Заклание Гуса
01:04:13 - 01:06:24. Заклание гуся.
Кардинала Ландульфа провожают стражники под квакающий амбиент.
Вацлав, Кристан и Ландульф ужинают за богато накрытым столом.
Ландульф: Святой Отец и ваш брат Зикмунд решили исправить расстройство в церкви, милости*.
Вацлав (пьяно): Зачем так много прилюдий, отец кардинал? Мы оба знаем, что им нужно избавиться от двух лишних пап. Выбирают четвертого?
Ландульф: Они решили положить конец папскому расколу и решить проблемы некоторых ...
Вацлав: Мой брат хочет римскую корону и нужен мой голос, не правда ли? (Ландульф тактично прибухивает.) Что он предлагает?
Ландульф: Уникальную возможность избавить чешское королевство от еретической репутации.
Вацлав: Слушаю.
Ландульф: Если эти мастер Гус принимают приглашение на Совет ...
Вацлав (Кристану, трезво): Слышал, звездочет**? Qui pro quo! Я поддерживаю его, и он отстанет от меня.
Кристан: Мастер Гус — богобоязненный и честный человек, пан. Он заслуживает уважения.
Вацлав: Я не заслуживаю, чтобы наконец избавиться от вечных жалоб на Градчанский, Вышехрад, Оломоуц и прочих ... прелатов? Я устал от мастера Гуса. Почему бы ему не защищать себя, если он так уверен, что правда — его? Как подобает богобоязненному и честному человеку?
* В сцене, где между Ландульфом и Вацлавом возникла коррупционная химия, Ландульф говорил грамотно, так как диалог был типа на латыни, а и Ландульф и Вацлав знают ее в совершенстве. Здесь Ландульф допускает ошибки в речи, так как он говорит на чешском, который знает не в совершенстве, тем не менее то, что он его выучил для «приватной вечеринки» очень мило с его стороны и должно демонстрировать Вацлаву его добрые намерения к продолжительному и плодотворному сотрудничеству.
** Здесь тонко указан тот факт, что Кристан, будучи завкафом теологии, был при этом сам по образованию математиком/медиком/астрономом. Что и сделалао его приближенным короля — для Вацлава всякие медицинские штуки, особенно связанные с ядами и как от них лечиться, были вопросом жизни и смерти (яркий пример — отравление 1393 года, которое он пережил, в отличии от Фридриха Баварского ).
Что мы видим.
Прямым текстом нам говорят через Ландульфа, что Чехия УЖЕ имеет статус еретического королевства из-за Гуса (до 1420 еще ползти и ползти если что). Нам прямым текстом сообщают, что такой имидж создал Чехии Сигизмунд, чтобы достать брата, чтобы тот отказался от императорской короны ради сохранения Чехии и чтобы получить императорскую корону себе. Нам прямым текстом говорят, что Вацлав (и не только он) понимал, что посылает Гуса на смерть, чтобы спасти Чешское королевство. При том что ради этого спасения сам Вацлав жертвует своим статусом императора и остается только королем Чехии, не забывайте. Учитывая его линию с Зайцем, которая продлевает проблему в Домовые Войны, это, со стороны Вацлава, отказ от реформы христианского мира в ... нулевой интернационал.
Это очень важно, учитывая историографический троп о том, что Сигизмунд якобы хотел помочь Гусу, но злые католики не дали. Этот троп еще будет обыгран. Но сейчас нам кидают в лицо то, что никто, кроме близких друзей Гуса, не уважал его и не желал ему самого лучшего. Что Гус довыеживался до того, что даже его работодатель, который нанял его пропагандировать себя, устал от него и создаваемых им проблем. И это нам еще не показали... а... ладно... кто не хочет — все равно заткнет глаза и уши, а кто изучал вопрос — и так знает, что Гус и перед интердиктом вел себя «некрасиво» и после — не как добрый пастырь.
01:06:24 - 01:07:45. Гус все объективно понимал.
Гус косит. К нему подъезжают три всадника, четвертый конь без ездока.
Гус: Госпожа!
Зофья: Мастер, вы не в безопасности, вы и ваша семья, когда вы остаетесь здесь.
Гус: А где я в безопасности от злобы, моя пани.
Зофья: Пан коморный Йиндржих Лефль приглашает вас в свой замок в Краковеце. Неотложно, спешите, пока есть время!
Смена плана. Краковец. Гус и Иероним стоят на краю. Подходит Ян с Хлума и Лефль.
Хлум (быстро, настойчиво): Король Зикмунд прислал мне, чтобы убедить вас, что вы можете защитить мастера перед Советом. Многие кардиналы и епископы признают необходимость ремонта Церкви*.
Лефль (нервно): А каковы гарантии Зикмунда?
Хлум: Это гарантирует Мастеру охранное письмо**. (Гус с несчастным видом отходит от Лефля и Хлума) Он доверил мне защитить его на дороге и в Костнице. (остальные идут за Гусом). Я гарантирую безопасность короля своей честью.
Лефль (тараторит): Вы знаете, мастер, вы можете остаться в моем замке, сколько хотите. Вот чтобы защитить вас от кого-либо.
Иероним: Никто не удивится, если придется подождать вашего решения, мастер Ян.
Гус: И правда ли, что папа может пригрозить королю Вацлаву крестовым походом, если вы не выдадите меня?
Лефль: (Молчит, тяжело дышит.)
* Здесь я тоже буду нарочито переводить речь Хлума со всеми косяками, так как он поляк и косячит, говоря по-чешски. Про то, как поляки относились к чешскому языку можно почитать у Длугоша в сюжете посольства поляков у Вацлава по поводу войны с тевтонами (да-да тот самый Грюнвальд, кстати, дело происходит в то же время).
** Даже профессиональным историкам не лишне напомнить... да... снова комментарий этого типа... что охранное письмо гарантировало исключительно безопасность и возможность добраться до места суда, то есть охранное письмо гарантировало бесплатные проезд, питание и ночлег во всех местах, где его предъявят по пути, НО НЕ БОЛЕЕ.
Мы видим, что Зофья сама отправляет своего возлюбленного в пасть к Сигизмунду. Через замок Лефля, который, конечно, верен королю но... или не «но», а «и»?.. Дает Хлуму сделать Гусу предложение, которое, как понимают ВСЕ, будучи принятым, приведет к его смерти. Однако, после всего показанного, нам дают почувствовать и «светлую» сторону Гуса — он все-таки понимает, что это из-за него Чехии грозит крестовый поход. Это одна из версий, почему все понимая (а нам известно, что для Гуса это было непростое и не быстрое решение, и что он много говорил с товарищами на эту тему перед тем, как поехать) Гус принял решение все-таки ехать на Констанц и таким образом сам принес себя в Жертву ради спасения Чехии. Но это только одна из версий, и вы знаете, что я не сторонник именно этой.
Далее мы видим «противостояние» Хлума и Лефля. Хлум напорист, его аргументы заготовлены — «епископы признают необходимость ремонта Церкви», как будто Гуса туда приглашают консультантом, а не подсудимым. Лефль задает наводящие вопросы, пытаясь вывести Хлума на чистую воду, но тщетно. Лефль намекает, что в его замке Гус может оставаться сколько угодно в безопасности, как бы намекая, что тому НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ехать на суд. Иероним призывает Гуса подумать подольше. Но Гус как-будто сам желает ступить в огонь из лучших побуждений.
Что нам НЕ показали.
В сериале был момент, где Зофья прощается с Гусом, дарит ему еще один список Виклефа. Они смотрят друг другу в глаза. Все понимают. Рядом охрана — не помацаешься. Но это момент той химии, когда они друг с другом не играют (во всех смыслах), а демонстрируют искренние чувства. Для движка сюжета этот момент в фильме на самом деле не нужен, как и вырезанная смерть Зайца. Это моменты раскрытия второплановых персонажей. Но если знать, что за книжечку с собой носит Гус, то потом можно словить один лулз.
01:07:45 - 1:10:45. Расслабьтесь, мастер Гус.
Письменный стол.
Гус: А пока я пишу сюда тайком и в углу. У меня голова болит от мыслей, и не нужно говорить мне. (Хлум, Лефль и Иероним испытывают неловкость.) Я не могу ходить за кафедру, я не могу выступать в университете. (Иероним подходит к Гусу.) Сколько? До конца жизни?
Иероним: Янчик, подумай.
Гус (встает): О чем думать? Пока кардиналы знают меня только по судебным процессам и клевете. Я защищаюсь.*
Смена плана. Река.
Иероним: Есть много панов, которые заберут тебя в свои замки и не предадут. Иски, поданные против тебя папской курией ...
Гус: Сигизмунд дал слово, что я могу защитить себя, Иероним. Учить снова, проповедовать ...
Иероним (возмущенно и последовательно): Кто принес тебе сообщение? Ян из Хлума, наемник Сигизмунда.
Гус: Он утверждает, что некоторые в совете будут за реформы.
Иероним: Реформы ... Те, которые укрепят их власть. Христу нет места на папском престоле. Ты же сам так много раз проповедовал и писал об этом.
Гус: Иероним, не каждый может быть глухим к истине Христа.
Смена плана. Хлум и Гус приближаются к воротам Констанца. За ними провожатые. Над воротами щит тевтонов. Хлум стучит в ворота, солдат открывает глазок.
Хлум говорит, что привел мастера Гуса на собор. Зловещий эмбиент. Ворота открываются. Хлум, Гус и остальные въезжают в город. Во дворе ксендзы мацают радующихся этому женщин под нарастающий зловещий эмбиент. Гус непонимающе смотрит на Хлума, когда мимо них проезжает на коне кардинал с женщиной у него за спиной и машет им ручкой. Гус оглядывает этот праздник гетеросексуальной жизни**.
Хлум: Мы на месте, Мастер.
Слезают с коней. Хлум ловко, а Гус как мешок.
Хлум: Мы что-нибудь поедим, а вы расслабляйтесь.
Хлум здоровается с хозяйкой на немецком. Хозяйка одета в цвета фамилиариев тевтонского ордена и даже имеет что-то вроде тау креста на платье. Хозяйка говорит, что уже волновалась, что они не приедут. Хлум представляет хозяйку как пани Пфистерову, говорит что она набожная христианка. Хлум и Гус проходят в помещение, у двери молодуху (ну хоть одна не замужем) мацают кардинал и епископ.
* Для кино, конечно, процесс принятия решения ускорен. Но создана обстановка, что Гус уже давно пишет тайком в углу, что как-бы намекает. А если хотите знать больше о том, как Гус принимал решение ехать на Констанц — комментируйте.
** Понятно, что мы должны вместе с Гусом офигеть от прелатского разврата, но эта сцена доставила мне исключительно позитивные эмоции. Воспоминание о научных симпозиумах. Понимание того, что Гус уже тогда был смертельно болен и ему могло разное привидеться. К слову о последнем — все женщины (кроме одной в конце, что подчеркнуто голосовым комментарием для слабовидящих) в сцене с покрытой головой, то есть замужние, так что еще вопрос, кто кого «снимает».