6 страница27 ноября 2022, 18:01

Глава 6 - Меч Ахилла

Утром я заезжаю в фотопечать, отдаю плёнку. Готовых фотографий придётся ждать целые сутки. Снова запрыгиваю на велосипед — бедро отзывается болью — и еду в Собор, продолжить поиски.

Анна любезно одалживает мне большую книгу о статуях и закапывается в бумаги, за ухом у неё торчит карандаш, а очки надеты на кончик носа. Внизу проходит экскурсия, и я выхожу на одну из смотровых площадок. Ежусь от ветра: всё-таки наверху он становится злее. Рядом один из ангелов, в руках у него перо и свиток.

Хочется пошутить, не пишет ли он пером, вырванным из собственного крыла, но я решаю отложить это до момента, когда мы познакомимся поближе. Открываю термос с горячим чаем, ангел косится на меня.

— А статуи могут чувствовать запахи? — спрашиваю я.

Забавно, никогда раньше этим не интересовалась. Но мой имбирно-малиновый чай пахнет так приятно, возможно, ему понравится. Ангел долго не отвечает, наверное, я всё же чем-то его обидела — но потом медленно размыкает губы. Голос скрипучий, будто он не говорил лет сто:

— Немного. Я чувствую, воздух вокруг меняется. Он стал хуже, грязнее.

— Мне жаль... У вас на свитке что-то написано?

— Нет, — он отворачивается.

Ставлю термос на парапет и раскрываю книгу. Автор, однажды оказавшись в Городе, влюбился в Собор и его статуи. Он обошёл здесь всё, изучил историю каждого камня, сделал фото всех Ангелов и написал комментарии. Листаю страницы, нахожу фото своего Северного друга. Четверо — внутри Собора, ещё двадцать восемь — вокруг, по двенадцать на каждую сторону света. Последний — тридцать третий — Золотой ангел, который венчает купол.

«Одну руку он держит высоко поднятой вверх, указывая на небо. Вторая опущена и сжата в кулак — непривычный жест для статуи ангела», — отрываюсь от страниц. — А вы знаете, что это значит?

— Нет, — скрипит ангел. И пусть он не смотрит на меня, я слышу любопытство. — Что ещё там написано?

Читаю ему вслух, пока от холодного воздуха не начинает болеть горло.

Итак, в руках ангелы держат книги, карты нового и старого света, меч, лук и стрелы, у одного даже есть череп. Но не ключи. Ничего похожего на ключ.

Ангел со скрипучим голосом, кажется, задремал. Мягко закрываю книгу, спускаюсь в кабинет Анны, вернуть её на полку, и спешу домой. Дорога идёт в гору, быстро кручу педали, забывая о холоде. В магазине ждёт обед, и горячий чай, а ещё — новая стопка книг.

— Это туристические путеводители и одно исследование, — говорит отец. Он закрыл магазин пораньше и сидит на кассе, подсчитывая выручку. — Ты спрашивала про статуи, и я решил, они тебе пригодятся.

— Спасибо!

День я провожу, помогая отцу в магазине, а вечер — снова погрузившись в книгу о статуях, пусть и некому теперь читать вслух. Но ни в двух путеводителях, ни в напечатанном мелким шрифтом на тонкой бумаге труде об образах статуй в Городе не нахожу упоминания о Минотавре. Приходит время пить таблетки и идти спать, а я так ничего и не узнала.

Ночь пролетает быстро. Кажется, я только повернула подушку холодной стороной и нашла удобную позу — и вот комнату наполняет голос Селены:

— Случилось ужасное! Убийство! О старшие боги, почему вы стали так несправедливы к нам?

С трудом открыв глаза, кошусь в окно — там занимается рассвет. В тепле кровати тело такое сонное и тяжёлое, голос плохо слушается:

— Что? Что случилось?

Реально ли это или вернулись мои кошмары? Но я сбрасываю одеяло, открываю окно — и холод кажется настоящим. Селена причитает, глядя в небо. Она отказывается говорить, только стонет:

— Квинт ждёт тебя на улице!

Наскоро одевшись, крадусь вниз по ступенькам. Нужно торопиться, но отец может проснуться от любого шороха — поэтому я всё делаю медленно. Поворачиваю замок на двери, ожидая, пока он мягко щёлкнет. Приоткрываю створку на небольшую щель, чтобы не задеть колокольчик.

Квинт переминается с ноги на ногу на крыльце. Его ладонь лежит на рукояти меча.

— Нам нужно спешить! — восклицает он, увидев меня.

Шикаю на него и спрашиваю шёпотом:

— Что случилось? Минерва зовёт?

— Что? Нет! Но тебе нужно это увидеть.

Закрываю глаза. Делаю глубокий вдох. И — тянусь снять колокольчик с двери.

В пять часов утра улицы пустынны; редкие машины обгоняют нас. Минут десять я еду по мокрому тротуару, прямо за мойщиком улицы. Наконец тот сворачивает в сторону, а Квинт обгоняет меня и кричит:

— Поторопись!

Приходится навалиться на педали.

Мы приезжаем к музею живописи, Квинт показывает на распахнутые ворота. Наверное, на ночь их запирают, но сейчас перекушенная цепь с бесполезным замком свободно свисает с одной из створок. Я давно здесь не была, но помню, на заднем дворе стоит бюст Репина.

То, что осталось от него, разбросано по брусчатке вокруг.

Осторожно оставляю велосипед у стены и подхожу ближе. Вот, кажется, глаз. Вот ухо. Когда-то мрамор был жизнерадостной статуей, готовой поболтать об искусстве и пожаловаться на недописанные картины, а теперь стал белым и мёртвым. Мне нечем дышать. Утренний воздух такой холодный, но его не хватает. В лёгких пусто, голова начинает кружиться в белом вихре осколков.

Ладонь Квинта ложится на плечо, и у меня колени подкашиваются. Но он опускается рядом, пытается помочь встать, и, держась за мраморную руку я могу сделать вдох. Давление ослабевает, Квинт поддерживает меня.

— Зачем... я здесь? Почему Минерва...

— Она сказала тебя не трогать. Но нельзя ничего скрывать от товарищей.

Вдыхаю воздух — маленькими порциями. Заставляю себя оторваться от Квинта и удержаться на ногах самостоятельно.

Теперь это просто мрамор. То, что делало Репина живым, улетело в небо.

— Как вы узнали?

— Одна из ворон с моста разносит новости по этому району. Она нашла останки. Никто вокруг ничего не видел.

Зато я замечаю на постаменте белый конверт, почти сливающийся с мрамором. Стараясь не думать, что касаюсь остатков шеи Репина, беру его в руки. И понимаю, это не случайный вандализм.

Сверху написано: «От нового хранителя ключей».

Квинт говорит, это неслыханное бахвальство, когда вор и убийца называет себя хранителем. Открываю конверт с третьей попытки — руки дрожат. Внутри лист белой бумаги, на нём ровные, рукописные буквы.

«Я остановлю убийства, если вы принесёте мне все ключи, имеющиеся в вашем распоряжении. Передача состоится на Коронационном мосте, через три дня, в полночь».

И — ничего больше. Когда я читаю письмо Квинту он разражается длинной не очень цензурной тирадой — наверное, научился от пьяных компаний, гуляющих по паркам, а потом говорит:

— Это нужно срочно показать Минерве.

Снова сажусь на велосипед, солнце поднимается всё выше, слепит меня. На улицах появляются прохожие, спешащие к остановкам и метро, но рядом с Минервой пока никого нет, кроме медных птиц, которые разносят новости. Надеюсь, хоть одна из них будет хорошей.

Но точно не та, которую несём мы.

Спрыгиваю с велосипеда, Квинт замедляет шаг. Если Минерва и удивлена моим появлением, она не подаёт вида. Не давая нам начать, она говорит:

— Хранитель вернулся.

Спешу домой, пока отец не проснулся. В качестве алиби захожу в пышечную и беру пару горячих, прямо из печи, булочек. Вешаю колокольчик на место. У меня есть полчаса, принять душ после утренней гонки, но что бы я не делала: стояла в очереди или сидела в ванной, в голове крутится мысль. Хранитель вернулся.

Я просила Минерву отправить меня к нему, но она была удивительно резкой:

— Нет. Это может быть опасно. Не раз бывало, ключи сводили своих владельцев с ума.

— Но, я...

— К нему уже спешат статуи. Твоя задача — Собор.

— Но что, если он убийца? — вырвалось у меня.

— Тогда справиться с Квинтом ему точно будет сложнее, чем с беззащитным человеком, — отрезала Минерва.

Квинт тогда чуть не сломал мраморную шею, гордо вздёргивая нос.

После завтрака тянет в сон. Отец просит помочь с уборкой в магазине, от этого спать хочется ещё больше. Хожу между полок, смахиваю пыль, возвращаю на место романтические романы, которые кто-то унёс в раздел фантастики. Варю чёрный кофе с имбирём — для себя, но он не очень-то помогает.

Минерва просила быстрее разведать, где ангелы прячут ключ. А про письмо она сказала только:

— Мне нужно над этим подумать.

Я верю, Минерва изобретёт великолепную стратегию. А пока пытаюсь не умереть от скуки в обществе пыли и покупателей. Пройдясь с тряпкой по всем полкам, вскакиваю на велосипед и набираю полную грудь свежего воздуха. Я сняла шапку, резинка слетает с волос, и они развеваются за спиной. Полы расстёгнутой куртки хлопают, как крылья. Переднее колесо сейчас оторвётся от асфальта, и я улечу, далеко-далеко.

Но остаюсь на земле, как ангелы из Собора.

Сегодня я долго стою у входа, запрокинув голову. Машу Золотому ангелу рукой, но он так далеко, я не знаю, получила ли ответ.

Фотографии, забытые, лежат в ателье, и я подхожу к Северному ангелу, поздороваться. На входе висит объявление, что Собор зарезервирован для групповой экскурсии. Внутри непривычно тихо и пусто.

— Нашла ключ? — подмигивает ангел.

— А ты готов сказать, где он?

— Даже не проси.

Вокруг никого нет, и я подробно рассказываю ангелу про своё утро. Спрашиваю:

— А что происходит со статуями после смерти?

Он пожимает крыльями.

— Наверное, то же, что с людьми. Ничего.

Хотя бы не будут сниться кошмары об аде для статуй.

— Ты знаешь, как добраться до Золотого ангела? В путеводителе этого нет.

— В здании есть ходы. Только не жди, что я расскажу тебе, где они. Если ты упадешь оттуда, я не смогу простить этого себе.

Не хватало ещё думать, что ангел всю свою вечную жизнь будет грустить о моей гибели. Но я обещала Минерве исследовать весь Собор, и пробраться наверх придётся. Интересно, Анна может мне помочь? Иду к лестнице, гадая, стоит ли сразу зайти к ней или поискать эти тайные ходы самой. Может, не такие уж они и тайные.

Пол дрожит вместе с моими шагами. Ручка двери, стоит протянуть к ней ладонь, тоже начинает дрожать. И прежде, чем я успеваю понять, кто-то дёргает меня за плечо.

Земля уходит из-под ног. Надо мной склоняется Восточный Ангел.

Я раньше не думала о том, какие они большие. Почему-то, когда стоишь у постамента, не осознаёшь это. А сейчас я до боли в шее запрокидываю голову. А он держит в руке меч. Тяжёлый, мраморный меч.

Вспоминаю, как Селена говорила об убийствах. Отнять жизнь у человека, для статуи это так просто. А ангел, он поднимает меч, остриё почти упирается мне в грудь.

— Ты! Я говорил тебе не трогать моего брата.

Я не знаю... Не могу ничего ответить, потому что не могу вздохнуть. Этот ангел, ему не нужен меч. Его руки сдавят моё горло — и всё будет кончено.

— Ты приходишь сюда, расспрашиваешь о наших тайнах...

— Я... — из горла вырывается: — Пожалуйста, не трогай меня! Не надо!

— Держись от нас подальше! — и меч опускается.

Пол снова дрожит, когда его тяжёлые шаги удаляются к постаменту.

Я медленно сползаю по стене. Плечо болит после мраморной хватки. Сожми он чуть сильнее...

Нужно думать о тайных ходах, о том, как помочь Минерве и Городу. Но всё, что я могу — это снова и снова переживать, как ангел напал на меня со спины. Вдруг он попробует снова?

Лишь писк часов заставляет меня подняться на дрожащие ноги.

Пока отец с аппетитом ест, я гоняю овощи по тарелке, не справившись и с третью. Он увлечённо рассказывает покупателям о старинных книгах, а я сижу в кресле и всё ещё пытаюсь перевести дух.

Квинт машет рукой через окно, и приходится сделать несколько глубоких вдохов, чтобы выйти.

— Я ждал тебя весь день! Минерва сказала, чтобы я отправился к хранителю.

— И ты сходил?

— Я же сказал, я ждал тебя. Седлай своего стального коня, мы и так потеряли слишком много времени!

Ходить к хранителю хотя бы не опасно. Вроде бы... Вспоминаю лестничную клетку в его доме — и лестницу, около которой меня поймал ангел. Что если хранитель набросится на меня, пытаясь защитить ключ?

— У тебя испуганный вид. Что случилось?

Я ловлю его взгляд и сразу опускаю глаза. Квинт — мраморный воин, он ничего не боится. Как все статуи. Как Минерва.

Если я расскажу, они запретят мне искать ключи. А может, вообще перестанут разговаривать со мной, такой слабой и трусливой. Поэтому я мотаю головой и говорю:

— Да, всё в порядке... — нужно срочно сменить тему, и я обращаю внимание на меч в его руках. — Где же твоё копьё?

Он взмахивает мраморным одноручным мечом; от нас шарахаются прохожие.

— Минерва подарила мне меч от разрушенной статуи Ахиллеса. Она сказала, я достоин нового оружия! Разве он не прекрасен?

Меч определённо тяжёлый. И острый, хотя такого редко ожидаешь от мрамора. Отстёгивая велосипед, бормочу несколько слов. Выходит не очень с энтузиазмом, но Квинт доволен.

— Я знал, что ты оценишь. А теперь, — он показывает мечом на знакомый дом. — Время отправиться на битву.

Битва это, конечно, фигуральное выражение. Мы заходим во двор, я запрокидываю голову и замечаю свет в окнах хранителя. Ветка берёзы под одной из птиц сгибается слишком сильно — это голубь с моста.

— Минерва же не говорила приводить её, — говорит он хриплым, тяжёлым для голубя голосом.

— Она всегда нам помогает. Вперёд, — Квинт распахивает передо мной дверь.

Я боюсь, и в этот раз мы постучимся, а никто не ответит. Может, хранитель заехал всего на пару часов и забыл выключить свет? Может, он не захочет нас видеть? Но дверь распахивается после первого звонка. На пороге — мужчина в серой рубашке. Он выглядит старше, чем на фото, виски и борода захвачены сединой, но я узнаю его сразу же. Несколько секунд мы смотрим друг на друга, а потом он вытягивает руку и касается плеча Квинта.

— Значит, настоящий, — он вздыхает так, будто это плохо. — Ну заходите.

Рассказывать обо всём приходится мне: сгоревший дом, разведённые мосты, запаздывающая зима. Вспоминаю вслух, как мы нашли письмо и фото и с трудом отыскали хранителя в университете. Наконец я замолкаю, перевожу дух, а он спрашивает:

— Чего же вы хотите от меня?

— Нам нужен ключ, — отвечает Квинт. — Или место, где он спрятан. Мы сможем его защитить.

Я тихо поддакиваю. Пожалуйста, пусть он расскажет всё статуям и всё закончится. Никаких убийств и безумных ангелов больше.

Но хранитель качает головой.

— Я не скажу вам, где ключ.

— Нам нужно знать это, — настаивает Квинт. — Ключи в опасности. Весь Город в опасности.

— И он всегда защищал себя сам.

— А что, если сейчас не тот случай? — почти шепчу я.

Хранитель мотает головой.

— До ключа в Соборе никому не добраться. Его может получить только тот, кто назовёт пароль. А из ныне живущих его знаю лишь я.

— А если они захватят вас? Будут пытать?

Для охотника Квинт иногда становится слишком хищным. Но хранитель не пугается:

— Я лучше умру, чем скажу пароль. Ключ останется под защитой, — он встаёт с кресла и указывает на дверь. — Мне жаль, что я не могу вам помочь. Но мой совет — не вмешивайтесь.

Квинт уже перешагивает порог, когда хранитель останавливает меня. Не успеваю сделать вдох, а он протягивает свёрток бумаги, перевязанный тонкой бечёвкой. И, понизив голос, говорит.

— Зря ты в это вмешалась. Знаю, статуи всегда вели свои дела, но ты человек. Для тебя это опасно.

— Но вы же стали хранителем.

— Да... — он кивает на свёрток. — Открой.

Тяну за конец бечёвки. Бумага скрывает тонкую серебряную цепочку, на которой висит медальон в виде стрелки с острым наконечником.

— Эта вещь поможет выбраться, если ты зайдёшь слишком далеко. Александр отдал её мне, прежде чем уехать в Италию. Не знаю, во что Минерва тебя втянула, но — возьми. И будь осторожна в лабиринте.

— Каком лабиринте?

Он вскидывает бровь:

— Я думал, статуи тебе сказали. Ну да ладно, раз знает Минерва, можешь узнать и ты. Под Городом есть потайные тоннели. Но они очень опасны, так что держись от них подальше.

Надеваю цепочку на шею. Холодный медальон касается кожи.

— Вот увидишь, скоро всё само закончится, — говорит хранитель, прежде чем закрыть за нами дверь.

Квинт предлагает донести меня до дома, но ноги выдерживают ещё одну поездку. Крутя педали, я думаю — он был совсем не прав, когда говорил, что Минерва меня втянула в это.

Я сама рада ей помочь!

В магазине отец тоже протягивает конверт.

— Позвонили из фотостудии, сказали забрать заказ. Я решил в кои-то веки прогуляться. Красивые фото.

— Спасибо!

Не открывая, откладываю конверт. Это для ангела, к которому я не хочу возвращаться.

— Выпьем чаю? — отец пытается прожечь меня взглядом насквозь.

Мотаю головой:

— Я сегодня так устала... Давай утром?

Конверт остаётся на столе у кассы. Забираясь в кровать, я не снимаю медальон. Глядя в потолок, думаю о хранителе и его словах. Он готов умереть, защищая тайну Города.

А ещё я думаю о том, что осталось два дня.

6 страница27 ноября 2022, 18:01