7 основных ошибок писателя
«Писательство - это как рытье ямы: чем глубже копаешь, тем больше воды.»
- Грация Деледда
«Сколько можно об ошибках?!» - спросите вы.
А я отвечу: «Можно и нужно!»
В двух предыдущих главах мы разбирали ошибки начинающих «писак», а здесь разберем ошибки всех: и младенцев, и зрелых, и стариков, крутящихся как белки в колесе в мире литературы.
Наберитесь терпения! Придется много читать.
I. Ждать вдохновение.
Вот оно - первое заблуждение, такое избитое и такое популярное, - ЖДАТЬ ВДОХНОВЕНИЯ.
Начинается все так: вы идете с лэптопом или другим устройством в свое любимое местечко. Возможно, вы выбираете какое-нибудь уютное кафе. Вы садитесь за столик с чашкой кофе, которую сжимаете обеими руками. Медленно потягиваете напиток. Смотрите в окно, если сидите рядом с ним. Ждете, когда в голове появится приятная путаница мыслей. Если окна поблизости нет, просто наблюдаете за посетителями, чтобы удостовериться, что они заметили ваше в крайней степени сосредоточенное лицо.
Вы ждете его, вдохновения! Оно должно спуститься с небес и поразить вас, как молния!
Пока этого не случится, вы не стараетесь написать ни слова. Если вы вдруг порываетесь начать работать без вдохновения, рука тут же открывает соц.сети, игры на телефоне, все, что помогает вам покинуть реальность. Вы говорите себе, что стоит хорошенько расслабиться, и вдохновение придет.
Конечно, мудрые писатели поступают наоборот. Они не ждут вдохновения. Они сами его создают. Как говорил Джек Лондон: «с помощью дубинки».
Они следуют совету Петера Де Райса, который сказал: «Я пишу, когда приходит вдохновение, и я тщательно слежу за тем, чтобы вдохновение приходило строго в девять часов утра.»
Мудрые писатели делают следующее: устанавливают «писательскую квоту».
Квота - это не то количество времени, в течение которого писатель раздумывает над книгой, а количество слов, которые нужно написать. У некоторых есть дневная квота, у других писателей - квота на неделю. Но они точно знают, какое количество слов/знаков смогут осилить без излишнего напряжения и устанавливают квоту на 10% выше этого количества (чтобы было, к чему стремиться).
Перечитывают написанное за предыдущий день (в предыдущий раз), прежде чем двигаться дальше. Перечитывая написанное, они «входят в поток». Они вспоминают мелкие детали, стиль, язык и затем приступают к работе над следующим кусочком текста.
А потом однажды они видят перед собой готовую рукопись
° Примечание: можно по-разному относиться к «насильственному написанию», но я считаю, что заставлять себя точно не стоит, а вот попробовать писать, когда не пишется, нужно обязательно. То есть стоит открыть файл на компьютере/записную книжку и писать в течение пяти минут, даже если писать не особо хочется. Спустя пять минут вы поймете, удалось вам вызвать вдохновение, как джинна из бутылки, или нет.
И еще, квоту лучше как раз установить на 10% ниже того объема, который вы в состоянии осилить. Лучше успевать меньше возможного, но успевать.
И, наконец, соглашусь: писатели, которые говорят, что у них нет времени на книгу, как раз ждут вдохновения, но не признаются в этом.
Начинайте писать. Хватит оправданий!
II. Трусить.
На очереди очень распространенная ошибка - ТРУСОСТЬ ИЛИ БОЯЗНЬ ПОРАЖЕНИЯ.
Великий питчер (в бейсболе это игрок, который бросает мяч с питчерской горки к дому, где его ловит кетчер и пытается отбить бьющий) Сэтчел Пэйдж сказал:
«Не оглядывайся назад. Никогда не знаешь, что летит за тобой».
Это хороший жизненный совет, но если вы не собираетесь становиться писателем, лучше его проигнорировать.
Если вы не собираетесь становиться писателем, продолжайте переживать о том, насколько плохой окажется ваша первая книга. Через каждую тысячу слов бросайте писать и думайте: «Это самый дурацкий текст из всех, созданных человечеством!»
Эта съедающая вас тревога иногда именуется «внутренним критиком», и он - ваш лучший друг, если вы не собираетесь становиться писателем!
Если вы будете долго сомневаться в своих способностях, то сможете развить переживания в страхи. Джек Бикхем, писатель, обозначил этот феномен так:
«Все мы боимся выглядеть глупо, лишиться идей, не продать ни одной книги, остаться незамеченными. Страхи, включая боязнь выглядеть глупо, - это часть работы писателя. Большая часть этих переживаний никогда нас не покинет, и нам остается только научиться жить с ними».
Конечно, некоторым писателям удается побороть эти страхи. Как они это делают? Я не скажу вам, если вы не собираетесь становиться писателем. Но, по секрету, обычно страхи исчезают, стоит только начать стучать по клавиатуре.
Эти смельчаки концентрируются на словах и экране компьютера, а внутреннего критика пинком отбрасывают на обочину.
Они приучают себя выполнять писательские упражнения, например:
~ «Пятиминутка-нон-стоп».
Пишите в течение пяти минут, пусть это будет первое, что вы сделаете утром. Не останавливайтесь и не анализируйте то, что вы пишете. Не исправляйте. Просто пишите.
Это упражнение также можно превратить в «Утренние страницы», когда вы каждое утро, не ленясь и не жалея себя за раннее пробуждение, должны писать три страницы бумажного текста от руки (это очень важно!). Пишите обо всем, что думаете: что снилось, ваши планы на день или что случилось за вчерашний день, описывайте свою комнату, выписывайте переживания, эмоции - все, что только можете написать! Превратите это упражнение в привычку и увидете, что в дальнейшем писать вам будет намного легче.
~ «Предложение-длиной-в-страницу».
Выберите объект, который вы будете описывать (комната, человек) и напишите о нем предложение длиной в одну страницу. Не останавливайтесь и не исправляйте, вместо этого пишите те слова и фразы, которые первыми приходят на ум.
~ «Генератор списков».
Если вы испытываете нехватку идей, создайте список. Пишите любые идеи, которые приходят в голову, даже самые глупые. Отключите «внутренний фильтр». Затем постарайтесь выбрать самую интересную идею.
Эй, внутренний критик, заткнись! Тут я главный.
Писатели, которым удалось заткнуть внутреннего критика, не беспокоятся о том, чтобы подобрать нужные слова. Они беспокоятся о том, чтобы писать слова.
Они не поняли прелесть беспокойства «а-а-а, я не стану хорошим писателем!».
Примечание: хочу привести примеры писателей, которые преодолевали свои страхи. На самом деле, это сложно, потому что тогда придется приводить в пример всех писателей.
Все пишут, преодолевая страх неудачи. Джоан Роулинг говорила, что никогда (!) не перечитывает свои книги после публикации! Как только книга закончена, ей начинает казаться, что получилась настоящая чушь, и миллионы фанатов, равно как и статус «писательницы номер один» не помогают заткнуть внутреннего критика. Остается только научиться жить с ним.
Или как говорил Ричард Бах:
«Только если ты готов в качестве писателя признать себя полным дураком, ты можешь написать историю говорящей чайки».
Важно найти внутренние силы для того, чтобы сказать себе:
«Да, возможно, я идиот, но мне нравится то, что я делаю!».
Преодолеть страхи можно только любовью к искусству и писательством. Чем больше пишешь, тем меньше времени остается на переживания.
Процесс таков: «Написал - отредактировал - отправил - и за новый текст!» - вот идеальная формула борьбы с писательскими комплексами.
А представляете, если бы не было внутреннего критика? Не было бы стремления к совершенству. Никто бы не редактировал свои рукописи, и писатели писали бы по одному крохотному рассказику в год!
III. Не учиться.
На очереди ошибка, за которую следует «казнить нельзя помиловать», - ИГНОРИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕМЕСЛА.
Эта ошибка присуща как
«бумагомарателям» со стажем, так и тем, кто заканчивает свой первый черновик. Дело в том, что есть особая когорта творцов, которые с пеной у рта отрицают и порицают правила и техники, все наработки предыдущих поколений.
Такое отрицание порождает приятное чувство, словно ты - король мира. Можно спокойно игнорировать всех тех писак, которые были до тебя (еще круче именовать их жадными до денег «ремесленниками от искусства»). Тот факт, что с таким мироощущением вряд ли удастся опубликовать свою книгу, не собьет гордого писателя-первопроходца с выбранного им курса.
Отклонившиеся от «правильного» направления, писатели, которые успешно публикуют свои книги и привлекают сотни читателей, воспринимают писательское искусство всерьез. Они изучают его, не извиняясь при этом за стремление подражать. Они ищут людей, с которыми можно обсудить свои тексты, - издателей, критиков, коллег-писателей, способных быть объективными друзей. Они также читают огромное количество книг и изучают приемы, которые использовали их авторы. Они делают следующее:
• Анализируют успешные книги.
Они задают вопросы во время чтения и используют найденные ответы для того, чтобы усилить собственные тексты. Например, вопросы могут быть следующими:
~ Каким образом автор заставил меня захотеть перевернуть страницу?
~ Чем меня привлекает главный герой?
~ В какой момент повествование становится более напряженным?
~ Какую роль играют второстепенные персонажи?
~ Какие приемы делают сцену такой интересной?
~ Из чего состоит конфликт?
~ Как писатель создает увлекательный диалог?
• Трудолюбивые писатели не стыдятся читать писательские пособия. То новое, что они узнают, они применяют на практике и методом проб и ошибок находят свой путь в писательстве и повышают мастерство.
Какой из этих двух способов заявить о себе как о писателе выберете вы - ваше дело. Действуйте на свой страх и риск.
Примечание: действительно, есть писатели, которые приходят в ярость при одном упоминании о писательских справочниках или формулах успеха. Между тем, такие формулы существуют, и отрицать их существование просто глупо. Формулами пользуется большинство западных писателей, от Кинга до Гришэма. Более того, такие писатели сначала долго изучают и используют в своих текстах чужие наработки и только потом вырабатывают свои «шаблоны успеха». Отрицать ремесленную сторону писательства, существование определенных законов - значит отрицать писательство как профессию. К счастью, подобные «скептики» не становятся известными писателями... В лучшем случае, им удается опубликовать пару книг, а потом они удивляются, почему нет читателей.
Компьютер, собранный «техником»
не по схемам, а так, «по вдохновению», может походить внешне на настоящий, но работать не будет.
На самом деле, очень полезно хотя бы раз в месяц спрашивать себя:
~ Отличается ли написанное за этот месяц от того, что я писал(а) раньше?
~ Какие новые книги/журналы/статьи о писательстве мне удалось прочитать? Что нового я из них узнал(а)? Как это можно применить на практике?
~ Какие курсы/лекции о писательстве мне удалось прослушать в этом месяце?
~ Достаточно ли у меня обратной связи? Как можно увеличить ее количественно и качественно? (Найти бета-ридера, литературного агента, договориться с коллегой обмениваться написанным, устроить встречу книжного клуба и т.д.)
~ Сколько книг я прочитал(а) в этом месяце? Какие приемы/формулы в них используются?
~ Делал(а) ли я в этом месяце заметки в своем блокноте? Фиксировал(а) ли то, что происходит вокруг?
~ Хватает ли в моей жизни новых впечатлений? Или я иду по одному и тому же маршруту изо дня в день?
~ Отказываюсь ли я от новых интересных предложений/проектов и почему?
~ Какие новые слова/выражения я узнал(а) в этом месяце?
~ Общаюсь ли я с коллегами по ремеслу?
~ Выполняю ли писательские упражнения?
~ Есть ли у меня точные планы на следующий месяц? Знаю ли я, для какого издания или издательства я пишу? Знаю ли я требования и формат этого издания/издательства? Для кого и для чего я пишу?
Если на большую часть вопросов ответ отрицательный или ответа нет, это повод задуматься! Вы уверены, что станете писателем, если не будете прикладывать никаких усилий?
IV. Затаить обиду!
На очереди еще одна популярная ошибка - ОБИЖАТЬСЯ НА КРИТИКУ.
Вот вам еще один безошибочный способ не просто отлынивать от написания стоящей книги, но и похоронить надежды стать писателем в целом. Решите, что высокомерие и пренебрежение чужим мнением помогут вам пробиться на писательский Олимп. Если издательство отказалось публиковать вашу рукопись, воспринимайте это как личную обиду. Продолжайте думать, что редакторы и литературные агенты - противные сволочи, которым доставляет удовольствие говорить «нет», которые сидят за своими компьютерами и зловеще смеются "Бугагагагагагага!", прежде чем проделать свое любимое грязное дело: отправить обезличенный отказ.
Вы даже можете вынести эту тему гадкого поведения редакторов в СМИ и публично осудить непредусмотрительность глупцов, не сумевших распознать гения. Еще лучше - перечислите отказавших вам редакторов по именам.
Тех, кто так поступает, не ждет писательская карьера. Но есть и другие - эти писатели-смельчаки идут по жизни с убеждением, что все, что их не убивает, делает их сильнее. Они не просто заново обретают уверенность в себе после отказа, но и воспринимают отказ как жизненный урок, используют критику как мотивацию для того, чтобы стать лучше.
Такие писатели помнят наставление мастера пера Рона Гуларта: «Никогда не думай, что «нет», сказанное твоей рукописи, совпадает с «нет», сказанным тебе как личности. Если только отказ не сопровождается ударом в нос...».
Да, эти писатели тоже признают, что отказ всегда воспринимается болезненно. Но это часть профессии, и так будет всегда. «Правильные писатели» делают следующее:
° Переживают, потом пишут.
Они позволяют себе расстраиваться из-за отказа в течение часа-другого, а затем снова возвращаются к клавиатуре.
° Выносят уроки из критики.
Они перечитывают письмо с причинами отказа и свою рукопись, чтобы понять, что можно исправить. Они понимают, что редакторы, на самом деле, очень хотят найти новых талантливых авторов.
Если вы хотите стать писателем, вам придется научиться принимать отказы.
Примечание: как говорил Стендаль: «Писатель не должен думать о критике, так же как солдат о госпитале».
В идеале, стоит научиться принимать критику отстраненно. Действительно, критикуют рукопись/книгу, а не вас. Если критикуют десять человек из десяти, значит, с рукописью, и правда, что-то не в порядке. Если критикует один из десяти, забудьте и идите дальше.
По-настоящему хороший писатель любит критику. Ведь, если нет обратной связи, нет и отклика. Ваше творчество должно вызывать эмоции у читателей, пусть не всегда положительные. Другое дело, что критику нужно обязательно оценивать - насколько она объективна, что она вам дает, какие уроки можно из нее извлечь.
Я сама достаточно болезненно воспринимаю критику своих текстов. Но все лучшие уроки, которые я извлекла и которые помогли мне сделать шаг вперед, я вынесла именно из критики. Конструктивная критика - это всегда путь вперед. Ищите критику, без нее нет развития!
V. Гнаться за модой.
На очереди еще одна популярная ошибка - ПИСАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ РЫНКА.
Давайте поговорим о секретах написания романа, который не будет иметь никаких шансов на успех. Начните писать для рынка. Изучите список бестселлеров и постарайтесь определить тренд, чтобы успеть в него попасть.
В издательских кругах есть такая поговорка: как только ты определишь модное течение, ты поймешь, что уже опоздал. К тому времени, как вы закончите писать что-то «современное», надеясь, что угадали популярную тему, вы, скорее всего, обнаружите, что поезд ушел.
Игнорируйте эту поговорку, если не хотите стать писателем. Настоящие же писатели понимают, что агенты и издатели, в первую очередь, ищут автора «со свежим взглядом».
Это не означает, что такие писатели игнорируют тенденции рынка. Они понимают, что издатели хотят, как минимум, окупить затраты на раскрутку автора, ведь на этом построен их бизнес. Но, даже обладая этим знанием, они умудряются положить на стол редактору что-то новое, написанное не «бездушно», а страстно, от всего сердца, с мастерством - все это в совокупности вызывает у читателей искренний отклик на изложенную автором позицию.
Да, позиция! Это то, что нужно вашей книге, в каком бы жанре вы ни писали. Как сказал прекрасный литературный агент Дональд Маасс в пособии «Огонь в художественной прозе»:
«Черт побери, что вы пытаетесь мне сказать?».
Писатели «со свежим взглядом» делают следующее:
• Изучают все аспекты истории.
Они стараются не только написать историю, но и прочувствовать ее.
• Много читают.
Они читают книги за пределами выбранного жанра - даже поэзию! - не для того, чтобы понять модные тенденции, но для того, чтобы обогатить свой словарный и стилистический запас.
Если вы ищете «свой голос», свой жанр, свой стиль, у вас есть все шансы стать успешным писателем!
Примечание: это из разряда вечного спора между творцами и ремесленниками.
Творцы пишут «рукой Бога», поклоняются музе и не верят в расчет. Ремесленники, напротив, предпочитают «механический труд», составляют книги, как паззл, из разноцветных частей и не верят в божественную природу творчества. Истина же, как водится, лежит где-то посередине.
Правда в том, что писать без знания рынка, означает упускать что-то из виду. В то же время, стремление писать только для рынка, без душевного порыва, приводит к созданию книги, в которой «чего-то не хватает». Обе эти дороги ошибочны. На мой взгляд, идеальным подходом было бы рассматривать писательство как работу, в которой существует своя карьерная лестница.
Как говорит писатель Дмитрий Быков: «В словосочетании «литературная карьера» нет ничего дурного или оскорбительного». Но если вы действительно исполнены решимости сделать карьеру, у вас должен сложиться четкий план.
«Написать какую-нибудь книгу, стать известным писателем и купить собственный остров» - это не план.
«В 2013 году написать два рассказа (сюжеты: ...) и отправить в журнал «N» до октября, а с октября по декабрь - написать синопсис детектива» - это план.
Еще Эдгар По заметил: «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти».
Поэтому полезно сесть и записать на листе бумаги:
~ свою цель в писательстве;
~ свои сильные стороны, которые помогут приблизиться к цели;
~ близкие вам стили и жанры, в которых хотелось бы себя попробовать;
~ план на год и план на каждый месяц года;
~ приблизительный план на ближайшие пять лет;
«Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь - это не цели. Это пожелания.»
- Роберт Кийосаки
VI. Предпринимать минимум усилий.
На очереди еще одна популярная ошибка - ПРЕДПРИНИМАТЬ МАЛО УСИЛИЙ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ.
В эпоху электронных книг и кажущейся легкости, с которой окружающие публикуют книги, писатели изобрели новый способ писать плохие книги. Знаете, что это за способ? Держать в уме следующую идею - что бы вы ни написали, это получится опубликовать хотя бы в электронном виде. Попробуйте сделать это, и вы увидите, что заблуждаетесь.
Зато это убеждение позволяет вам не прикладывать усилия к тому, чтобы расти как писатель. А если соединить подход «и та-ак сойдет!» с обидой на издателей, о которой говорилось ранее, получится взрывоопасная смесь.
К счастью, есть и другие писатели, те, кто закладывает сильное основание в фундамент новой области, - электронное книгоиздательство. Такие писатели благоразумно ищут способы профессионально развиваться и повышать свое мастерство.
Как они это делают:
• Они обращаются за помощью к бета-ридерам.
Они не доверяют себе полностью и безоговорочно. Они понимают, что им нужно объективное мнение, поэтому они собирают вокруг себя людей, на которых можно положиться и у которых можно узнать о недостатках. Узнать и благодаря этому знанию вовремя исправить.
• Они нанимают хорошего редактора-фрилансера.
Они знают, что профессиональная редактура дорогого стоит, поэтому лучше найти редактора с хорошей репутацией, который прочитает текст и выявит оплошности. Обратите внимание на ключевую фразу - «с хорошей репутацией». Есть немало мошенников, которые радостно возьмут вознаграждение и при этом ничего не сделают.
Предпринимайте максимум усилий, чтобы получить объективную оценку вашего творчества, если собираетесь стать писателем!
Отличные советы по редактуре текстов дает Джеймс Н. Фрей в книге «Как написать гениальный роман»:
1. Не ждите, что сможете самостоятельно дать объективную оценку собственному произведению:
«Вы никогда не найдете шаблоны и клише в своем произведении, хотя с легкостью обнаружите их в чужом. Чем больше у вас таланта, чем вы гениальней - тем легче упустить собственные недочеты. Почему? Ответ знает лишь Создатель. Но это правда».
2. Ищите возможность работать в писательской группе. Но не записывайтесь в группу, цель которой - только хвалить друг друга:
«Во время собраний пушистой группы писатели едят, что бог послал. Там часто подают шоколадные пирожные с орехами. После того как вы зачитали свой труд и его обсудили, вас охватывает эйфория - Нобелевская премия у вас в кармане. Жизнь прекрасна. Будьте настороже. Зайдите к ним на собрание, захватив с собой к столу печенья, угоститесь шоколадными пирожными. Но ни в коем случае не давайте им читать роман, даже если вам посулят денег. Вы утонете в лести и комплиментах, утратите критический взгляд на вещи. Вам начнет казаться, что первый черновой вариант, которому поют дифирамбы, - настоящий шедевр».
3. Опыт работы в критически настроенной группе может оказаться болезненным, но очень полезным:
«Членам группы в радость растоптать ваше произведение. Это хорошо. Выслушать их замечания непросто, но сталь закаляют в домне, а не под краном с горячей водой.
Сначала вы озвереете. Может, расплачетесь или напьетесь, будете биться головой о стену. Потом, если у вас хватит воли, возьмете себя в руки, вспомните полученные замечания и задумаетесь: что же увидели другие, но не заметили вы?»
4. Если группу найти не удается, обратитесь за помощью к друзьям и воспользуйтесь секретным методом:
«Если друзья не желают говорить правду, есть способ ее вытянуть. Скажите, что рукопись, которую они читали, не ваша. Скажите, ее вам дал почитать друг и сейчас спрашивает вашего мнения, а вы не знаете, что ответить. Вам нужна помощь. У друзей с души свалится камень. Если они решат, что рукопись не ваша, они, не боясь вас обидеть, выложат все, что о ней думают.
После того как друзья закончат чтение, можете устроить «опрос общественного мнения». Пусть они проголосуют за наиболее и наименее полюбившихся персонажее, выберут лучший эпизод, худший эпизод и т. д. Вы также можете попросить подробно пересказать сюжет. Те эпизоды, что друзья пропустят, - самые скучные».
VII. Сдаться.
На очереди последняя (самая ужасная!) ошибка - ПЕРЕСТАТЬ ПИСАТЬ.
Если вы видите, что окружающие успешно публикуют свои книги, а вы никак не можете приступить к своей книге или закончить ее, первый порыв - сдаться. Просто перестать писать. Именно так поступит тот, кто на самом деле никогда не собирался становиться писателем.
Такой писатель игнорирует примеры авторов, которые продолжали бороться и в итоге находили агента или издателя, готового опубликовать их книгу. Как, например, Кэтрин Стокетт. Она сумела издать роман «Прислуга» только спустя 5 лет с момента завершения работы над рукописью, три с половиной года она получала отказы агентов и издателей - всего 60 отказов. Только агент под номером 61 взялся за издание ее книги, и результат вам известен.
Писатели с публикациями могут рассказать вам все о терпении - это та черта характера, которая объединяет всех писателей. Они могут сказать вам, что, пока у вас под рукой есть компьютер с клавиатурой или ручка с листом бумаги, вы должны писать. И пока вы пишете, у вас есть ШАНС опубликовать свою книгу.
Автор Дэвид Эддингс сказал: «Продолжайте работать. Продолжайте пытаться. Продолжайте верить. Возможно, у вас ничего не получится, но вы, по крайней мере, будете знать, что сделали все возможное. Если вы недостаточно толстокожи, этот путь не для вас. Займитесь лучше вышиванием».
Это говорит автор с несколькими бестселлерами в своем портфолио. Он знает, о чем говорит. Не слушайте его, если вы не собираетесь становиться писателем.
... Подождите. Что-что? Вы все же собираетесь стать писателем? Что ж, вас предупредили. Потом не жалуйтесь!
Примечание: вы же сами все понимаете, правда? Отговорок, чтобы не становиться писателями, куда больше, чем причин продолжать писать книгу даже тогда, когда кажется, что «усе пропало...». Можно сколько угодно приводить примеры из жизни известных писателей. Некоторые из них умудрились опубликовать свои книги, несмотря на то, что их переговоры с издателями проходили крайне неумело.
Так, Шарлотта Бронте, отсылая рукопись в издательства, не пыталась скрыть, что она и есть господин Каррер Белл, чьим именем подписана рукопись. Кроме того, она отказывалась оплачивать расходы по пересылке. Неудивительно, что многие издатели отвергли роман. А вот «Смит, Элдер и Ко» смогли оценить талант писательницы по достоинству.
Терпения мисс Бронте было не занимать. Она упрямо рассылала свой первый роман «Учитель» по издательствам, даже не удосуживаясь вытащить из присланной обратно рукописи письмо с отказом. Вскоре рукопись ходила по издательствам с внушительной коллекцией отказов. Но после смерти писательницы роман все же был опубликован.
Можно много говорить о том, что тот, кто хочет и любит писать и стремится к самосовершенствованию, обязательно добьется своей цели. Любое дело, которое делают с мастерством и любовью, будет успешным. Но без любви ничего не получится, это ключевой компонент. Вы должны получать удовольствие от писательства, иначе будете искать отговорки, чтобы заняться чем-то другим.