Смерть
Э Хон каждый год навещала местное кладбище. В один и тот же день она приходила и просто сидела у могилы, наверное, самого близкого её человека. Жуй Джи всегда была дорога ей, словно сестра. Может даже гораздо больше. Но теперь Э Хон из раза в раз посещает её могилу в одно и то же время, и с каждым годом угасает её пыл и излюбленная жизнерадостность. С каждым посещением она понимает, что Жуй Джи не вернуть. Последние прожитые годы, проведённые в прострации, аукаются ей лишь одним воспоминанием, а именно тем самым днём. Двадцать пятое марта — день смерти Жуй Джи, а также единственный день в году, который Э Хон помнит отчётливо. Единственный день, когда она может предаться эмоциям, а именно безграничной грусти.
Сегодня она снова пришла на могилу в назначенное время. Э Хон никогда не разговаривала с ней, как делают то многие, потому что какой смысл говорить с могильным камнем, когда душа дорогого человека давно уже покинула свою оболочку и не может тебя услышать? Сегодняшний день отличался от предыдущих. Девушка не могла понять, чем именно, но точно отличался. Этот день был особенным.
Э Хон делала всё как обычно. Она сделала подношение, хотя совсем не видела в этом смысла, расчистила дорожки к могиле и села рядом. Сложив руки в молитвенном жесте и закрыв глаза, она прокручивала в голове самые разные воспоминания, связанные с Жуй Джи. Её дорогой, милой Жуй Джи. Интересно, где сейчас блуждает её покинутая телом душа? По щеке Э Хон невольно скатилась слеза.
В кустах поблизости послышалось шевеление, что отвлекло девушку от раздумий. Она взглянула туда, откуда доносился шум. Вдруг из высокой травы показался рыжий хвост, а затем через оградку протиснулась маленькая лисица и уселась на могильном камне. Её глаза неотрывно смотрели на Э Хон, следя за каждым её действием. Девушка тоже вглядывалась в лису. Она казалась такой знакомой... Будто где-то они уже виделись. Но она никогда раньше не встречала лис. Единственное, что в этом зверьке ей показалось родным — это её глаза. Она явно видела их раньше. Глубокие омуты, где таятся хитрые искорки, смотрели на Э Хон с неподдельным интересом. Но лиса отнюдь не изучала её, она смотрела ей прямо в глаза. Девушке казалось, будто животное может видеть её душу. Вдруг её осенило.
— Жуй Джи..? — тихо произнесла она. — это ты?
Лиса вильнула хвостом. Э Хон расплылась в грустной улыбке.
— Знаешь, я так по тебе скучаю. Лисья форма — это ведь совсем ненадолго, да? — с проблеском надежды в голосе спросила она.
Лиса снова вильнула хвостом. Девушка тут же помрачнела.
— Знаешь, мне столько всего надо тебе сказать. Но я, пожалуй, немного ограничу себя, всё же, у тебя тоже есть терпение. — она грустно усмехнулась. — можно я задам тебе несколько вопросов? Если да — махни хвостом, если нет — ничего не делай.
Лисий хвост снова пришёл в движение. Губы Э Хон тронула улыбка.
— Что ж, тогда... Я хотела бы задать тебе один вопрос. Ты счастлива?
Лиса смотрела будто как-то неуверенно, раздумывая, что ответить. Хвост её приподнялся, но потом снова упал наземь. И всё же, даже несмотря на неловкость, лисица не отводила глаз от Э Хон. Девушка лишь вздохнула.
— Почему?
Вопрос был риторическим, так как она знала, что лиса ответить не сможет. Та это тоже понимала. Между ними возникло молчание, длившееся где-то пару минут. Э Хон пыталась подобрать слова.
— Я при жизни не успела сказать тебе кое что очень важное и теперь сильно жалею об этом. — она замялась. — Я бы очень хотела поделиться этим с тобой, думаю, ты должна знать.
Но тут голова её поникла, а глаза опустились в пол. Руки нервно сжались в замок. Лицо исказила печаль. Лиса лишь одобрительно глядела на неё и ждала.
— Хотя, не так уж это и важно, да? Как считаешь?
Лиса помахала хвостом, глазами будто говоря "если не хочешь говорить — не нужно себя заставлять". Ах, знала бы она, что Э Хон держит у себя в душе... Ещё минуту они сидели в молчании. После девушка встала с колен и отряхнулась.
— Уже темнеет. Мне пора идти, понимаешь? Дома кот не кормлен, ждёт меня.
Лиса махнула хвостом. Э Хон печально улыбнулась на прощание, а после развернулась и пошла к выходу с кладбища. Её так и подмывало обернуться и посмотреть, как там лиса. Как там Жуй Джи. Она ведь даже не попрощалась. На выходе девушка не выдержала и всё-таки оглянулась. Лисы и след простыл.
Жаль, что она так и не смогла сказать главного. Она просто испугалась. Опять. И теперь ей было больно от невысказанных слов, которые придётся носить в душе до конца своих дней. Но, возможно, это даже к лучшему. Не всё сокровенное имеет место быть сказанным.
Комментарий от Автора:
Я делала второй вариант. Как только увидела приписку про древний Китай, тут же вспомнила мифологию. По одной из китайских легенд, души мертвецов могут обращаться в лис.
Все комментарии были адресованы рецензенту с курса, но я решила их не убирать. Просто не обращайте внимание.