Клише-сюжеты
Часто мы читаем одно и тоже в разных интерпретациях. Но вот бывают такие сюжеты, от которых воротит. Сейчас мы их рассмотрим.(Если есть дополнения, то пишите)
ГЛАВНОМУ ГЕРОЮ НЕВЕРОЯТНО ВЕЗЁТ
Термин «Мэри Сью» благодаря пародийной повести «История Трекки», главная героиня которой была настолько талантливой и умной, что получила чин лейтенанта уже в 15 лет. Сейчас термин употребляется, когда герой или героиня книги демонстрируют идеальные качества, отличающие их от сверстников (красоту, ум, сверхспособности, доброту), и всегда поступают правильно. Считается, что таким образом автор пытается воплотить свои собственные нереализованные желания.
МЛАДШИЙ СЫН ФЕРМЕРА СПАСАЕТ МИР
Невозможно сосчитать, как много обычных сельских жителей кардинально поменяли свою жизнь, став героями. Как правило, этим грешат произведения в жанре фэнтези. Безусловно, когда этот жанр только зарождался, такой сюжет имел право на жизнь. В конце концов, трилогия Толкина «Властелин колец», по сути, начинается таким же образом, но с тех пор прошло много лет, а авторы все еще наделяют фермера-сироту сверхъестественными способностями и отправляют его на борьбу со злом.
Вообще, вся эта «избранность» главного героя — это ужасно. Могли бы показать, что человек трудился, учился и стал избранным сам! А получается, что если ты не избранный, то сиди и не дергайся, все равно ничего не получится, а если избранный, то тоже можно ничего не делать, потому что все само к тебе придет.
ДВА ТИПА ЖЕНСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Вне зависимости от того, кто является автором, мужчина или женщина, всех персонажей женского пола можно разделить на два типа. Это либо беспомощная девица, постоянно попадающая в неприятности, либо сильная и независимая женщина, способная в одиночку не только решить свои проблемы, но и навалять главному злодею. И если первый тип хоть как-то способствует развитию сюжета, потому что ставит перед персонажами задачу спасти «девицу в беде», то представительницы второго решают лишь одну задачу — доказать, что женщины не слабее мужчин.
Бесит, когда под видом образа «сильного женского персонажа» пытаются втюхать глупую истеричку, которая постоянно колотит всех направо и налево только потому, что может.
ЗЛО БЕЗ МОТИВОВ
Поскольку литература нещадно эксплуатирует архетипы и шаблоны, куда больше внимания уделяется описанию платьев и кабацких драк, чем проработке персонажей. У положительных героев есть ограниченный набор мотивов: за все хорошее, «за моего отца», за мир во всем мире. Впрочем, отрицательным персонажам приходится еще хуже. Так, далеко не во всякой книжке получается найти хоть какое-то рациональное объяснение, почему и зачем злой герой творит зло. Если повезет, то это будет реализация детских комплексов, но в большинстве случаев зло — это просто зло. Потому что.
САМЫЙ ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ ПОГИБАЕТ ПЕРЕД РАЗВЯЗКОЙ
Когда все идет уж слишком хорошо и мировому злу остаются считанные часы до поражения, практически наверняка произойдет нечто трагичное. Вероятнее всего, кто-то из соратников главного героя погибнет в результате козней, предательства или дурацкого совпадения, его гибель добавит читателю переживаний, а центральному персонажу — мотивации.
ГЛАВНОГО ЗЛОДЕЯ МОЖНО ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ
Как бы ни были искренни положительные персонажи в своей борьбе со злом, их энтузиазм тает, как только они узнают, что антагонист пережил травмирующий опыт в прошлом. Его поступки тут же начинают оцениваться совершенно по-другому, и, даже если злодей разрушил мир из-за того, что в детстве злые мальчишки отобрали у него грузовичок, его все равно можно простить. Впрочем, в большинстве случаев правда такого рода открывается уже после «финальной битвы», которая сама по себе то еще клише.
ОСНОВНОЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ — НИКОГДА НЕ ПРЕСТУПНИК
Во многих детективных романах сразу после преступления обнаруживается множество прямых и косвенных улик, которые однозначно указывают на одного из персонажей. Естественно, бравые представители властей тут же арестовывают подозреваемого. И если на первых порах он еще бился в руках стражей закона с криками «Я невиновен!», то теперь, кажется, даже он знает, что в ближайшее время детектив-любитель докажет его непричастность, и не беспокоится по поводу ареста.
ЧЕЛОВЕК С ПРЕКРАСНЫМ АЛИБИ — ПРЕСТУПНИК
Опознать настоящего преступника по писательским штампам тоже нетрудно. Если автор тратит целую главу на то, чтобы подробно объяснить, почему этот человек никак не мог совершить преступление (идеальное алиби, абсолютное отсутствие мотивов, помощь в расследовании), то можно быть уверенным, что именно этот замечательный персонаж — злодей.
ОДИН МОТИВ — МЕСТЬ
Незаслуженные оскорбления, отсутствие продвижения по службе, измена любимого человека — с этими и похожими ситуациями люди сталкиваются и в реальной жизни, и в книгах. Но в реальности мы какое-то время расстраиваемся, потом собираем себя в кучу и живем дальше, а вот в литературе персонажи после такого зачастую становятся одержимыми местью, и тратят массу времени и ресурсов на то, чтобы восстановить справедливость.
НЕ ЗНАЮ КАК ОПИСАТЬ ПЕРСОНАЖА, ПОЭТОМУ ЗЕРКАЛО В ПОМОЩЬ
Наверное, каждый автор сталкивался с необходимостью органично описать внешность главного героя. Это непросто, особенно когда книга пишется от первого лица. К сожалению, многие писатели додумались до одной и той же идеи: пусть персонаж посмотрится в зеркало, а в его голове пронесется нечто вроде «Из зеркала на меня смотрел немолодой уже мужчина с явной сединой на висках и паутинками морщин возле усталых глаз».
ГЕНИАЛЬНЫЙ СЫЩИК, ПРОСТОЙ ПОМОЩНИК
Иногда кажется, что ни один гениальный детектив из книги не способен действовать эффективно, если его не будет поддерживать старательный, хотя и недалекий напарник. У него есть несколько задач, основные из которых: выдвигать очевидные и неправильные версии произошедшего; выслушивать, как все было на самом деле; взволнованно поражаться гениальности своего старшего коллеги. Эта роль доставалась многим хорошим людям: доктору Ватсону, капитану Гастингсу, безымянному другу Огюста Дюпена, и многие современные авторы не видят причин менять устоявшийся порядок вещей.
ЛЮБОВНЫЕ ЛИНИИ И ТРЕУГОЛЬНИКИ ВЕЗДЕ, ГДЕ МОЖНО И НЕЛЬЗЯ
Взаимоотношениям полов посвящены сотни тысяч страниц литературных произведений, и во многих из них конфликт строится на том, что одну и ту же девушку любят двое мужчин или, наоборот, две барышни страдают по одному парню. Вокруг этой нехитрой геометрической фигуры крутится столько сюжетов, что иногда кажется, будто других конфликтов в литературе вообще нет. Печально и то, что треугольники возникают не только в любовных романах, где им самое место, но и в любых художественных произведениях, вплоть до детективов и фантастики.
ГЛАВНАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ГОТОВА С ПЕРВЫХ СТРАНИЦ
Существует практически стопроцентный способ узнать, с кем свяжет свою жизнь главный герой или героиня. Надо просто обратить внимание на то, какой персонаж противоположного пола раздражает главного героя больше всего, и можно быть уверенным, что к концу книги зазвонят свадебные колокола, а у алтаря будут стоять именно эти двое. Также вокруг их постоянного конфликта будет строиться множество сюжетных поворотов.
ИДЕАЛЬНЫЕ МУЖЧИНЫ В РОМАНАХ (В ОСНОВНОМ В ЖЕНСКИХ)
Многие девушки мечтают встретить идеального мужчину, но чаще всего это удается героиням женских романов. Их избранники настолько совершенны, что непонятно, почему книга не заканчивается фразой «И жили они долго и счастливо» сразу после первого свидания. Умные, красивые, обеспеченные, щедрые и добрые, романтично настроенные парни, похоже, все как один перекочевали на страницы книг. Возможно, именно поэтому в реальной жизни найти их не так просто.
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Мечта об идеальных отношениях, над которыми не надо работать, захватила умы авторов. И они попытались реализовать ее хотя бы на страницах своих произведений, где одной короткой встречи взглядов достаточно, чтобы у героя и героини возникли невероятная душевная близость, взаимопонимание и уважение, щедро приправленные страстью. К сожалению, в реальной жизни таких чудес не бывает, и между первой встречей и появлением романтических чувств может пройти очень много времени.
ЛИБО ПЛОХИШ, ЛИБО НИКТО
Если в книге перед главным женским персонажем стоит выбор, предпочесть в спутники надежного, солидного, спокойного молодого человека или откровенно токсичного жиголо и авантюриста, то можно не сомневаться в итоге. В конечном счете барышня образумится, но на протяжении всего произведения будет прилагать максимум усилий к тому, чтобы заполучить себе парня, который идеально ей не подходит.
РАДИ СЮЖЕТА ГЕРОИ ГЛУПЫЕ
Стремясь передать эмоциональность персонажей (ну и увеличить объем книги), многие авторы заставляют своих героев творить невесть что. Например, очень часто встречается ситуация, в которой один из основных персонажей говорит что-то в духе: «Погоди, я все могу объяснить!» (и он на самом деле может, и это будет правда). Но второй вместо того, чтобы потратить минуту своего и читательского времени и выслушать, нервно отвечает: «Нет, я не желаю ничего слушать!» Естественно, в результате происходит нечто плохое.
НЕОБОСНОВАННЫЙ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ
Загнав своих персонажей в откровенно безвыходную ситуацию, автор сталкивается с тяжелым выбором: либо переписать текст так, чтобы оставить героям лазейку, либо быстренько добавить неподалеку кусты, а в них — рояль. Проще говоря, автор помогает персонажам справиться с проблемой, используя предмет, способность или явление, наличие которых никак не обусловлено. Как правило, «рояль» возникает после слова «внезапно».
ПРОРОЧЕСТВО
Данное клише стоит первым в данном списке потому, что оно напрямую связано со многими последующими, ибо пророчества бывают двух видов: героическое (придет избранный, который всех спасет/все изменит) и апокалиптическое (придет конец света). Пророчества призваны создавать дополнительную мотивацию для героев (а не для игроков) на выполнение всех возложенных на них действий и обязательств. И неважно, что герои и так вполне могут быть мотивированы своей собственной реальностью и характером.
ИЗБРАННЫЙ
Как часто внушают такое видение мира, в котором герой является Спасителем, Освободителем, который остановит тирана/спасет мир/найдет и т.д.? Слишком часто. Конечно, это приятная и отличительная особенность всех сюжетов — они дают нам почувствовать чувство собственной значимости, ощутить наглядный результат собственный действий, которого нам так не хватает в реальной жизни. Но все ли мы хотим быть избранными? И почему избранных так много? А главное — какое произведение показывает обратную сторону медали — ответственность за такой статус?
КОНЕЦ СВЕТА
Ключ использования стандартных троп таким образом, чтобы избежать при этом клише, лежит в том, что бы увериться, что ты вносишь что-то новое в основы. Не нужно создавать выжженные пустоши в своём мире, только ради того, чтобы они там были. Сделайте что-то необычное с ними. В книге , например, точная причина войны, приведшая к появлению пустошей, окутана тайной, что делает эти земли ещё более таинственными. Это было свежим веянием: «Произошла Третья Мировая Война, и были взрывы и всё было сметено ядерным ветром...»