Японские художники.
Урок японского: Великие художники прошлого и роботы, которые могли бы рисовать их стиль
Сегодня мы изучим величайших японских художников (絵師, えし, эси), их уникальные техники и стиль. Также представим, смогли бы роботы (ロボット, ろぼっと) воссоздать их искусство!
---
1. Три великих мастера и их секреты
Кацусика Хокусай (葛飾北斎, かつしか ほくさい) (1760–1849)
🔹 Известен за:
«Большая волна в Канагаве» (神奈川沖浪裏, かながわおき なみうら)
🔹 Стиль:
Укиё-э (浮世絵, うきよえ) – «картины изменчивого мира»
🔹 Как создавал шедевры:
✅ Создал более 30 000 работ за свою жизнь.
✅ Использовал динамическую перспективу (構図, こうず, ко:дзу), словно камера движется в картине.
✅ Верил, что чем старше художник, тем лучше его искусство (芸術, げいじゅつ, гэйдзюцу).
📜 Фраза на японском:
北斎の視点は、まるでカメラのように動いています。
(ほくさいの してんは、まるで かめらの ように うごいています。)
Перспектива Хокусая движется, как камера.
---
Утагава Хиросигэ (歌川広重, うたがわ ひろしげ) (1797–1858)
🔹 Известен за:
«Сто знаменитых видов Эдо» (名所江戸百景, めいしょ えど ひゃっけい)
🔹 Стиль:
Укиё-э с атмосферными пейзажами (風景画, ふうけいが, фу:кэйга)
🔹 Как создавал шедевры:
✅ Впервые передавал в гравюрах погоду и атмосферу (雰囲気, ふんいき, фун'ики).
✅ Использовал градиенты цвета (ぼかし, бокаси) для мягких переходов.
✅ На смертном одре оставил последнюю гравюру о буддийском рае (仏教の天国, ぶっきょうの てんごく).
📜 Фраза на японском:
広重の風景画には詩的な雰囲気があります。
(ひろしげの ふうけいがには してきな ふんいきが あります。)
Пейзажи Хиросигэ наполнены поэтической атмосферой.
---
Китагава Утамаро (喜多川歌麿, きたがわ うたまろ) (1753–1806)
🔹 Известен за:
Портреты красавиц (美人画, びじんが, бидзинга)
🔹 Стиль:
Гравюры, передающие эмоции (感情, かんじょう, кандзё:) и утончённость
🔹 Как создавал шедевры:
✅ Первый в Японии рисовал глаза, показывающие эмоции.
✅ Использовал изящные тонкие линии (細線, さいせん, сайсэн) для деталей.
✅ Когда ему запретили рисовать, его здоровье резко ухудшилось.
📜 Фраза на японском:
歌麿の美人画は、感情が見える特別なものです。
(うたまろの びじんがは、かんじょうが みえる とくべつな ものです。)
Портреты красавиц Утамаро – особенные, потому что в них видны эмоции.
---
2. Что объединяет этих художников?
✔️ Они не могли перестать рисовать!
Хокусай рисовал до 89 лет, меняя стиль.
Хиросигэ умер, оставив последнюю гравюру о загробном мире.
Утамаро не пережил запрет на творчество.
📜 Фраза на японском:
彼らの情熱は、時間を超えて生きています。
(かれらの じょうねつは、じかんを こえて いきています。)
Их страсть живёт за пределами времени.
---
3. Что если бы роботы рисовали в их стиле?
🤖 Робот-Хокусай – создавал бы перспективу с движением камеры.
🤖 Робот-Хиросигэ – программировал бы динамическую погоду.
🤖 Робот-Утамаро – анализировал бы эмоции на лицах через нейросети.
📜 Фраза на японском:
ロボットは北斎の大胆な構図を学べるでしょうか?
(ろぼっとは ほくさいの だいたんな こうずを まなべる でしょうか?)
Могут ли роботы научиться смелым композициям Хокусая?
---
4. Полезные слова и выражения
📌 絵師(えし, эси) – художник
📌 筆(ふで, фудэ) – кисть
📌 版画(はんが, ханга) – гравюра
📌 影響(えいきょう, эйкё:) – влияние
📌 感情(かんじょう, кандзё:) – эмоции
📜 Фраза для запоминания:
日本の芸術は、ロボットにとっても大きな挑戦です。
(にほんの げいじゅつは、ろぼっとにとっても おおきな ちょうせんです。)
Японское искусство – это большая сложность даже для роботов.
---
5. Мини-задание: Угадай стиль художника!
📢 この絵は、どの絵師のスタイルでしょうか?
(この えは、どの えしの すたいる でしょうか?)
Какому художнику принадлежит этот стиль?
🔹 Описание:
– Картина с волнами и эффектом движения → Кто это?
– Гравюра с туманом, дождём и мягкими переходами → Кто это?
– Изящный портрет с утончёнными эмоциями → Кто это?
➡ Ответь на японском! 🎨
---
Заключение
Великие мастера оставили нам свои техники, но смогут ли роботы повторить их страсть?
💡 Домашнее задание:
1️⃣ Опиши свою любимую картину на японском, используя новые слова из урока.
2️⃣ Придумай 5 вопросов для игры «Угадай художника».
3️⃣ Напиши 3 предложения про робота-художника в стиле Хокусая, Хиросигэ или Утамаро.
👀 Как ты думаешь, смогут ли роботы создавать искусство, равное шедеврам прошлого?
5. Мини-задание: Угадай стиль художника!
📢 この絵は、どの絵師のスタイルでしょうか?
(この えは、どの えしの すたいる でしょうか?)
Какому художнику принадлежит этот стиль?
🔹 Описание:
– Картина с волнами, словно движущаяся камера → Кто это?
– Гравюра с туманом, дождём и мягкими переходами → Кто это?
– Изящный портрет с утончёнными эмоциями → Кто это?
Ответь на вопросы на японском! 🎨
---
Заключение
Великие мастера оставили нам свои техники, но смогут ли роботы повторить их страсть?
💡 Домашнее задание:
Опиши свою любимую картину на японском, используя новые слова из урока!
👀 Как ты думаешь, роботы когда-нибудь смогут создавать искусство, равное шедеврам Хокусая, Хиросигэ и Утамаро?
Упражнения для закрепления: японские художники и их стиль
Чтобы лучше запомнить слова, фразы и особенности великих японских художников, попробуем несколько практических и игровых упражнений!
---
1. Практические задания
1.1. Соедини художника с его техникой
Подпиши правильные техники под именами художников.
Художники:
🔹 Кацусика Хокусай
🔹 Утагава Хиросигэ
🔹 Китагава Утамаро
Техники (перемешаны):
1️⃣ Использование градиентов цвета (ぼかし, бокаси) для мягкости линий.
2️⃣ Передача эмоций в глазах, чего не делали до него.
3️⃣ Динамическая перспектива, будто камера движется в картине.
➡ Ответ:
(Напиши в тетради: 1 → ?, 2 → ?, 3 → ?)
---
1.2. Переведи на японский
Используй слова из урока, чтобы перевести эти фразы!
1️⃣ «Картины Хокусая выглядят так, словно камера движется».
2️⃣ «В пейзажах Хиросигэ всегда есть дождь или туман».
3️⃣ «Красавицы Утамаро показывают эмоции через взгляд».
➡ Ответ:
(Проверь себя, используя слова: 絵 (え, э), 風景 (ふうけい, фу:кэй), 美人画 (びじんが, бидзинга), 感情 (かんじょう, кандзё:) и другие!)
---
1.3. Продолжи предложение
Допиши подходящие слова, используя изученные термины.
1️⃣ 広重の風景画には____がある。
(Пейзажи Хиросигэ наполнены ______.)
2️⃣ 歌麿の美人画は、____で有名です。
(Портреты красавиц Утамаро знамениты ______.)
3️⃣ ロボットは、北斎の____を学べるでしょうか?
(Смогут ли роботы научиться ______ Хокусая?)
➡ Ответ:
(Используй: 感情, 雰囲気, 構図 и другие!)
---
2. Игры и интерактив
2.1. «Кто это?» (当ててみよう!) 🖼️
Ты загадываешь одного из художников, а собеседник (или я!) задаёт вопросы на японском, чтобы угадать!
📢 Примеры вопросов:
この絵師は、風景画を描きましたか?
(Этот художник рисовал пейзажи?)
彼のスタイルはダイナミックですか?
(Его стиль динамичный?)
美人画で有名ですか?
(Он знаменит портретами красавиц?)
➡ Если играешь с друзьями – отвечай только «はい (да)» или «いいえ (нет)»!
---
2.2. «Нарисуй как мастер!» 🎨
Попробуй нарисовать в стиле одного из художников и опиши процесс на японском!
📌 Мини-шпаргалка по стилям:
北斎の絵 (ほくさいの え) – волны, движение, смелая перспектива.
広重の風景画 (ひろしげの ふうけいが) – атмосфера, погода, мягкие градиенты.
歌麿の美人画 (うたまろの びじんが) – тонкие линии, эмоции, элегантность.
📜 Фраза для примера:
「私は広重のように雨の風景を描きました。」
(Я нарисовал пейзаж с дождём, как Хиросигэ.)
➡ Сфотографируй или опиши картину на японском!
---
2.3. «Создай робота-художника!» 🤖
Представь, что ты изобретаешь робота, который рисует в стиле одного из мастеров. Какой у него будет искусственный интеллект? Что он будет уметь?
📌 Фраза для примера:
「このロボットは、北斎のように大胆な構図を作ることができます。」
(Этот робот может создавать смелые композиции, как у Хокусая.)
➡ Придумай название и особенности робота, запиши их на японском!
---
Заключение
Эти упражнения помогут лучше запомнить японские слова, понять стиль мастеров и повеселиться в процессе!
💡 Домашнее задание:
1️⃣ Придумай 5 вопросов на японском для игры «Кто это?».
2️⃣ Опиши любимую картину 5-ю предложениями на японском.
3️⃣ Нарисуй или представь своего робота-художника и напиши 3 предложения про его стиль!
📢 Какое задание тебе понравилось больше всего? 😊