21. Айкидо - поиски будущего в его прошлом
В Японии есть старая пословица: "Смотрите в прошлое если хотите узнать будущее". Изучение истории улучшает Ваше понимание современности и заставляет Вас увидеть отражение собственных действий и представлений в более широкой рамке жизненного опыта человечества. Ваш Путь становится яснее и число неправильных шагов уменьшается. Вы смотрите в будущее с большим ощущением реальности и поэтому имеете большие созидательные перспективы. Суть этого выражает слово keiko, означающее ежедневные занятия. Мне кажется, что на данной стадии развития Айкидо можно применить мудрость, заключенную в старой пословице, для анализа его будущего развития, продолжения и роста.
Среди современных budoka Японии Морихеи Уешиба считается гением и мастером, равным легендарному Миямото Мусаши. Если бы Уешиба О Сенсей не посвятил свою жизнь интенсивным занятиям и не приложил сверхчеловеческие усилия в поисках своего собственного духовного обновления и своего Пути, Айкидо, в том виде, в каком мы его знаем, никогда бы не было создано. История Айкидо начинается с Морихеи Уешиба. Его молитвы о мире на земле привели его к созданию "Пути гармонии". Он возвысил боевую технику убийства до метода очищения человеческой личности с тем, чтобы люди могли гармонично сосуществовать и развиваться.
Морихеи Уешиба О Сенсей всегда помнил о реальностяхмира. Он не мечтал о бессмысленной утопии. Его жизнь была посвящена нуждамреального мира. Личный опыт и четкое восприятие дали ему глубокое пониманиеужасных разрушительных последствий двух мировых войн для человечества. Он знал,что его молитвы о мире и желание мира, идущее от всего сердца, отражались вбольшом мире, в мире, измененном опытом всеобщей войны.
Айкидо, в том виде, в каком О Сенсей задумал и создал его - это ПРАКТИЧЕСКАЯ философия, имеющая целью помочь миру. Это физическое выражение изначального смысла слова bu (см. раздел 14). Однако, восприятие Этого смысла, запечатленного в kanji и напоминающего нам об исходном значении слова, может потеряться за века его употребления. Подход О Сенсея к самозащите заключается в обучении тому, как защитить мир. Цель обучения - это не личная самооборона, а мудрость и стратегия самозащиты как результат труда поколений воинов, воспринятая и очищенная О Сенсеем. О Сенсей постоянно развивал систему занятий Айкидо как путь изменения всей вашей личности, вашего духа, вашего тела и вашей связи с духом вселенной. Айкидо - это оружие духа, усиленное настолько, что способно удовлетворить потребностям будо как пути прекращения войны.
Дух Айкидо поднялся над стенами, которые люди построили, чтобы оградить свои отличия от других, и распространился по всему миру. Всемирное распространение Айкидо подтверждает его универсальные свойства. Для многих Айкидо - это метод улучшения жизни, как было задумано О Сенсеем. После естественных наук, различных современных философских систем, религиозных учений и других современных форм мировоззрения, Айкидо дает не найденную ранее истину. Оно показывает путь анализа законов вселенной и связи их с собственным телом. Все это было создано Морихеи Уешиба О Сенсеем, став его даром миру.
Здесь я бы хотел остановиться на оригинальности созданного О Сенсеем и на уникальности Айкидо. Когда Айкидо стало более широко известно, оно привлекло внимание интеллигенции, работающей в разных областях науки. Некоторыми руководил интерес к японской истории, истории bujutsu, самураям и боевым искусствам древнего Китая. Некоторые из этих людей пришли к ошибочным заключениям о происхождении Айкидо. Они утверждают, что ничего нового нет, что техника Айкидо существовала и использовалась в других боевых искусствах много лет назад.
Эти критические высказывания абсолютно неверны. Такой вывод - аналогичен самое, что утверждению, что раз автомобиль произошел от телеги, в которую запрягают лошадей, то это одно и то же. Насколько я знаю, никто не утверждал такой абсурдной вещи. Все понимают, что концептуальные различия и достижения технологии дают здесь четкое разделение. Изобретатель колеса и изобретатель телеги, в которой успешно используется колесо, были не менее гениальны, чем изобретатель двигателя внутреннего сгорания. Все эти достижения имеют право быть предметом восхищения, но каждое из них - это отдельное достижение, отличающееся от других. Так же обстоит дело с боевыми искусствами, как древними, так и современными. Отрицать ценность создания древних боевых искусств, или отрицать оригинальность их современных форм значит не замечать процесс эволюции искусства. Смешивать Айкидо с любым другим боевым искусством - значит уменьшать ценность и того и другого. Каждое нужно рассматривать как искусство, имеющее собственную ценность и собственное значение для общества, подобно тому, как реактивный двигатель самолета и двигатель внутреннего сгорания автомобиля могут считаться изобретениями равной ценности.
Несомненно, О Сенсей создавал Айкидо не на пустомместе. Он усиленно занимался другими боевыми искусствами. Он изучал искусстваработы с мечом, jo и копьем, jujutsu и многое другое. Кроме того, он обладалглубокими познаниями в истории. Верно также, что формы техники из другихискусств, в том числе очень древних, в значительной степени сформировали базутехники Айкидо. Я не собираюсь ни отрицать вклад других боевых искусств вразвитие айкидо, ни проявлять к ним неуважение. Но Айкидо - это уникальноесоздание Морихеи Уешиба. Заметить сходство между и техникой Айкидо и Айкиджитсу- это одно, а увидеть философскую основу техники - другое. Чтобы понятьистинное значение, нужно смотреть вглубь. Соевый соус и кока-кола внешне оченьпохожи, но если попробовать использовать первый как средство утоления жажды, авторую - как приправу к блюдам, это даст плачевный результат. Нож, которыйиспользуют на кухне для приготовления пищи - это орудие созидательногопроцесса, но тот же нож может быть использован для злодейского убийства. То,что сделал О Сенсей - изменение боевого искусства от ограниченного толькосамозащитой к предназначенному к развитию человеческого сознания и защитечеловечества - это его личная заслуга.
Невозможно отрицать роль Морихеи Уешиба как создателя Айкидо, и мы долго будем помнить его жизнь и его личность. Однако, многие другие люди также сыграли большую роль в доведении Айкидо до широких слоев общества и его популяризации. Главный из этих людей - Киссомару Уешиба - сын Основателя, в настоящий момент Ведущий Учитель (doshu). О Сенсей очень осторожно относился к широкому распространению техники Айкидо. Именно Doshu убедил его, что это оправдано и необходимо. В трудные послевоенные годы он успешно получил поддержку ведущих представителей деловых и политических кругов. Он организовал и поддерживал организационную структуру Honbu Dojo, обеспечив эффективное функционирование этого центра. Он очень много преподавал в других dojo, в университетах и коммерческих структурах. Он поддерживал гармонию и кооперацию между старшими инструкторами и shihan О Сенсея, многие из которых были людьми сильного темперамента, амбиции и воли, проявляя при этом великое терпение.
Своей основной обязанностью он считает передачу учения О Сенсея в максимально чистой форме. Как мне однажды сказал doshu, другие shihan имеют право и привилегию проявлять свое понимание Айкидо в своем индивидуальном стиле и повышать свой уровень знания за счет изучения других боевых искусств. В то же время, doshu обязан сохранить учение О Сенсея, чтобы его изначальное значение не утратилось. С неизменной щедростью и благородством doshu следует этому пути. В его железной воле, смелости и дисциплине можно видеть проявление наследия семьи Уешиба, особенно его отца.
Потребовалось бы очень много времени, чтобыперечислить тех, кто своим тяжелым трудом, как в качестве ученика, так и вкачестве инструктора, способствовал дальнейшему развитию Айкидо. Им принадлежитогромная заслуга в распространении Айкидо как в Японии, так и за ее пределами.Но с этим искусством, требующим сильной воли и самоотдачи оказались связанысерьезные проблемы. В мировом сообществе Айкидо уже было много элементовсоревнования, борьбы за первенство; случалось много мелких ссор из-за пустяков.Мне кажется, настало время взглянуть на всю историю Айкидо, которая должнанапомнить нам о его назначении и вернуть всех, кто следует его Пути в состояниегармонии. Самоотдача и творческая деятельность О Сенсея, а также работа исамоотречение Doshu должны служить нам уроком. Наше цель - в передаче духаАйкидо, а не в удовлетворении материальных потребностей или личномудовлетворении. Чтобы создать новое общество, подняв уровень его духовногоразвития до уровня развития технологии - что было мечтой О Сенсея - мы должнывспомнить изначальные молитвы О Сенсея о мире. Без центра Айкидо развалится. Мыдолжны вернуться к центру - к учению О Сенсея, к щедрости, кооперации игармонии. Если этого не сделать, то дух и назначение Айкидо будут утрачены.Wago: Гармония Chusei: Верность Doto: Последователь Хатсу О Оку сама (женаОснователя), Митсуги Саотоме и другие ученики с Основателем.