3 этапа работы над книгой
Обычные люди, знающие о профессии писателя лишь понаслышке, склонны считать, что писатель занимается исключительно написанием. Некоторые допускают, что писатели иногда проводят пару недель в своеобразном отпуске, обдумывая идею новой книги, ну и, может, изредка редактируют написанное, если по какой-то причине не могут спихнуть эту работу редактору. Таково мнение обычных людей, и неудивительно, что многие начинающие думают так же. Поэтому у них, как правило, так много энтузиазма. Писательское ремесло кажется им простым и доступным, непыльной работенкой в свое удовольствие, которая может принести известность, богатство и место в истории. Ну а что там? Знай, складывай слова в предложения... Но мы-то с вами знаем, что на плечах автора лежит абсолютно все.
Итак, если уж мы заговорили об этапах работы над книгой, то первый из самых животрепещущих вопросов: сколько времени должен занимать каждый этап? Скажу так: идеи хороших книг вынашиваются годами. Многие хорошие книги писались годами. А уж редактировать, отшлифовывая собственный стиль до зеркального блеска, можно вообще бесконечно, потому как нет предела совершенству. Ну так к чему я все это? А к тому, что все три этапа требуют времени. И чем больше посвящено времени и вложено сил на каждом этапе, тем качественнее получится продукт. Однако бывают, наверное, исключения. Я же предлагаю вам не гнать коней, если у вас не горят сроки в издательстве, а подходить к каждому этапу со всей ответственностью и стараться до последнего биться за качество: за оригинальность идеи и сюжета, за объемность персонажей, за красоту описаний и реалистичность диалогов, за чистоту стиля. Нельзя давать себе поблажек и допускать мыслей в духе «И так сойдет». Не сойдет. Интернет забит графоманами, почтовые ящики издательств ломятся от потока литературных полуфабрикатов начинающих и непризнанных. Автор, желающий выбраться из безликого графоманского болота, должен писать качественно. Это очевидно, конкуренция слишком велика.
Подготовка
По моему мнению, подготовка является самой важной частью работы над книгой. Любые ошибки, просчеты и недосмотры на этом этапе неизменно аукнутся в дальнейшем, но исправлять их там будет в разы сложнее. Поэтому уделяйте подготовке максимальное, а лучше – избыточное количество времени. Помните, если вы придумали отличную историю, то перенести ее на бумагу не составит особого труда. Если же подготовка провалена, и история выходит нескладной, то скрыть это не получится никакими уловками (даже атмосферной обложкой с полуголой девицей). Так что если вы не уверены на сто процентов в своей истории, можете даже не браться писать. Толку не будет. Вы просто потеряете уйму времени, а роман закончит свою жизнь в столе.
Итак, первое, с чего следует начинать, это – идея. Так, во всяком случае, советуют в умных книжках. Идея – это морально-поучительная составляющая произведения. Тот вывод, который должен вынести для себя читатель.
Однако ж, беда в том, что идея – субстанция настолько эфемерная и неосязаемая, что легко трансформируется в зависимости от обстоятельств. К тому же большинство идей скучны и банальны. С трудом представляю себе автора, рассуждающего примерно в таком ключе: «А напишу-ка я роман о победе добра над злом!» Вряд ли кто-то начинает с этого. Поэтому практически всегда придумывание начинается с концепции. Звучит это примерно так: «А напишу-ка я роман о войне киборгов и черепашек-ниндзя!» или «А напишу-ка я роман о любви простой девушки и вампира!». То есть автор обычно придумывает основу сюжета, а не идею. Так вот в концепции во многом и заключается та соль, которая будет отличать вашу книгу от миллионов других. Это может показаться странным, но хорошая концепция должна быть оригинальной. Что, звучит не так странно? Тогда почему многие новички рассуждают так: «А напишу-ка я роман об эльфах и орках! Всем нравится Толкиен и его Средиземье, а значит, и моя книга понравится!» Ну разве нет? Разве не от этих мыслей берутся многочисленные подражатели, коим нет числа в любом жанре литературы? Поэтому писатель просто вынужден искать хоть какую-то оригинальность в концепции своей будущей книги. Вот и вы спрашивайте себя, а не было ли где-то чего-то подобного? Не похожа ли моя замечательная история на какой-то мировой шедевр или известный фильм? Если похожа, то лучше придумать что-нибудь посвежее.
Следующее, что необходимо сделать автору – это провести подготовительное исследование на тему будущей книги. Звучит зловеще, но без этого никуда. Что я имею в виду? Допустим, вы решили написать роман, действие которого развернется в Южной Америке в 50-х годах ХХ века. Так вот для того, чтобы ваше произведение не вызывало у читателей истерического смеха (а всегда найдутся умники и знатоки, которые накопают тысячу и одно историческое несоответствие в вашем опусе), вам придется глубоко изучить материалы о том месте и времени. Это тоже довольно логичный ход, но многие его попросту игнорируют! Отчего-то начинающие думают, что знаний, почерпнутых из голливудских фильмов и сериалов вполне достаточно, чтобы достоверно описать американский быт или то же Средневековье. И вы в это верите? Я – нет. Только точно подмеченные детали способны создать нужную атмосферу. По большому счету, именно мелочи отличают хорошую книгу от дилетантской. Однако проведение исследования – процесс чрезвычайно долгий и титанически сложный. Если вы не изучали данный вопрос заранее, придется перелопатить гору литературы, и подчас не очень-то интересной. И даже этого может оказаться мало. Поэтому для всех ленивых существует универсальный совет – чтобы не ударить в грязь лицом, пишите о том, что хорошо знаете. Если Южная Америка 50-х годов для вас – темный лес, пишите о современной России. Практически любую историю, если, конечно, она не основана на реальных исторических событиях, можно перенести в другую, более понятную вам обстановку. Не стесняйтесь писать о сегодняшнем дне, не думайте, что это скучно. Скучной может быть сама история, но не обстоятельства.
План
Составление плана является основной целью этапа подготовки. Имея на руках детальный, хорошо проработанный план, процесс непосредственного написания текста становится задачей исключительно технической и не несет в себе каких-то непреодолимых сложностей. Основное преимущество плана состоит в том, что он позволяет заранее продумать сложные моменты сюжета, не паникуя по поводу того, что придется переделывать что-то из уже написанного. И конечно, составив план, вы заранее сможете оценить потенциал истории – будет ли она хороша или же наоборот – выходит откровенно слабой, и ее нужно исправлять или вовсе не тратить время и взять идею получше. Это может показаться ерундой, но понимая, что работа над книгой длится в лучшем случае полгода, а зачастую и того больше, вопрос грамотного использования своего времени и сил становится по-настоящему острым. Поэтому, если вы не Стивен Кинг, используйте план. Все время, потраченное на его проработку, избавит от огромной массы проблем, которые непременно будут подстерегать на последующих этапах.
Итак, говоря о составлении плана, нужно держать в уме три наиважнейшие составляющие: сюжет, персонажи, сцены.
Работа над сюжетом и персонажами ведется, как правило, параллельно. Было бы неправильно рассуждать, что сначала нужно придумать сюжет, а уж только потом персонажей, или наоборот. В идеале мы хотим иметь острый, хорошо закрученный сюжет и ярких активных героев, но добиться и того, и другого одновременно чрезвычайно сложно. Обычно лихой сюжет имеет свойство затмевать персонажей, подчинять их своей воле, в то время как яркие самобытные герои очень тяжело уживаются с сюжетными задумками автора. Так что на сопряжении этих двух начал придется поломать голову долгое время.
Сюжет и персонажи
За исключением некоторых особых случаев, в основе сюжета, как правило, лежит конфликт. Если коротко, конфликт – это столкновение интересов. Именно с главного конфликта и начинается придумывание сюжета. Сторонами в главном конфликте обычно являются главный герой и главный антагонист. Главный герой должен иметь конкретную цель, к чему-то стремиться, а интересы антагониста, как правило, прямо противоположны интересам героя. В общем-то, над этими тремя составляющими я и рекомендую подумать в первую очередь. Кто у нас главный герой? Какова его цель, чего он хочет достичь? Кто мешает ему в осуществлении задуманного? Как будет развиваться их противостояние?
Иногда автор сначала придумывает исходную ситуацию, из которой в дальнейшем развивает сюжет. Ну, например: безработный находит на улице чемодан, полный денег. Мы берем героя и необычную ситуацию, и развиваем ее, даем волю фантазии. Как поступит безработный с деньгами? Присвоит их или отнесет в полицию? Расскажет ли кому-нибудь о находке? Вообще, чьи это деньги? Быть может, это деньги мафии, и нашему герою грозит смертельная опасность? Ответив на эти вопросы, мы можем определить главного антагониста (босса мафии или коррумпированного шефа полиции) и обозначить суть конфликта (злополучный чемодан с деньгами).
Говоря о проработке конфликта, я предлагаю продумать его целиком, начиная от завязки и заканчивая кульминацией и развязкой. Было бы ошибкой начинать написание текста, не имея представления о том, где, когда и как разрешится главный конфликт истории. Эти моменты нужно продумать в самом начале. Линия главного конфликта станет скелетом произведения, на котором будет нарастать мясо второстепенных сюжетных линий.
Не забываем о том, что все придуманное нами записывается в виде плана. И чем подробнее, тем лучше. Работая с планом, мы практически ежедневно расширяем и детализируем его.
Работа над персонажами столь же важна, как и работа над сюжетом. А иногда и важнее. В вашем плане обязательно должен быть отдельный раздел с героями, в котором вы приведете биографию, род занятий или профессию, мотивы, описание внешности и одежды каждого из них. Это нужно для того, чтобы, во-первых, не запутаться в деталях, а во-вторых, старательно проработать характер каждого действующего лица.
Можно использовать примерно такой перечень для каждого персонажа:
~ Имя, фамилия, кличка.
~ Возраст. Рост. Особенности телосложения. Волосы. Лицо. Особые приметы.
~ Род занятий, профессия.
~ Предыстория персонажа (Год и место рождения. Родители, сестры и братья, отношения в семье. Успеваемость в школе, друзья, детские мечты. Учеба, трудовая деятельность. Отношения с противоположным полом. Брак. Дети. Карьера).
~Главные черты характера. Базовый мотив. Проблемы личности. Прочие черты характера.
Вероисповедание.
~ Отрицательные качества. Темная сторона личности.
~ Одежда.
~ Конфликт персонажа.
Конечно, эпизодические персонажи не требуют столь скрупулезной проработки, для них достаточно самых основных моментов, а вот главные герои должны быть расписаны со всей возможной подробностью. На первый взгляд это может показаться лишним, пустой тратой времени, но стоит лишь раз прогнать героя по этому списку, и вы поймете, что совершенно не знали его до этого. Как вы думаете, за счет чего достигается глубина образа? Я считаю, что именно за счет вдумчивой проработки характера. Потому вам следует скрупулезно подойти к проработке каждого героя. Изначально выбрать базовые черты характера, а уже от них развивать второстепенные. Как это делается? Объясню на примере. Хочу обратить ваше внимание на один момент, который очень часто упускают из виду. Это пункт номер три – род занятий, профессия. Это чрезвычайно важный пункт. Вы всегда должны знать профессию своего героя. Ведь она расскажет о нем так много, что вам не нужно будет часами ломать голову, придумывая многочисленные грани характера – останется просто записывать. Именно от рода занятий удобнее всего начинать придумывание образа. Предположим для примера, что наш герой – моряк. Что это нам дает? Для начала подумаем, какие черты характера предопределили выбор такой профессии? Тяга к приключениям, романтизм, склонность к независимости. Хорошо, а какие черты характера с большой долей вероятности присутствуют у моряка? Привычка к дисциплине, ответственность, решимость, готовность к взаимовыручке, понимание ценности дружбы, ну и т.д. Кроме того у нашего героя хороший вестибулярный аппарат, он физически подготовлен, вынослив, не боится трудностей и экстремальных ситуаций. Подразумевает ли эта профессия некие отрицательные черты? Вполне возможно. Сложности в общении с противоположным полом, привычка к алкоголю, тяга к скитаниям и путешествиям. Это не значит, что все моряки обладают таким набором качеств, но наличие их у нашего героя-моряка не вызовет никаких вопросов. Как видите, в деле проработки характера нет мелочей. Та же предыстория способна здорово углубить наше понимание образа героя. Ведь все значимые события прошлого (особенно детства и юношеских лет) накладывают свой отпечаток на характер. И знание этих моментов может быть использовано вами в работе над историей.
Безусловно, работа над персонажами займет у вас огромное количество времени, но лишь проделав ее, вы поймете, насколько живее и объемнее получатся ваши герои.