14. Историческое значение идей чучхе
Идеи чучхе оказывают могучее влияние на духовную и моральную жизнь человека, на процесс революционного преобразования мира. Они вызывают большую симпатию у народов нашей планеты и дают мощный толчок историческому движению нашего времени, для которого характерно стремление к самостоятельности.
Идеи чучхе становятся общепризнанным идеологическим течением нашего времени. В ходе истории все возрастают их притягательная сила и преобразующее значение.
Идеи чучхе освещают подлинно революционное мировоззрение нашего времени - эпохи чучхе. Это служит неоценимым историческим вкладом идей чучхе в дело развития человеческой мысли и освобождения человечества.
Взгляды людей на окружающий их мир и подход к нему развивались на протяжении длительного времени.
Развитие предшествующего мировоззрения представляет собой историю борьбы двух противоположных философских течений: материализма и идеализма, диалектики и метафизики. В этой борьбе марксизм утвердил торжество материализма и диалектики. Марксистское материалистическое и диалектическое мировоззрение появилось на свет как отражение требований своего времени. Появление рабочего класса на исторической арене ознаменовало собой зарождение новой эпохи в истории человечества. Новые исторические условия, положившие начало шествию революции против капитала, продиктовали острую необходимость появления тех революционных идей, которые раскрыли бы перед поднявшимся на борьбу пролетариатом неизбежность крушения капитализма и торжества социализма. Во весь рост встала задача: взять верх в борьбе с идеализмом и метафизикой, которые служили делу освящения реакционного господства капитала и проповедывали его вечность, обосновать научное мировоззрение рабочего класса. Отражением этих требований того времени было появление материалистического, диалектического мировоззрения.
Течение времени сопровождается развитием мировоззрения. Непрерывное развитие и расширение масштабов революции, начатой выступлениями рабочего класса, привело к рождению новой эпохи, когда трудящиеся народные массы, считавшиеся ранее объектом истории, стали ее хозяевами. Новая эпоха, в которую рабочий класс, трудящиеся народные массы выступили как великая сила, как властелины мира, требовала появления нового мировоззрения, призванного помочь трудящимся - хозяевам своей судьбы - решать ее самостоятельно, творчески и победоносно осуществить историческое дело национального, классового, человеческого освобождения. Поставленная историческая задача блестяще разрешилась созданием идей чучхе.
Идеи чучхе, осветившие мировоззрение нового времени, по своему философскому положению, составляющему первооснову, новы и оригинальны.
Основным вопросом предшествующей философии являлся вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Научное решение этого вопроса дано марксистским материалистическим положением о первичности материи, первичности бытия.
На базе материалистического понимания вопроса о первоначале мира идеи чучхе поставили по-новому основной вопрос философии, сформулировав его как вопрос о месте и роли человека в мире, и дали ответ на вопрос: кто является властелином мира.
* * *
Философский принцип идей чучхе, освещающий место и роль человека как властелина мира, зиждется на новом понимании человека.
О человеке много говорилось и в работах прежних философов. Но все их рассуждения в большинстве своем отрывались от общественных отношений и не могли выйти за рамки абстрактного взгляда на «чистого» человека. Вопрос о сущности человека был выдвинут и объяснен марксизмом с точки зрения общественных отношений.
Идеи чучхе, рассматривая человека в связи с общественными отношениями, дают новое понимание его существенных особенностей. Согласно идеям чучхе, человек является общественным существом, обладающим самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью. Этим дано полное философское объяснение человека. На основе научного понимания общественного человека идеи чучхе выдвигают философское положение, согласно которому человек - хозяин всего и он решает все. Это является новым философским открытием, означающим переворот в мировоззрении.
Мысль о том, что человек - хозяин всего и он решает все, то есть человек является властелином мира, хозяином своей судьбы, преобразователем мира и вершителем своей судьбы, совершенно противоположна идеализму и метафизике. Если идеализм сводится к мистицизму, суть которого состоит в том, что миром и судьбой человека распоряжается сверхъестественная «сила», то метафизика сводится к фатализму, который провозглашает, что в мире ничто не меняется и потому человеку нужно покорно подчиниться предоставленной судьбе. Мысль о том, что человек, будучи властелином мира, хозяином своей судьбы, может преобразовать мир и решать свою судьбу, предполагает материалистическую, диалектическую позицию, отрицающую мистицизм и фатализм.
Своеобразно сформулировав положение о том, что человек, являющийся высшим продуктом развития материального мира, представляет собой властелина мира, преобразует и развивает его, идеи чучхе по-новому раскрыли первооснову мировоззрения. В центре мировоззрения, базирующегося на философском положении, проникнутом принципами чучхе, стоит человек.
История знает немало концепций о мировоззрении, но ни одна из них не смогла выработать подход к миру, поставив человека в центр внимания. Не только идеалисты, рассматривавшие мир как мир идеала и духа, но и материалисты прежнего времени, считавшие мир материальным, не смогли выработать подход к миру, ставя в центр внимания человека.
Идеи чучхе видят в человеке не просто частицу мира, а властелина, хозяина мира и установили новое мировоззрение, которое позволяет подходить к миру, к его изменению и развитию, поставив в центр внимания человека - властелина мира. Основанный на идеях чучхе подход к миру, предполагающий, что человек находится в центре внимания, является надежным залогом обеспечения самостоятельной, творческой познавательной и практической деятельности человека - преобразователя мира и вершителя своей судьбы.
Идеи чучхе, осветившие такой подход к миру, ознаменовали собой новый переворот во взглядах на общественно-историческое развитие. В вопросах раскрытия общественно-исторической практики сторонники домарксистского материализма и диалектики также стояли на позициях идеализма. Марксизм отверг идеалистические взгляды на общественно-историческое развитие, выдвинув положение о том, что общество так же, как и природа, относится к материальному миру и что оно изменяется и развивается согласно общим закономерностям развития материального мира.
Идеи чучхе, признавая общие закономерности развития материального мира, воздействующие на общественно-историческую практику, раскрыли свойственные ей закономерности. В этом и заключается неоценимый вклад идей чучхе в совершенствование взгляда рабочего класса на общественно-историческое развитие.
Субъект истории - народные массы. Общественно-историческое движение является самостоятельным и творческим движением народных масс. Решающую роль в революционной борьбе играет самостоятельное сознание народных масс. Эти положения об общественно-историческом развитии составляют основное содержание взгляда на историю, базирующегося на идеях чучхе. Это дает новое истолкование сущности, характера и движущих сил общественно-исторического движения как движения субъекта.
Идеи чучхе выработали новый подход к развитию истории и социальной революции, в центре внимания которого находятся народные массы - субъект истории и революции.
Выдвинув новое мировоззрение, новый взгляд на общественно-историческое развитие, в центре которых стоит человек, идеи чучхе совершили величайший переворот в развитии мировоззрения. Если марксизм впервые создал революционное мировоззрение рабочего класса, то идеи чучхе подняли его на новую, высокую ступень развития, придавая ему законченный вид.
Идеи чучхе - это революционное мировоззрение, представляющее собой новую историческую эпоху - эпоху чучхе. Они правильно ориентируют поступательное движение человечества к суверенитету, независимости, социализму и коммунизму, решительно сметая с пути всякие реакционные и контрреволюционные идеологические течения.
Идеи чучхе открыли новый, высокий этап развития революционной теории рабочего класса. Именно в этом заключается историческая заслуга идей чучхе, содействовавших осуществлению революционного дела рабочего класса, дела освобождения человечества.
* * *
После появления революционной теории рабочего класса прошли многие годы. Революционное движение далеко шагнуло вперед. Революционная практика новой эпохи требовала дальнейшего развития революционной теории в соответствии с новыми историческими условиями. Идеи чучхе обосновали основной принцип революции, согласно которому хозяевами и движущей силой революции и строительства являются народные массы, на основе этого осветили новые революционные теории, которых требует практика нашего времени.
Идеи чучхе - верная основа для разработки революционной теории эпохи чучхе. Разработать революционную теорию на базе идей чучхе - значит вскрыть принципы и закономерности развития революционного движения, поставив в центр внимания трудящиеся народные массы - хозяев революции и строительства.
Революционное движение эпохи чучхе требует разработки революционной теории, в центре внимания которой были бы трудящиеся народные массы. Так должна быть разработана революционная теория именно в нашу эпоху, когда трудящиеся народные массы выступают как властелины мира, когда их самостоятельное сознание, созидательные силы способствуют расширению и углублению революционной борьбы. Только это позволит найти правильные принципы и открыть закономерности развития революционного движения. Идеи чучхе, поставив в центр внимания трудящиеся народные массы при разработке революционной теории, дали возможность всесторонне раскрыть революционную теорию, способствующую осуществлению самостоятельности трудящихся народных масс, сделали революционную теорию рабочего класса полноценной и всеобъемлющей теорией о национальном, классовом и человеческом освобождении, законченной коммунистической теорией, содержащей весь комплекс теорий о преобразовании общества, природы и воспитании нового человека.
Разработка революционной теории, в центре внимания которой находятся трудящиеся народные массы, - прочная гарантия разработки революционной теории, стратегии и тактики, отвечающих природе революционного движения.
Все революционные движения направлены на благо трудящихся народных масс, они осуществляются силами самих масс. Поэтому революционная теория, стратегия и тактика должны быть нацелены на защиту интересов трудящихся народных масс и повышение их роли. Можно сказать, что ценность данной теории определяется тем, насколько она защищает интересы народных масс, а сила данной стратегии и тактики заключается в том, как высоко они поднимают роль народных масс. Идеи чучхе, исходным моментом которых являются положения о самостоятельности, способности к творчеству и сознательности народных масс, выдвинули теорию, стратегию и тактику, направленные на защиту коренных интересов народных масс и полное выявление их высокой революционной активности и неисчерпаемого творческого потенциала. Таким образом, революционная теория рабочего класса превратилась в самую могучую теорию, позволяющую последовательно отстаивать интересы трудящихся народных масс и максимально повышать их роль.
Идеи чучхе служат верным руководящим компасом в подходе к предшествующей революционной теории. При своем рождении предшествующая революционная теория рабочего класса исходила из иных предпосылок, то есть из других условий времени и задач. Но по своему классовому идеалу и миссии она имеет общность с новой революционной теорией, которая базируется на идеях чучхе. Идеи чучхе, определив принципы творческого подхода к существующим теории и опыту, делают возможным претворение в жизнь и дальнейшее развитие предшествующей революционной теории в соответствии с потребностями революционной практики нашей эпохи. В частности, эти идеи, позволяющие стоять на позициях последовательной защиты и осуществления принципа самостоятельности рабочего класса, трудящихся народных масс, помогают безошибочно различать и преодолевать оппортунизм всех мастей, и прежде всего ревизионизм, носители которого останавливаются на половине революционного пути и отрицают необходимость классовой борьбы, твердо защищать классовые принципы и идеи непрерывной революции, содержащиеся в революционной теории рабочего класса.
Революционная теория, основанная на идеях чучхе, - это подлинно революционная теория рабочего класса эпохи чучхе, бессмертная коммунистическая революционная теория, которая всегда побеждает с торжеством борьбы за осуществление самостоятельности трудящихся народных масс.
* * *
Великие идеи рождают великую практику. Великие идеи чучхе, выдвинув новый философский принцип, определив закономерности развития общественно-исторического, революционного движения и научно обосновав руководящие принципы революции и строительства, внесли огромные перемены в революционную практику.
Идеи чучхе блестяще претворяются в жизнь прежде всего в практике корейской революции. Они привели ее к великой победе.
Корейская революция руководствуется идеями чучхе. В отрыве от них были бы немыслимы все победы корейской революции. Шествуя под знаменем идей чучхе, корейская революция спаслась, фигурально говоря, от родовых мук ее первоначального периода, вызванных низкопоклонством и догматизмом, смогла преодолеть все препятствия и трудности и победоносно пройти славный боевой путь, несмотря на трудную обстановку.
Идеи чучхе вернейшим образом направляли ход революции и строительства по новому, не проторенному пути. Корейская революция проложила самый верный путь к национальному освобождению колоний, открыла наиболее прямой путь к социализму. Корейская революция открыла путь к новой, полнокровной жизни при социализме, который признается во всем мире «образцовым», и победоносно прокладывает никем не изведанную дорогу к социализму и коммунизму. Идеи чучхе ярко озарили нам путь вперед, и мы шли к своей цели самой прямой дорогой, в сжатые сроки добились величайших и поразительных побед в борьбе за суверенитет, независимость и социализм.
Идеи чучхе в нашей стране ярко воплотились в практические дела. Эпохальные перемены в жизни нашего народа и его великие достижения - бесценный плод идей чучхе. Сегодня наш народ, переживая законную гордость за достигнутые им славные победы и свершения под знаменем идей чучхе, развертывает историческую борьбу за преобразование всего общества в соответствии с требованиями идей чучхе.
Идеи чучхе отражают общие чаяния народов мира, стремящихся к самостоятельности. Этим они оказывают огромное воздействие на ход развития современного революционного движения, в процессе которого создается новый независимый мир.
Идеи чучхе открыли новый путь революции - широкий простор к самостоятельному, творческому осуществлению революции.
В наше время революционное движение развертывается в национально-государственных рамках, принимая разнообразные формы. Эти обстоятельства требуют, чтобы народ каждой страны с высоким сознанием чувства хозяина революции верно выполнял свою роль. Это особенно важно потому, что еще дают о себе знать низкопоклонство, догматизм и другие порочные взгляды. Идеи чучхе, указав народам всех стран путь к самостоятельному, творческому осуществлению революции, помогли им сбросить груз старых идей, препятствующих самостоятельному развитию, свято помнить о чувстве ответственности хозяина революции, дали им возможность разработать по собственной воле и убеждению линию и политику, соответствующие условиям данной страны, и вести революцию на основе мобилизации собственных творческих сил. Благодаря открытию самостоятельного, творческого пути развития революции народы стран, которые в силу различий исторических условий пока находятся на разных этапах развития, обрели веру в победу и настойчиво ведут борьбу за национальное и классовое освобождение, за построение социализма и коммунизма.
Идеи чучхе открыли новый путь развития международного коммунистического движения, основополагающим принципом которого является самостоятельность. Наступила новая эпоха в развитии международных отношений.
Коммунистическое движение - это самостоятельное движение партии и народа каждой страны, направленное на то, чтобы устранить любые формы порабощения и неравенства и сделать людей подлинными хозяевами своей судьбы. Следовательно, в этом движении не может быть отношений старших и младших, отношений подчиняющих и подчиняемых. Самостоятельность для стран и наций является жизненно важным фактором существования. В отношениях между ними не должно быть места господству и порабощению, приказыванию и подчинению. Идеи чучхе видят основной принцип развития отношений между партиями и государствами в их самостоятельности. Это привело к новому повороту в развитии международного коммунистического движения и международных отношений. В настоящее время принцип самостоятельности проявляет все возрастающую жизненность и силу, являясь незыблемым положением, обеспечивающим дальнейшее развитие международного коммунистического движения и определяющим отношения между коммунистическими и рабочими партиями. Он становится также общепризнанным принципом в развитии отношений между молодыми независимыми государствами, между странами с различным общественным строем, могучим оружием борьбы с империалистами, навязывающими народам кабалу и неравенство.
Идеи чучхе - бессмертное боевое знамя, ведущее к победе народные массы, борющиеся за созидание нового мира и решение своей судьбы.