь так не только с театром, сколько музыкантов и художников мы потеряли.
- Но если все будут художниками и артистами, то кто будет изготавливать мебель и штопать ботинки?
- Как кто? Безработные естественно. Им как раз нечем заняться. Отчего безработица ведь? От того что фабрики переполнены, и рабочих мест недостаточно много. А так могла бы настать процветающая жизнь, нас бы называли столицей искусств и производства, но они всё равно не хотят использовать все возможности, или даже не думают о них.
Говоря о возможностях, так всё же, у вас тут знакомые?
- Да бросьте, какие знакомые, так, пустяки. Кстати, вы как артист, человек меняющий свою внешность и прически от сцены к сцене, что вы думаете о моей новой прическе?
- Потрясающая, вам очень идет, разве вам этого не говорят?
- Редко, у меня есть жених, но он часто занят даже когда мы видимся, поэтому и пытаюсь себя занять, ища себе дело, что-то что будет сразу ассоциироваться со мной при упоминании.
- Запоминающейся хотите быть? А ваш жених как на это смотрит?
- Он постоянно работает, и ходит на всякие политические собрания. Как вы говорили, не цепляется за возможности. А я между прочим ему об этом постоянно говорила. Мы даже в театр сходить не можем из-за него.
-Так давайте я вам оставлю пару мест на следующем спектакле. Он будет через пару недель. Я там играю главную роль. Будет конечно трудно, уверен, когда начнут продавать билеты, будет аншлаг, но я приберегу для вас пару мест.
- О, благодарю вас. А я что-нибудь могу сделать взамен на вашу услугу?
- Может как-нибудь сходите со мной вечерком прогуляться по мостовой? Я знаю отличное место, где можно выпить хорошего вина, поговорим о прогрессе.
- Я не могу принять ваше предложение. К сожалению, мой жених думаю будет против, извините.
- Ничего, это ведь просто джентельменское приглашение дамы, так сказать приглашение на диалог о прогрессе под хорошее вино.
Зазвучал приятный женский смех.
- Ах, вы такой шутник. Ну что-ж мне пора идти, до встречи!
-А как же билеты?
- Не сочтите это оскорблением, но я предпочту приобрести билеты в момент выхода. Надо же показывать статус человека хоть чем-нибудь кроме красивой прически. До свидания, Стефан.
Звон от открытия двери, стук каблуков о плитку и уходящий силуэт в желтой шляпе.
- Вы закончили? - спросил Стефан.
- Давно, жду пока вы расплатитесь.
- Ах да, извините, увлекся разговором.
Протянув деньги, он взял легонько парикмахера за руку.
- Скажите, как вас зовут?
- Серж - коротко ответил парикмахер.
- Серж, не могли бы вы, оказать мне услугу? Запишите меня тем же число что записана Клара, хорошо? Естественно не за даром. - сказав это он протянул парикмахеру 20 франковую купюру.
- Жду вас на следующей недели в субботу, в 3 часа.
- Серж, окажи мне ещё одну услугу, перепиши её, желательно на вторник, чем быстрее мы встретимся, тем лучше.
- Я, конечно, не сомневаюсь в вас, но она явно дала вам понять, что у неё есть жених.
- Дай ей время, и она будет уже через неделю пить со мной вино. В августе, оно по-своему прекрасно. А по поводу жениха, тебя это не касается, как и его. Тем более, я слишком хорошо знаю таких женщин. Они не будут в открытую и сразу рассказывать своим мужьям о своих новых «возможностях». - ответил Артист, протягивая Сержу ещё 20 франков.
Взяв купюры, Серж скрипя зубами сказал - Увидимся во вторник, Сэр.
Несколько дней Спустя.
«Доброе Утро Радиослушатели, сегодня Вторник, 23 июня. Сегодня одна из знаменательных дат нашей истории, сегодня был назначен день приезда наследника престола. В это воскресенье, только представьте себе, что история твориться на наших глазах...»
Уже знакомое Стефану радио, которое он даже не слушал звучало на фоне. Он сидел в кресле и ждал появление силуэта в желтой шляпе. И как только он увидел её, дал команду начать парикмахеру работу: бритье и уход за усами, чуть подрезать концы волос, работы на 5 минут, но тот попросил Сержа не торопиться.
Раздался звук звонка при открытии двери.
- Клара! Это вы? Какая неожиданная встреча. Как там говорят: «один раз совпадение, два случайность, три судьба». Нам до судьбы осталась одна встреча.
- Ах, Стефан простите, у меня нет настроения на ваши шутки. - Печально ответила Клара, вешая шляпу.
- От чего же?
- Это связанное с моим женихом. Единственное, могу вам сказать, что пойду в театр одна.
- Как? Что случилось?
- Когда я ему вчера предложила сходить на вашу постановку, он негативно высказался по поводу вашей пьесы. Сказал, что ваши пьесы пустые, видите ли, он был во многих театрах, включая ваш, и не назвал бы увиденное увлекательным.
Стефан почти скривил улыбку, но виду не подал.
- Я ему говорила. - продолжала Клара. - Нас пригласили, неприлично отказывать. Он заявил, что, тратя свои деньги - это не приглашение, предложил пойти в другой театр, я отказала, поскольку хотела видеть вас на сцене, тот неодобрительно отозвался по этому поводу. Я решила изменить его мнение о вас и высказала ему ваши мысли о возможностях и то, как он ими пренебрегает. Я хочу дать ему больше культурной ценности, начать хотя бы с вашего творчества, хотя, как по мне им бы стоило заканчивать.
- Дорогая, вы мне льстите, тем более что, скорее всего находясь в моем театре, зритель непременно вместо сцены смотрел бы на вас. А будь вы членом нашего коллектива, то непременно стали бы звездой театра.
- Вы правда так думаете? - с надеждой произнесла она.
- Конечно, это чистая правда.
- По правде говоря - Продолжала Клара - Я с ним поссорилась, и сильно разбита. он меня совершенно не понимает. в последнее время говорит, что если я хочу заняться чем-то, то мне нужно найти себе дело. А что, если у меня не выходит найти его? Что если у меня это просто не получается, а если не получается, то значит это не моё. Недавно я хотела поговорить с ним о прогрессе, рассказывала об этих ваших конвейерах, и то, как будет хорошо жить в мире, где всех рабочих заменяют конвейеры, а все люди увлечены искусством.
На что он мне ответил: «когда ты в работе достигаешь наивысшего мастерства, это и называется искусством». Он сам из рабочих, и ничего не хочет с этим делать. сказал, что я будто стыжусь его работы, и во взглядах на жизнь мало что смыслю. «Машины не принесут людям полного счастья» сказал он. Да что он в этом понимает! 0н ведь не смыслит ничего в прогрессе, в отличие от вас. А разговоры на его темы мне скучны. «Политика для дураков» - правильно вы сказали тогда.
И когда на моё предложение пойти в ресторан у мостовой, он сказал может после работы приготовить нам ужин и уютно посидеть дома. После такого я и высказала своё недовольство о нем. Видите ли, силы на готовку у него есть, а на поход в ресторан нет. А если дело в деньгах, то и хорошо, что поругались. Не хочу, чтобы тот тратил недельное жалование на поход в такое культурное заведение, и унижался своими доходами перед скорее всего, вашими друзьями. Открою вам секрет: идя сюда, я надеялась увидеть вас вновь. Тем более, что из-за переноса записи, мне всего-то нужно подравнять концы. Я даже сначала не хотела идти, но мысль о том, что может там будете вы, переубедила меня. Вы ведь такой чуткий, культурный, и так меня понимаете. А он, вроде книжек много читает, а такой дурак, но тут думаю, не перегнула ли я палку?
- Милочка, что же вы так? Не переживайте о нем. Вы всё правильно сказали и всё правильно думали. А то, что он вас не понимает - не ваша вина. Он ведь просто не использует возможности что я говорил, и не видит ничего дальше своего рабочего места. Небось и книжки если и читает, то по кройке и шитью. А ведь есть замечательные пьесы, которые писали классики, например, Шекспир с его Отелло и Джульеттой. Я её столько раз перечитывал для постановок что могу наизусть пересказать полностью. Как ни как, главную роль играл. Кстати, если надумаете вступить в наш коллектив, то можете сыграть саму Джульетту.
- Ой, а правда можно? Я была бы только за. А Отелло разве не из другой пьесы?
- Да какая разница Клара? Даже если разные, что нам мешает объединить их, в одну? Если Шекспир считается гением, то думаю, что его пьесы должны обладать гибкостью.
- Согласна,и кстати, я пойду на постановку по вашему приглашению, если оно ещё в силе. А то мой совсем уж за скупердяйничал, сказал, что я слишком часто хожу и трачу попусту деньги. Я ему сказала, что это для статуса, на что тот меня отчитал. Представляете, ни гроша мне сегодня не дал. Но ничего, я сама взяла у него: он откладывал их на поездку к родителям, хотя, повидать мы их ещё сможем уже следующим летом. А вот ваши выступления и моя красота требуют немедленных вложений. Кстати, мне нравится, как звучит «милочка», прогрессивно звучит.
- Вы говорите как статная Леди. И раз уж вы согласны, я предложу немедленно начать нашу прогулку. Пойдемте же, выпьем, да здравствует прогресс! Заодно зайдем в театр, я вам покажу его изнутри, и дам сразу билет. А он пусть без своего билета, сидит дома, скучает и локти кусает. Пройдемте «Муад-мазель»[1].
Встав с кресла и чуть ли не швыряя деньги Сержу, Стефан взял Клару под руку и вальяжно покинул парикмахерскую предвкушая очередную победу и завоевание женского сердца.
28 июня.
«Ах, как хорошо воскресенье, тем более в такой знаменательный день как этот. Вот-вот состоится выступление наследника престола на главной площади. Где будут подписан договор о сотрудничестве и...»
Радио работало тихо, но от пустоты в парикмахерской, слышно было его прекрасно. На сегодня не было записей, клиентов и парикмахер спокойно отдыхал, чистя свои инструменты, как вдруг раздался звон от отрывающейся двери.
- Серж, готовь бритву и горячее полотенце. Да побыстрее, мне нужно чтобы ты меня побрил. - воскликнул заходящий Артист.
- Боюсь Стефан, что его здесь нет.
- Мы с вами встречались? И где Серж?
- Вы приходили в мою смену во вторник и из разговоров с дамой в желтой шляпе, я узнал, как вас зовут, к тому же Серж попросил его заменять пока он будет в отъезде, Он разве вас не предупреждал что уедет в конце Июня?
- Да, что-то такое я припоминаю. Что же, надеюсь вы бреете не хуже, чем он. Можете приступать.
Усадив важного клиента в кресло, мастер приступил к делу.
- Что-то вы не разговорчивый сегодня, случилось что-то? - Спросил парикмахер.
- Скажем, нет сейчас особо людей с кем можно поговорить.
- А я вас как собеседник не устрою?
- Боюсь, что вы меня не поймете.
- Ну что вы? Я в прошлый раз слушал ваши с Кларой разговоры и хотел бы тоже принять участие. Не каждый день даётся возможность побеседовать с умным человеком.
- Ну, раз вы так настаиваете, так давайте. - с гордостью сказал Стефан.
- Как ваш театр?
- Да, в последнее время что-то не то. Видите ли, в квартале от него открыли новое здание развлечений - кинотеатр, я сам там не был, но знакомые говорят, что там как в театре, но лучше. Ах, тоже мне эстеты. Как появилось что-то новенькое, так сразу к нему бежать. В театр на сегодняшнею пьесу почти никто не идет. Но это не значит, что шоу следует отменять. Я настоял, что буду играть для тех немногих ценителей моего искусства. Тем более, не хочу, конечно, хвастать, но сегодня на выступление ко мне придет Клара. И я намереваюсь ей показать так сказать «закулисье», ну вы меня понимаете. Я как оказалось даже в этом буду по лучше её женишка. И не мудрено, если ты хорош, то хорош во всем. А многие просто этого не понимают. Да, конечно, она легкомысленна порой, но это только делает мир лучше.
- Забавно, вы сейчас жалуетесь и обвиняете в провале постановки прогресс, хотя ранее говорили, что прогресс самое полезное что есть в мире. Только вот похоже, что ваш труд он уже заменяет, а мой всё так же востребован и искусно сделан руками.
- Да что вы себе позволяете?!
В одно мгновение, Стефан почувствовал, как рука парикмахера резко дернулась к спине, и так же резка направилась к его правому плечу. Артист почувствовал резкую боль и упал вместе с креслом. В его плече торчали ножницы, а из раны сочилась кровь на дорогой вечерний костюм.
- На помощь! Помогите! - Кричал Стефан.
- Боюсь, что ближайшие люди способные помочь вам сейчас на площади. Я думал встретиться с тобой на спектакле, но по удачному стечению обстоятельств, ты сам наведался ко мне.
Парикмахер настроил звук радио на громкую, подошел к столу и вытащил из-под инструментов, накрытый полотенцем револьвер.
«Срочные новости: трагедия, произошедшая на церемонии, потрясла всю страну. Наследник престола был застрелен по пути в дворец к представителю. Королевский престол обвиняет в этом заговорщиков... "мирного решения не будет" заявил выживший представитель наследника престола...»
Стефан, замерев от ужаса и бегая глазами, искал надежду на спасение в каждом предмете, замечая желтую шляпу под диваном и приоткрытую дверь в кладовую откуда прямо на него, безжизненно уставился так хорошо знакомый ему зеленоватый глаз, новая прическа и лицо, покрытое кровью.
- Она хотела меня позлить, уйдя с вами при мне и обесчестив себя. Что же, она добилась своего, я разозлился.
Стефан, истекая кровью отползал всё дальше и дальше, трусливо цепляясь за свою жизнь. Пока не услышал, как взводится курок.
- Како наши кажу "Уједињење или смрт", што бих ја рекао "Љубав или смрт"[2]. А для тебя просто смерть. Да здравствует прогресс!
[1] Корявое произношение слова «Mademoiselle».
[2] В пер. с Сербского «как говорят наши, "Единство или смерть", как бы сказал я "Любовь или смерть"»