Оправданный обман
Обман как один из методов джихада
Мусульмане рассматривают обман как один из возможных методов джихада. Ислам вообще разрешает использовать обман при определенных обстоятельствах. Например, мусульманину, проживающему в немусульманской стране, разрешено обманывать неверных.
Философ Ибн Таймия (1263—1328) написал произведение под названием «Меч у шеи обвинителей Мухаммада», в котором подробно описывается, как на этапе укрепления должны вести себя мусульмане:
Когда мусульмане слабы, им нужно уважать людей Писания [иудеев и христиан], даже если они оскорбляют Аллаха и его пророка. Мусульмане должны лгать людям Писания, чтобы защитить и себя, и свою религию. (Ибн Таймия. Меч у шеи обвинителей Мухаммада. С. 221).
Иными словами, проживая в немусульманской стране, мусульманин имеет полное право использовать обман, чтобы защитить себя от возможной угрозы. Известная мусульманская пословица гласит: «Если не можешь отрубить своему врагу руку, поцелуй ее» (Цит. по: Аль-Мансури. Чистое и нечистое. С. 199). Жизнь пророка Мухаммада, особенно время его пребывания в Мекке, отражает этот принцип. После переселения в Медину Мухаммад из кроткого агнца превратился в рыкающего льва. Пророк бросил вызов всем племенам Аравийской пустыни.
Поскольку египетские мусульмане являются могущественным большинством, мне не довелось на себе испытать первый этап джихада. Мусульмане в Египте имеют полную свободу, в то время как христиане испытывают постоянное давление. У меня не было повода, чтобы лгать христианам, но я знаю, что, помимо гонений, им пришлось выслушать немало лжи со стороны исламских властей.
С другой стороны, мусульмане, проживающие в Соединенных Штатах Америки, Канаде, европейских странах, Австралии, ЮАР и во многих других странах, не способны оказать значительного влияния на общество этих стран. В этом случае они пытаются быть любящими, заботливыми и терпимыми. Они готовы отказаться от некоторых исламских доктрин, ради того чтобы у жителей этих стран сложилось о нем положительное представление. Мусульмане на Западе избегают конфликтов с евреями и христианами. Они представляют ислам как ответ на все насущные проблемы человечества, как религию милосердия, справедливости, свободы и согласия, в которой нет места гонениям и дискриминации.
Обман во время дипломатических переговоров
Мусульмане нередко используют мирные переговоры как возможность выиграть время, перегруппироваться и укрепить свои позиции. Лидеры мусульманских движений готовы согласиться с любыми условиями, чтобы, инициировав и затянув переговоры, выиграть время. Однако когда приходит срок соблюдения условий договора, они не выполняют данных ими обещаний.
В последние десятилетия мы стали свидетелями многих переговоров, которые не привели ни к каким результатам. В качестве примера можно вспомнить мирные переговоры между Ираном и Ираком, продлившиеся девять лет и увенчавшиеся жестокой войной.
Я отчетливо помню, как проходили переговоры между египетским правительством и исламским движением «Аль-Джамаа аль-исламия». Лидеры движения заявили о готовности прекратить военные действия и сесть за стол переговоров. Это заявление было лишь попыткой перегруппироваться и с новыми силами вернуться к борьбе. В ходе переговоров лидеры движения использовали всевозможные способы обмана, которые они почерпнули из Корана и учения пророка Мухаммада.
Кто-то может оспорить верность моих представлений об исламе, однако исламские законы подтверждают все приведенные мною факты. Кроме того, пророк Мухаммад, история жизни которого также лежит в основе ислама, не раз использовал обман.
Отречение от ислама
Пророк Мухаммад впервые разрешил отрекаться от ислама после события, произошедшего с Амаром бен Яссером (См.: Ибн Катир. Начало и конец. Каир, 1962), близким другом пророка, которого пленили курейшиты. Яссер не выдержал мучений и отрекся от Мухаммада и ислама. Выйдя на свободу, он вернулся к Мухаммаду и исповедался перед ним, на что пророк ответил, что Яссеру нечего стыдиться и если его вновь возьмут в плен, он должен поступить точно так же.
Подобный случай произошел, когда пророк Мухаммад услышал, что Шаббан бен Калад аль-Ханди, один из его врагов, готовится напасть на мусульман. Пророк послал Абеда Аллаха бен Аниса Алгани убить аль-Ханди. Когда воин попросил Мухаммада описать аль-Ханди, Мухаммад ответил, что Алгани должен проникнуть в стан врага, присоединиться к вражеским войскам и возвести хулу на ислам и его пророка, после чего он найдет аль-Ханди.
Воин пророка Мухаммада проник во вражеский лагерь, нашел аль-Ханди и проклял Мухаммада и ислам, благодаря чему смог завязать дружбу с вражеским военачальником. Ему удалось заслужить доверие аль-Ханди, и однажды ночью он отрезал ему голову и принес ее Мухаммаду. Посланник пророка отрекся от своей веры ради того, чтобы выполнить данное ему пророком поручение.
Мусульмане обманывают и друг друга
Во время войны мусульмане готовы лгать даже друг другу. В этом смысле показателен инцидент, произошедший после встречи президента Ирака Саддама Хусейна и египетского лидера Хосни Мубарака. Мубарак посетил Багдад за день до вторжения иракских войск в Кувейт. Хусейн пообещал Мубараку, что не начнет войны с Кувейтом. Не успел президент Египта вернуться в Каир, как ему доложили о том, что иракские силы пересекли кувейтскую границу. Дав слово Мубараку, Хусейн тут же нарушил свое обещание. Его поступок привел египетского президента в ярость (См. речь Хосни Мубарака на следующий день после вторжения иракских войск в Кувейт).
Общие представления об обмане
Многие факты свидетельствуют о том, что мусульмане лгут противнику во время военных действий. Однако, как показывает история из жизни Аиши, жены пророка Мухаммада, ислам поощряет ложь, которая предотвращает зло (Имеется в виду случай, описанный в суре 24:11).
Имам Газали Сайбин писал:
Знай, что сама по себе ложь не считается грехом, но смотри, чтобы она не причинила тебе вреда. Ты можешь лгать, если обман поможет тебе уберечься от зла и достичь процветания. (Газали Сайбин. Возрождение религиозной литературы. Каир, 1971. С. 137)
Из биографии Мухаммада известно, что двое из его жен, Аиша и Зенеб, ревновали пророка друг к другу. Однажды сестра Зенеб пустила слух, что у Аиши есть любовник. Она знала, что, согласно исламским законам, женщина за неверность заслуживала побивания камнями (см. суру 24:2). Аиша не призналась в измене, несмотря на то что один из близких друзей пророка был уверен в том, что она изменяет Мухаммаду. В данной ситуации обман оправдан, ведь только с его помощью Аиша могла избежать казни.
Выводы
Итак, ложь и обман являются нормой для мусульман. Возможно, читателю это покажется ужасным. Не менее ужасным может показаться и то, что мусульмане используют мечети не только для богослужений, но и для ведения военных действий. События во время последнего конфликта в Афганистане показали, что мечети используются в целях джихада.
Глава 13. Как пророк Мухаммад использовал мечети
Дом молитвы и дом войны
Во время американской военной кампании в Афганистане одна из мечетей подверглась бомбардировке. Крупное ливанское информационное агентство передало сообщение, что «многие мусульмане, находившиеся в мечети, были убиты, другие получили серьезные ранения» (Информация об описываемых событиях размещена на сайте «Ливанского центра новостей» (www.lebanon-guide.com) под заголовком «U. S. Bombs Hit Mosque, Kills 15 Worshippers» (24 октября 2001г.)). Американская газета «Washington Post», напротив, заявила, что, по словам афганских беженцев, талибы использовали мечети, школы и другие общественные здания для хранения оружия и боеприпасов (См.: William Branigin and Rajiv Chandrasekaran. Informants Enable a Deadly Raid//Washington Post. October 25. 2001. P. A10). Это утверждение беженцев иллюстрирует обыкновение воинственных мусульман, во-первых, обманывать, а во-вторых, использовать мечети в военных целях.
Мечеть — это не церковь
Большинство мусульман, дающих интервью западным средствам массовой информации, представляют ислам исключительно как религию. Они утверждают, что учение ислама направлено в первую очередь на изменение сердца человека, а мечети служат местом поклонения Аллаху, подобным иудейской синагоге или христианской церкви. Однако еще во времена пророка Мухаммада мечеть была не только домом молитвы, но и военным штабом, в котором хранилось вооружение. Будучи в Медине, военные планы Мухаммад всегда строил в мечетях. Его последователи продолжают эту традицию.
Мечеть считается местом поклонения, совершения правосудия, планирования военной стратегии и осуществления административного управления. Все это объясняется тем, что ислам преследует и религиозные, и политические цели.
При жизни пророка Мухаммада и после его смерти все объявления о начале военных действий делались в мечетях, и именно в мечетях зарождаются экстремистские движения.
Мухаммад недвусмысленно объяснял, что мечеть нельзя сравнивать ни с синагогой, ни с церковью. Мечеть в Медине он использовал в качестве военного штаба, суда и приемной для послов других племен и государств, то есть она объединяла в себе функции Министерства обороны, Верховного суда и Министерства иностранных дел. Эта мечеть сегодня считается второй по значению святыней мусульман.
В каких целях используют мечети египетские экстремисты?
Практика использования мечетей для осуществления военных действий сохранилась до сегодняшнего дня. Так, в египетских мечетях в недавнем прошлом располагались штабы исламских группировок. В 1986 году министр национальной безопасности Египта Заки Бедр отдал полиции приказ захватить мечети на юге страны, потому что появились сообщения, что экстремисты используют их в военных целях.
Нападения на мечети со стороны египетской полиции задели чувства многих мусульман. В качестве примера можно привести диалог между Заки Бедром и представителем оппозиционной партии Мухаммадом Махвузом Хельми. Последний заявил:
Я прошу объяснений не потому, что пытаюсь вас обвинить, но потому, что как представитель египетского народа я желаю услышать от представителя Министерства национальной безопасности объяснение тем событиям, что произошли на юге Египта. Поведение полицейских, врывающихся в мечети и арестовывающих верующих, оскорбили мусульман.
Бедр на это обвинение дал следующий ответ:
К нам поступила достоверная информация о том, что исламские группировки используют эти мечети для планирования и осуществления нападений на граждан Египта и представителей следственных органов. В частности, 31 октября 1986 года мы следили за членами одной из группировок, которые привезли в мечеть вооружение и боевиков, для того чтобы произвести нападение на жителей Асьюта и местное подразделение полиции. В результате нападения были ранены семеро офицеров и семнадцать рядовых полицейских. Обыскав мечеть, мы обнаружили множество незаконно приобретенных боеприпасов и тела погибших жителей города. Нам удалось арестовать пятьдесят семь представителей экстремистской группировки. По окончании расследования освобождены двое арестованных и пятьдесят пять человек заключены под стражу.
Министр национальной безопасности сообщил парламенту, что этот случай использования мечети в военных целях не единичен. За пять дней до описанного нападения был осуществлен другой теракт:
26 октября 1986 года мы получили сообщение о том, что одна из исламских группировок после пятничной молитвы готовится осуществить нападение на сотрудников полиции и жителей города. Мы смогли быстро отреагировать на эту информацию и остановить теракт, представлявший реальную угрозу для национальной безопасности страны. Наши сотрудники задержали сто двадцать членов исламской группировки, расположившихся в одной из мечетей города. В тот день экстремисты заняли мечеть и не позволяли верующим совершать молитву. Мы следили за каждым движением радикалов, и как только они собрались покинуть мечеть, чтобы начать операцию, мы атаковали их и арестовали всех членов террористической организации.
Заки Бедр так подытожил свое заявление:
Эти инциденты свидетельствуют о том, что многие мечети являются центрами террористической деятельности радикально настроенных мусульман. Занимая должность министра национальной безопасности, я не намерен сложа руки наблюдать за действиями террористов. Несмотря на то что многие террористы заявляют о своей приверженности исламу, мы должны совместными усилиями положить конец террористической деятельности в Египте, которая представляет угрозу национальной безопасности нашего государства. Яне пытаюсь оправдать действия моего ведомства. Напротив, я призываю всех, в том числе оппозиционные силы, встать на защиту безопасности Египта и объединить усилия в борьбе с угрозой терроризма (Цит. по: Махмуд Фози. Тайна ухода Мухаммада. 2-е изд. Каир, б. г. С. 40).
Из событий, описанных в этой главе, видно, что исламские террористические группировки, в частности движение «Аль-Джамаа аль-исламия», до сих пор рассматривают мечеть как место для хранения боеприпасов и вынашивания военных планов. Действуя таким образом, исламские террористы следуют примеру пророка Мухаммада