продолжение
Литература, направляющая деятельность современных террористов
Всех идеологов джихада объединяет нечто общее. Сначала появляется идеолог, который пишет книгу о практике джихада и начинает собирать вокруг себя группу единомышленников. Правительство страны казнит идеолога, что приводит к возведению его в ранг героя и значительному повышению популярности его идей. Затем появляется руководитель-идеолог, который строит свое учение на основании учения предыдущего идеолога, причем высказывает еще более радикальные идеи.
В результате нескольких подобных циклов возникла «Аль-Каида», что привело к трагедии 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки.
Д-р Сала Серея и исламское движение освобождения Египта
Идеология Кутба привлекла к нему огромное число последователей, однако на момент его казни многие из них находились под стражей. Через некоторое время появился новый идеолог джихада, д-р Сала Серея, который возглавил исламское движение освобождения Египта «Хизб ат-Тарир». Основанием для его идеологии послужили идеи, разработанные Сайидом Кутбом. Д-р Серея хотел осуществить в Египте государственный переворот и превратить эту страну в традиционное исламское государство. Перечислим основные аспекты идеологии д-ра Серей:
современные мусульмане придерживаются учения ислама лишь на словах, в результате чего в последние столетия ислам превратился в религию пустых слов и бездействия;приоритетом любого исламского государства является установление законов ислама как внутри самого государства, так и за его пределами;участие в джихаде — священный долг каждого мусульманина. Правоверные должны быть готовы пострадать за свою приверженность исламу, при этом джихад нужно практиковать как в своей стране, так и по всему миру;задача движения заключается в поиске наиболее эффективных способов осуществления государственного переворота и свержения власти, действия которой не соответствуют законам ислама;установление единого исламского государства, территория которого будет простираться по всему миру и в основе политической системы которого будут лежать законы ислама (См.: Д-р Сала Серея. Отрывки послания веры//Журнал арабского возрождения. 1986. Декабрь.)
Д-р Серея считал, что руководители исламских государств отошли от исламских истин, потому что они осознают значимость молитвы и поста, но не следуют учению о джихаде:
Руководители исламских государств много времени уделяют молитве. Они строят мечети. Они издают законы о посте и молитве. Они делают все, чтобы казаться истинными мусульманами. Их главная цель — завоевать доверие простых мусульман. Однако они преследуют любого, кто во имя ислама берет в руки оружие. Такие руководители и все, кто их поддерживает, должны быть признаны неверными2.
Д-р Серея также подчеркивал, что правительства мусульманских стран используют законы ислама в качестве лишь одного из аспектов политики, в то время как политика исламского государства должна быть целиком и полностью построена на учении Корана:
Они строят мечети и в то же самое время одобряют строительство развлекательных центров. Они транслируют телевизионные программы о Коране вместе с музыкальными развлекательными программами. Они выделяют средства на благотворительность и участвуют в азартных играх. Их интересуют лишь исламские обряды, а не ключевые истины ислама, такие как джихад. Они ежедневно читают Коран и рыдают во время молитв, но отказываются принять участие в священной миссии — джихаде. Эти лицемерные отступники лишь позорят ислам.
Д-р Серея всегда подтверждал слова делами. 19 апреля 1974 года его движение начало борьбу с правительством Египта. Последователи Серей напали на государственное учреждение, ответственное за военную подготовку, в надежде организовать на его месте военную базу, чтобы осуществить государственный переворот. Однако египетским властям удалось задержать Серею и многих членов его движения. В октябре 1975 года Серея и некоторые из его сторонников были приговорены к смертной казни и казнены, а двадцать девять участников движения были посажены в тюрьму. В Египте, как и во всем исламском мире, поднялась волна новых исламских группировок. Еще до казни Серей над Египтом нависла очередная угроза терроризма.
Шукри Мустафа
Дело д-ра Серей продолжило движение «Ат-Такфир валь-хиджра». Его основатель Шукри Ахмад Мустафа вырос в той же местности, что и Сайид Кутб. Он родился в 1924 году, и ему было 24 года, когда египетскими властями был казнен Кутб. Д-ра Серею приговорили к смертной казни, когда Мустафе было 33 года.
Шукри смело высказывал свои взгляды. Отвечая перед федеральным судом Египта 7 ноября 1977 года, он сделал следующее заявление:
Моя главная задача, которую я стремлюсь решить любой ценой, — положить начало истинному исламскому движению, которое в дальнейшем положит начало всемирному исламскому государству. Я хочу возродить ислам и вернуть ему первоначальный вид.
Египетскому суду непросто было иметь дело с Мустафой, поскольку его движение насчитывало огромное количество последователей, готовых подчиниться любому приказу своего руководителя. Мустафа не скрывал этого:
Любой член движения готов отдать свою жизнь ради выполнения поручения, данного ему Аыахом. Поручение это заключается в распространении мечом и словом исламских истин по всей земле. Мои сторонники будут сражаться до тех пор, пока не будет исполнена эта великая миссия.
Мустафа вел дневники, в которых, кроме всего прочего, записывал свои поэмы (поэзия является неотъемлемой частью мусульманской культуры). Эти дневники использовались в качестве доказательств на суде над Мустафой. В одном из его самых известных дневников под названием «Битва» («Аль-Маал-хамма») записана поэма «Прежде потопа», написанная Мустафой в 1967 году. В ней он выражает недовольство образом жизни современных мусульман и дает клятву исполнить волю Аллаха и отдать свою жизнь за ислам.
В поэме «Переселение» («Аль-Хиджра») Мустафа высказывает точку зрения на суетность жизни. Он желает исполнить свою миссию на земле и проститься с земной жизнью.
В поэме «Ожидание» («Ат-Тавассамат») он задает вопрос: «Где матерь городов?» Так в древности называли Мекку. Этот город считается злым местом, поскольку его жители преследовали пророка ислама. В поэме Мустафа проводит параллель между Меккой и современным Египтом, который, с его точки зрения, тоже отвергает учение ислама. Мустафа называет Египет импортером зла, богохульства и ереси. «Это страна неверных», — писал он.
Мустафа был уверен, что, «как пророк Мухаммад, который покинул Мекку и переселился в Медину, где было основано первое исламское государство», он сможет изменить свой меккан-ский менталитет и жить согласно законам Медины. Мустафа надеялся основать в Египте исламское государство, которое затем распространится по всему миру. Сначала ему необходимо заручиться поддержкой значительной части населения страны, что поможет ему распространять идеи ислама в других странах.
Мустафа был уверен в том, что его попытка всемирного распространения ислама породит жестокое противостояние между Западом и Востоком, в результате которого начнется ядерная война (Шукри Мустафа. Ожидание. Каир, б. г.). Он считал, что большая часть населения земли будет уничтожена, однако ему и его последователям удастся укрыться в пещерах в отдаленных горах. По окончании катастрофы он и его последователи будут править на земле.
Мустафа верил, что в результате ядерной катастрофы все изобретенное человеком оружие будет уничтожено и люди вновь в сражениях будут использовать мечи.
Поддержка движения Мустафы
Движение Шукри Мустафы стремилось воплотить в жизнь идеологию Сайида Кутба. Участники движения должны были жить в полной изоляции от греховного общества. Им также необходимо было привлекать в свое движение как можно больше новых членов, чтобы его численность позволила осуществить государственный переворот и основать исламское государство. Они выделяли два этапа своей миссии: разрушение общества неверных и правление мусульман во всем мире.
Когда во время судебных слушаний Мустафе был задан вопрос об источнике его учения, он ответил, что оно происходит «из недвусмысленных утверждений Корана о воле Аллаха». «Мы ничего не знаем, — заявил Мустафа, — но Аллах всеведущ. Мы должны слушаться Его слов, которые переданы нам в Коране». Ответ основан на следующем стихе:
Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вылюбите что-нибудь, а оно для вас зло, — поистине, Аплах знает, а вы не знаете!
Сура 2:216
Мустафа утверждал, что мусульмане должны жить исключительно по Корану, а раз Коран говорит о джихаде, то разве может правительство мусульманской страны отвергать это учение?
Шукри Мустафу и членов его движения судили за похищение и убийство д-ра Хусейна ат-Тахаби, одного из наиболее уважаемых профессоров университета «Аль-Азхар». Мустафа решил его устранить, потому что ат-Тахаби возглавил группу университетских профессоров, осуждавших деятельность этого движения. Мустафа считал его противником Аллаха и союзником правительства, отказывающегося подчиняться законам ислама. Во время выступления в суде Мустафа заявил, что его движение казнило профессора ат-Тахаби за отступничество от ислама и содействие греховному правительству.
Движение Мустафы набрало еще большую силу после того, как египетские средства массовой информации взяли интервью у нескольких профессоров университета «Аль-Азхар». Д-р Сай-ид ат-Таухиль, специалист по истории ислама, выступил в защиту движения и назвал Мустафу и его последователей искренними мусульманами, «которые пытаются вернуть исламу его былую славу». Д-р ат-Таухиль настаивал, что в СМИ высказывается ошибочное мнение о том, что движение Мустафы проповедует ислам, отличный от ислама, представленного в Коране.
Слова д-ра ат-Таухиля, предостерегающие администрацию университета от критики учения Мустафы, были напечатаны в одном из авторитетных египетских журналов. Ат-Таухиль утверждал, что любой беспристрастный читатель Корана придет к выводу, что Мустафа и его движение исполняют повеления Корана. Он высоко оценил движение Мустафы и выразил надежду, что в будущем в Египте появится больше молодых людей, подобных Мустафе. Ат-Таухиль был убежден, что только таким образом можно вернуть современное общество к истинам ислама (См.: Rose El-Yousef Magazine. July 11. 1977. P. 6).
Казнь и книга
Шукри Мустафа был приговорен к смертной казни и казнен. Он оставил после себя радикальное движение, которое отказывалось признавать светскую власть и подчиняться законам египетского государства.
В глазах последователей Мустафы его казнь послужила очередным подтверждением того, что египетское правительство отступило от ислама. Они навсегда запомнили слова Мустафы о том, что любой, кто признаёт авторитет этого неверного правительства, уподобляется ему.
После Мустафы также осталась книга под названием «Вождь» («Аль-Халиф»). Египетские власти попытались уничтожить все экземпляры этой книги, однако действия правительства лишь придали ей большую ценность в глазах исламских экстремистов, которые и сегодня продолжают проповедовать идеи Мустафы.
Новая жизнь идей Мустафы
Идеи Мустафы созвучны идеологии Кутба. Единственное, что их отличает от учения Кутба и делает еще более опасными, это убежденность Мустафы в том, что сначала необходимо уничтожить религиозные институты, правоохранительные органы и военные силы противника. Мустафа считал, что следует упразднить египетские религиозные организации, потому что они пошли на компромисс с отступническим правительством страны. Нападать на правоохранительные органы и вооруженные силы необходимо потому, что они защищают греховное правительство, действуя согласно его законам и преследуя истинных мусульман.
В своей книге Мустафа утверждал, что нет никакой разницы между правительствами Израиля, Соединенных Штатов и европейских стран, потому что все они противятся исполнению воли Аллаха. Он призывал своих последователей вести джихад против этих стран до тех пор, пока они не подчинятся власти ислама.
Мустафа и его ближайшие соратники были казнены в 1977 году. Египетские власти надеялись, что это положит конец распространению его идей. К сожалению, этого не произошло. Напротив, в конце 1970-х и в 1980-е годы радикальные группировки активизировались и вновь попытались взять в свои руки власть в стране.
Глава 17. Пополнение священного войскаКак террористической группировке удалось взять под свой контроль египетские университеты
В начале 1970-х годов правительство Египта амнистировало многих членов движения «Братья-мусульмане». Президент Садат надеялся, что они окажут противодействие коммунистическому влиянию Советского Союза. Так и произошло. Однако движение быстро развивалось, что вновь привело к угрозе государственного переворота.
В Египте появилось новое радикальное движение «Аль-Джа-маа аль-исламия», которое также называют «Исламским движением Египта». Оно включает в себя в первую очередь египетскую молодежь. Ее наставляют опытные экстремисты, вышедшие на волю по амнистии. Многие из них — бывшие преподаватели университета «Аль-Азхар».
Вербовка в моем университете
Когда было основано «Исламское движение Египта», его участники следовали принципам Кутба. По всей стране были разбиты лагеря, в которых велась духовная подготовка членов движения, набранных из числа студентов. Экстремистам удалось взять под свой контроль многие крупные египетские университеты.
Обычно новые члены движения проводили в лагерях от трех до семи дней, в течение которых они молились, постились и изучали Коран и историю ислама. Во время обучения особое внимание уделялось жизни пророка Мухаммада и роли исламских законов в его жизни. Руководители движения пытались убедить студентов, что только они смогут возродить славу ислама и основать единое мусульманское государство.
В те годы я вместе с тремя с половиной тысячами студентов, приехавших из разных концов страны, жил в одном из общежитий университета «Аль-Азхар». Для ежедневных молитв члены «Исламского движения» использовали мечеть университета, а в перерыве между молитвами активно вербована студентов.
Однажды вместе с другими студентами я пришел на молитву, и один из членов «Исламского движения» сказал: «Нам стало известно, что в университете появилась христианская группа, члены которой снимают квартиры недалеко от общежитий университета. Они ведут антиисламскую пропаганду и заставляют мусульманок вступать в интимные отношения с христианами».
Разумеется, студенты пришли в ярость. Сообщив им адреса христиан, он продолжил: «Неподалеку от женского общежития они открыли киоск, в котором продаются канцелярские товары. Там они предлагают мусульманкам порнографические журналы и наводят хулу на ислам». Студенты, уверенные, что христиане совращают молодых мусульманок, были готовы немедленно убить каирских христиан.
Сотни студентов побежали к киоску и, облив его бензином, подожгли. Они также устроили погром в квартирах христиан. Затем, вернувшись в общежитие, они почему-то отказались есть и испортили три с половиной тысячи порций еды. Затем они выгнали вон всех работников общежития, забаррикадировали двери и долго кричали из окон «Аллах акбар!» («Аллах велик!»).
Общежитие было закрыто на три дня, а в университете отменены все занятия. Не все студенты поддержали эту акцию. Тем, кто не согласился принять в ней участие, в том числе и мне, пришлось перелезть через забор и бежать домой. Беспорядки не прекращались до тех пор, пока ректор университета и представитель правительства не встретились с руководителем подразделения «Исламского движения», отвечавшим за работу в университете. Несколько дней спустя министр национальной безопасности, выступая в университете, заявил, что христиане вовсе не пытались совратить мусульманок, а лишь объясняли некоторым из студентов опасность деятельности экстремистских групп, подобных «Исламскому движению», и предостерегали их от участия в их деструктивной деятельности.
Духовное руководство
«Исламское движение Египта» устраивало ежегодные молодежные конференции. На них собирались студенты из многих университетов, чтобы услышать выступления таких людей, как шейх Абд аль-Хамид Кашик, шейх Умар абд ар-Рахман и другие идеологи исламского экстремизма. Год за годом движение росло, и у него появлялись сторонники в Судане, Тунисе, Алжире, Йемене, Сирии, Ираке, Ливане и многих других странах. В те годы шейх Кашик и шейх Абд ар-Рахман оказывали огромное влияние на молодежь.
Шейх Абд аль-Хамид Кашик
Шейх Абд аль-Хамид Кашик был одним из наиболее красноречивых идеологов ислама в Египте и во всем арабском мире. У него был мощный глубокий голос, и он умело использовал выражения классического арабского языка, что постоянно удерживало внимание его слушателей. Ораторский талант шейха Кашика позволил ему широко внедрять в умы молодежи политическую идеологию ислама. Его способность захватывать внимание слушателей была подобна волшебству. Он без труда мог заставить их смеяться или рыдать.
Кашик также известен своей дерзостью. Он нередко бросал вызов правительству Египта и конкретным высокопоставленным чиновникам. Выступления Кашика записывались на аудиокассеты, которые затем распространялись во всех арабских странах.
Шейх Умар абд ар-Рахман
Когда я учился в университете «Аль-Азхар», шейх Умар абд ар-Рахман преподавал в нем основы учения Корана. В данный момент он находится в одной из американских тюрем за попытку взрыва Всемирного торгового центра в 1993 году. Однако прежде чем переехать в США, Абд ар-Рахман успел оказать огромное влияние на все арабское сообщество.
Шейх получил докторскую степень в области экзегетики Корана и исламских законов в университете «Аль-Азхар», после чего начал в нем свою преподавательскую деятельность. Со временем Абд ар-Рахман превратился в авторитетного идеолога экстремизма. Радикальные исламские группировки рассматривали его в качестве одного из главных идеологов, потому что он обладал следующими качествами:
во всем придерживался слов Корана;не имел связей с египетским правительством и отказывался подчиняться его власти;преподавал учение Корана и законы ислама, чем заслужил доверие молодежи. Многие молодые люди готовы были исполнить любое его повеление, даже пойти на убийство;придерживался мнения, что Коран призывает мусульман участвовать в джихаде, цель которого — построение единого исламского государства. Более того, Абд ар-Рахман был готов отдать свою жизнь во имя Аллаха.
В то время как идеологи развивали экстремистское движение в Египте, исламскому движению Ирана удалось создать исламское государство, что послужило еще одним толчком к активизации исламских радикалов в странах всего Ближнего Востока.
Глава 18. Воодушевленные ИраномРождение нового исламского государства
В 1979 году среди иранских шиитов тоже зародилось исламское движение, которое боролось с правительством шаха Мухаммеда Реза Пехлеви. Духовные руководители шиитов поддержали предпринятую движением попытку государственного переворота.
До того момента иранские фундаменталисты не делали публичных заявлений о своих убеждениях, поскольку боялись ответной реакции правительства. Они действовали согласно так называемому принципу такийи, который можно выразить следующими словами: «Я тебя ненавижу, но на словах притворяюсь твоим другом». Согласно этому принципу, мусульмане должны подчиняться правительству, даже если законы государства расходятся с их убеждениями.
Восстание фундаменталистов началось после того, как многие шииты вновь обрели позабытый ими дух мученичества. Они вспомнили, как сын Али иби Аби Талиба и внук пророка Му-хаммада Хусейн, зная, что ему не избежать смерти, не дрогнул перед лицом врага. Духовные руководители Ирана напомнили шиитам о добродетели мученичества, в результате чего иранские мусульмане перестали следовать принципу такийи и вновь обратились к мученичеству.
В это же время Аятолла Хомейни начал распространять свое учение на аудиокассетах. Он записывал свои выступления во французском городке Ле Шато, откуда аудиокассеты переправлялись в Иран. Учение Хомейни о неизбежности исламской революции оказало влияние на миллионы мусульман. Один итальянский писатель даже озаглавил свою книгу об иранской революции «Война аудиокассет». Во время революции были убиты миллионы мусульман. До той поры в истории Ирана не было столь кровавых переворотов.
Революционерам удалось захватить власть и основать в Иране исламское государство. Аятолла Хомейни вернулся из Франции в Иран. Стоя у самолета перед отлетом в Тегеран, он восхвалил Аллаха. Таким образом он хотел сказать шии гским руководителям Ирана и всему миру, что никто не может победить войско, которое получило благословение Аллаха.
Миллионы мусульман приехали в тегеранский аэропорт, чтобы встретить Хомейни. От их возгласов содрогался весь город. Они кричали: «Аллах акбар!» На своих руках они принесли Хомейни к кладбищу «Аль-Фердосе», на котором похоронены мученики иранской революции. Хомейни воскликнул: «Впредь мы должны забыть о такийи». Этим он хотел сказать, что шиитам больше нечего бояться правительства и властей этого мира.
Воодушевление в университетах
События, произошедшие в Иране, навсегда изменили ислам и современное общество. Многих членов «Исламского движения Египта» они воодушевили на восстание против правительства страны. Студенты египетских университетов, в том числе университета «Аль-Азхар», отказывались ходить на занятия. Они устраивали многотысячные митинги в поддержку Хомейни. В них принимали участие даже те, кто раньше не имел никакого отношения к «Исламскому движению». Его руководители не могли упустить такой прекрасной возможности вербовать в свои ряды новых членов.
Беспорядки охватывали все большую территорию страны и угрожали подорвать в ней политическую стабильность. Руководители «Исламского движения» заставляли тысячи молодых людей выкрикивать угрозы в адрес правительства. Они настаивали на том, что в Египте должна быть установлена власть ислама, как это произошло в Иране. Они кричали: «Садат, ты трус! Ты марионетка в руках американцев». Они угрожаш и Израилю: «Берегитесь, евреи! Войско пророка Мухаммада одолеет вас!»
Революционное движение пересекает границы Ирана
Революционное движение в Иране финансировало деятельность многих радикальных исламских группировок за пределами страны. Его руководители рассматривали это как экспорт наиболее ценного товара — исламских законов и революционных идей.
В последующие годы Иран оказывал содействие множеству фундаменталистских движений, которые осуществляли теракты по всему миру.
Одним из первых движений, основанных иранскими властями, была «Хезболла». В нее входила группа ливанских шиитов, которые планировали свергнуть правительство страны и создать исламское государство. В то время Ливаном руководило христианское большинство.
Иран также финансировал исламскую революцию в Судане. Хасан ат-Тураби, руководитель движения «Аль-Исламия», захватил в Судане власть и превратил страну в традиционное исламское государство.
Иран поддерживал исламские движения во многих странах, включая Египет, Алжир, Тунис и другие арабские государства.
Нападение Ирака на Иран
Руководители арабских стран зоны Персидского залива были потрясены случившимся. Они боялись, что разрушительное влияние иранских фундаменталистов проникнет и на территорию их государств. Лидер Ирака Саддам Хусейн не собирался делиться властью с исламскими фундаменталистами. Он всеми силами сопротивлялся распространению иранских революционных идей и даже напал на Иран. Арабские страны, как и все мировое сообщество, поддержали действия Хусейна.
Силам Ирака удалось захватить 30% территории Ирана, однако иранские мусульмане восприняли это как призыв к самопожертвованию во имя Аллаха. В течение двух лет жители Ирана боролись с армией Хусейна и одержали победу. Они не только прогнали иракцев со своей территории, но в течение еще шести лет воевали с войсками Хусейна уже на территории Ирака.
В результате войны Ирака с Ираном погиб миллион мусульман и еще два миллиона получили ранения. Казалось бы, война должна была остановить распространение революционного движения в арабских странах. Однако исламские фундаменталисты до сих пор пытаются распространить ислам по всему миру. Иранская революция дала мусульманам надежду на то, что однажды им удастся покорить весь мир и все люди будут жить согласно законам ислама.