1 страница20 августа 2023, 19:55

ПТСР и прощение

(С)ПТСР и неизбежность.

Дисклеймер:
Я прошла через некоторое дерьмо, я видела некоторое дерьмо, я помогала проходить через некоторое дерьмо; не через все дерьмо можно пройти.
Если бы я где-то в интернетах невнимательно прочитала то, что будет написано далее, я бы с этим поспорила, поэтому читать это надо внимательно.

Сначала проведу аналогию. Психика человека как бронежилет. А психическая травма - как пуля или осколок, прилетевший в него. Психика, в большинстве случаев, способна компенсировать травму, но ребра все равно переломает. А теперь ключевой момент аналогии: попадание пули в броник не улучшает его ТТХ, а ухудшает. Компенсация травмы не дает вас убить, но не делает вас сильнее. Каждое следующее попадание будет только ухудшать состояние психики и его последствия будут с каждым разом разрушительнее.
Что же делать? Психика у нас одна и заменить ее на другую не получится, в отличии от броника. И вот тут я начинаю рассматривать методы работы с ПТСР и давать им свою оценку.

1. КПТ
1.1 Переобучить нейронные связи вокруг травмы. Эквивалент заплатки. Лучше чем ничто, но и не особо эффективно.
1.2. Переобучить паттерны поведения, чтобы, по возможности, не попадать в травмирующую ситуацию и выходить из нее с минимальными потерями. Эквивалент изменения тактики. Более того это достаточно естественный процесс для психики, фишка в том, чтобы он был контролируемым. Возьмем за пример сексуальное насилие. Будучи неконтролируемым этот процесс приведет к модели поведения с избеганием мужчин как таковых или к компенсации травмы через надстройку "я сама этого хотела" и последующему блудняку с целью доказать себе, что это событие нисколько не травмировало сексуальность женщины. Будучи контролируемым он приведет к модели поведения, в которой женщина будет распознавать "звоночки" и иметь дальнейший план действий. Это достаточно эффективно, но в жизни бывают ситуации, когда повторение травмы неизбежно даже когда ты предупрежден и вооружен. По своему опыту могу сказать, что в случае неизбежного повторения травмы для меня наиболее травмирующим было поведение окружающих, а не самого насильника, так как поведение психопата примитивно и понятно, а вот для моего окружения это был прям тест на адекватность, который близкие мне люди прошли. И это еще одна особенность переобучения -- так как мы переобучаем не только свою психику, но и переформировываем свое окружение, а поддержка окружения при травме это один из важнейших факторов адаптации.

2. Группы поддержки.
2.1. Отсутствие группы поддержки. Оно же "просто забудь об этом". Желательна медикаментозная поддержка. Это работает в случае, когда возможность повторения травмы и вхождения в обстоятельства травмы минимальна. Если не будоражить травмирующие воспоминания, то они не будут прописываться и закрепляться в нейронных связях и со временем травма уйдет со внутреннего взора. Работает, например, со срочниками. Не работает, например, с мчсовцами (т.к. они регулярно находятся в схожих травмирующих обстоятельствах -- "не забывать", что делать -- это их профессия).
2.2. Группа поддержки коллективной травмы. С одной стороны, эмпатия это очень мощное "лекарство". Но так как не все люди попадали в ситуацию угрозы жизни и целостности -- не все могут оказать эмпатию человеку с ПТСР. Объединение в группы, где каждый прошел через какую-то конкретную травму и может поддержать другого кажется хорошей идеей. Но. Во-первых, это, как не крути, воспоминание о травме и ее обстоятельствах, выделение ей дополнительных нейронных связей и закрепление ее в сознании. Во-вторых, то, что человек пришел в эту группу, не значит, что он должен и будет оказывать эмпатию и принимать ее. Это может работать под руководством понимающего куратора и при выверенном отборе членов группы, но в ином случае такие группы могут только усугубить посттравматический опыт.
2.3. Группа поддержки адаптации. Когда в группу подбираются люди не по принципу общей травмы, а по принципу общих проблем с адаптацией, и делятся своим опытом в адаптации, а не вспоминают травму. Например, это может быть группа с инвалидами, среди которых будут бывшие военные, инвалиды детства, люди, получившие производственные травмы и т.д., которые будут делиться опытом взаимодействия с социальными службами, протезистами, опытом проведения досуга и т.п. По своему принципу схоже с 1.2.

3. Что предлагаю я.
Как можно заметить, я считаю наиболее эффективными методы 1.2 и 2.3. Как и положено в доказательной психологии. Задача психолога -- помочь человеку "переучить" мозг, научиться адаптироваться и меняться, не теряя своей психической целостности. Но на практике можно заметить, что бывают ситуации, когда сколько не переучивай, а он упорно шагает на грабли (боль КПТшников). Как так? Почему? И вот тут я начинаю писать сомнительные вещи. В этой ситуации я предлагаю найти первую экзистенциальную травму, которая, скорее всего, получена еще в детстве. (Здесь уже можно начинать кидать в меня лимонами) Ребенок полностью зависим от родителей, и угроза потери любви родителей для него является угрозой потери жизни, так как сам он не может себе обеспечить еду, тепло и прочее необходимое для выживания. То есть детская ситуация лишения или угрозы потери родительской любви и заботы является полноценной экзистенциальной травмой, приводящей к формированию ПТСР, даже если объективно какой-то конкретной и очевидной угрозы жизни у ребенка не было. Например, если мать садится сверху на ребенка и запихивает ему битое стекло в рот, она же не хочет его убить, значит угрозы жизни не было, значит и ПТСР тут быть не может, верно? НЕТ. И вот с этим надо поработать, чтобы переписать все дальнейшие паттерны "от печки". То есть завершить не только конкретную последнюю ситуацию, а завершить паттерн.

4. И еще раз, бывают ситуации, когда несмотря ни на что повторное травмирование неизбежно. Для кого-то это работа (МЧС, контрактники, миссионеры и т.д.) и тут у кого-то уже разработана целая система подготовки и сопровождения, а кому-то надо этим заняться. А для кого-то это неизбежность проживания в социуме, а тут уже только менять социум или обстоятельства пребывания в нем. Ну или смириться, когда таких возможностей нет.


Прощение.

Красной нитью в личных беседах у меня проходит тема пояснения богословских категорий, которые используют, как какие-то волшебные слова.
Например.
любовь, как какая-то непонятная фигня, которой можно раздвинуть ноги и оправдать насилие, и Любовь, как желание бытия другого и забота о нем. надежда, как уверенность в том, что тебе что-то почему-то должны, и Надежда, как ожидание неизвестного. вера, как ещё одна форма уверенности в том, что кому-то что-то за что-то должны, и Вера, как встреча с Истиной, доверие Истине и процесс познания Истины. правда, которая у каждого своя, и Правда, по которой судит Бог. истина, как преподнесенный референтной персоной кусок информации, и Истина, которая ТотКтоЕсть. раб божий, как тупой зомби с промытыми мозгами, и Раб Божий, как Адонай - соработник Бога. Итд итп. Это те термины, которые всплывают регулярно.

Но только один раз всплыло Прощение. А тем временем понятие интересное и не такое простое. Не даром во многих языках слова простить и забыть однокоренные. Но как прощение связано с забвением? Что или кого надо забыть? Забыть плохой поступок? А как же последствия? Как их забыть, если они здесь и сейчас? Забыть, что именно этот человек причинил это зло? Это как -- запрещенными веществами и молотком по голове? Или лицемерно говорить что больше не в обиде и вообще никогда не был, накручивая себе кортизол и гордыню? Или может простить это забыть тот образ человека, который был фантомом воображения до того, как он совершил то, что совершил, и принять в свою реальность его новый, более истинный образ (или принять то, что этот, более полный образ, не должен иметь место в реальности рядом)?

Теперь чтоб закрыть тему покрывательства насилия над детьми в РПЦ и ответственности детей за насилие над ними.

Сначала история по-порядку, потом мое мнение, как теолога и смежного специалиста, и про комментаторов.

Община закрытого типа. Храм один на небольшой город. Регулярное убийство младенцев. Девочек подросткового возраста отправляют на панель. Одна из девочек беременеет в 13 лет и мать записывает ее на аборт (мать опекун и девочка права отказать в таком возрасте не имеет). Община скрывает корейских "рабов" без паспортов и "отстегивает" милиции, но подвязок с собесом вроде не было, но это не точно.
По ходу детям втирают, что самое главное это послушание родителям, так как заповедь про почтение отца и матери "кроет" все остальные. Что, конечно, не единственная причина, почему девочка продолжает ходить на панель и идет на аборт -- ее просто убить могут, если она откажется, и она это знает.

Давайте предположим, что эта девочка выросла и вот, когда ей сейчас должно быть уже под 30, обратно воцерковилась, и попала в приход, где к ее истории относятся адекватно, а не "сама дура виновата, могла бы не слушаться родителей".
Что я имею в виду под "адекватно". Социальное учение церкви (для простоты, чтоб не приводить цитаты из Евангелия) подразумевает, что за духовное воспитание детей несут ответственность их родители. Ну как с уголовным кодексом ответственность за детей несут родители до определенного возраста.
!!! То есть проституция и аборт 13-летней девочки по указанию матери это не грех 13-летней девочки, это грех матери против своей дочери. !!!

И вот представьте, эта выросшая девочка воцерковляется и перед ней, как перед христианкой, встает ачивмент простить тех, кто причинил ей зло. И она пишет на Экзегет мол не получается простить мать за это дерьмо. Вполне корректный вопрос. А ей отвечают в стиле "сама дура виновата, пытаешься переложить ответственность на мать, ты нас не обманешь". Ответ, как минимум, не впопад.

Ну что, не ответили на Экзегете, отвечу я.
1.1 Поддерживающая психотерапия, очевидно. Возможно, с лекарствами.
1.2. Возможно трансцендентная терапия, если вилы.
2. Даже апостол Петр не смог прийти к конкретному рецепту прощения подобной жести.
3.1 Прощение это всегда лицемерие. Когда что-то больше не ранит, уже не надо прикладывать усилия, чтоб прощать. "Рецепт" от Иисуса: "прости им, ибо не ведают, что творят". Это т.н. эмоциональное прощение, когда человек признает, что в отношении него было совершено зло, но не испытывает желания мстить и не продолжает осуждать обидчика. Чувства к обидчику до, во время и после — разные, это опыт прощения как «забытия» старого образа человека после того, как он стал обидчиком, и помещение в свою картину мира нового образа этого человека, сначала, как обидчика, а потом как человека, от которого можно ожидать вот такое вот (без осуждения и желания восстановить справедливость или типа того).
3.2. Но перед тем, как настолько преисполниться, как Спаситель, надо пролечить голову и душу, а то вон, даже у апостола Петра не получилось так-то! Здесь работает т.н. решение о прощении, когда человек обещает себе, что не будет концентрировать свои силы и внимание на идеи восстановления справедливости и мести, а вместо этого приложит усилия к тому, чтобы воспринимать себя как ценную и целостную личность, даже зная свои недостатки и понимая свои лишения.

Это п***ец какой тяжелый путь. Я сама проходила подобный путь и смогла простить, только когда обидчики умерли, так как боль ушла от понимания, что они больше не причинят мне зла -- технически не смогут (они причиняли мне его системно, даже когда я разорвала отношения с ними -- через косвенное влияние). Время вылечило, так сказать.

Про комментаторов.
Может показаться, что я к ним плохо отношусь и осуждаю. Но. Нужно отдать должное, модеры удаляли все тролльные и оскорбительные комменты. А те, которые оставили -- это на самом деле неравнодушные люди, которых эта история ранила. Но они не смогли справиться со своими чувствами и пошли легким путем -- закрыть глаза и уши и проорать "сама дура виновата", рационализировав и спася свой уютный мирок от разрушения от столкновения с настоящим горем. Это не плохие люди, они просто слабы и трусливы, это не грех. Но они в своей трусости и слабости взяли на себя роль судей и вынесли приговор ребенку (а вот это уже грех гордыни), чтобы сохранить свой моральный комфорт.

1 страница20 августа 2023, 19:55