В сессии
Было раннее субботнее утро. Будильник на телефоне еще не успел зазвонить, но меня разбудил настойчивый звонок в дверь. Так как я жил в благополучном районе и, вроде, никому не был должен, то знал – это была мама.
С трудом справляясь с головной болью, я встал из-под завала конспектов и учебников на кровати и слегка шаркающей, сонной походкой направился к двери.
- Господи, что за запах! – донеслось до меня, как только дверь открылась.
- И тебе доброе утро, мам. – едва скрывая зевоту, ответил я.
Она прошла по коридору, и её взору сразу же попалась моя комната – сказать, что её лицо выражало недоумение – не сказать ничего. Повсюду валялись распечатанные листы с формулами и графиками, какие-то тетради и учебники. Не говоря уже о незаправленной постели, пустых бутылках колы и чашках из-под кофе.
- Опять всю ночь учил? – почти рассерженно спросила она.
Знаете, наверняка каждый из вас задумывался – как здорово будет жить отдельно от родителей. Можно учить сколько угодно у себя дома и с кем угодно и не думать, что они придут в разгар дела. И в этот момент я понял, что от такого ты не застрахован, даже когда живешь в съемной квартире.
- Да я немного. Чисто символически.
- Вижу я твое "Символически". А ну признавайся – что учил?
- Ну так – функан, немного тервер и физику.
- Так ты еще и мешал... - с придыханием сказала она.
- Да хватит, я ж совсем немного. У меня экзамен через два дня, мне это было нужно.
- Господи... - она посмотрела на меня так, будто увидела призрак Ленина, и села на мою кровать. – Я понимаю, студенческие годы, дело молодое. Мы с отцом тоже любили поучить– и с друзьями, и вдвоем. Бывало, даже, в сессию. Но чтобы так, как ты... Сынок, это не дело!
- Мам! Я знаю свою меру, успокойся.
Она вскочила и с рвением ищейки начала ходить по комнате.
- Посмотри на свою комнату – она подняла с пола старый учебник по математической статистикe, в котором еще виднелась пара непрочитанных глав – вся завалена этими бумагами! И ты еще говоришь, что знаешь меру... Это все твои друзья-отличники, да?!
- Господи, ма, они-то тут при чем?
- Это ты из-за них учиться начал, да?
- Вот не надо. Еще на семейных праздниках папа мне всегда говорил, что надо учиться. Ты же знаешь, я отказывался сначала это делать. А потом – как я мог отказываться, когда повзрослел? Да и интересно было.
- Ну, на праздниках с семьей это одно. Но чтобы так. Это все твои друзья! А если они... Если они... С крыши прыгнут, ты за ними пойдешь?!
- Ты серьезно?
- Да!
- Нет.
После такого ей явно больше было нечего сказать.
Она снова присела на кровать и прикрыла лицо руками. Нет, конечно, она не собиралась плакать (в глубине души она верила, что несмотря на учебу я смогу жить нормальной жизнью), но она прекрасно знала, как мне не по себе в такие моменты.
- Только посмотри на себя – весь оброс, не мылся уже несколько дней. Что только с тобой стало?
- Мам, у меня сессия!
- Да поняла я по твоему виду, что ты не первый день уже учишь по ночам... Господи – раздраженно говорила она – вспомни свою школу. Своих одноклассников.
"Понеслась" – подумал я.
- Прекрасный класс у вас был, все люди как люди: почти все ушли после девятого класса, пошли на завод или разнорабочими, детей уже завели, по выходным пьют – нормальные люди. А ты и до одиннадцатого класса, и сейчас... Учишься!
- Ну, вообще-то, я тоже работаю.
- Работаешь? Вот то, что ты на кнопочки на своем компютере нажимаешь – это разве работа?
- Мама, я работаю программистом. И, собственно, на него я и учусь.
- Так тебя еще этому учат?!
- Но мне это нужно!
- Посмотри на своих школьных друзей! Вот, Коля – с которым ты вместе на тренировку ходил.
- Так он же всегда раздолбаем был и с седьмого класса пиво во дворе пьет каждый день почти!
- И что? Зато, он уже почти три года работает.
- На складе грузчиком?!
- Ну да, нормальным мужским делом человек занимается, не то, что ты со своим компьютером. И, вот, сыночек у него с Валькой родился недавно, отцом он стал!
- В двадцать лет?
- Да. Парню всего двадцать, а он уже семью создал! Учись, сынок! Мы с папой, между прочим, тоже хотим увидеть внуков до смерти.
- Мам, вам всего по сорок пять.
- А тебе уже двадцать и ты еще не завел семью! Так, все. Мне это надоело. С этого дня ты бросаешь учиться и свою эту недо-работу и переезжаешь к нам.
- Мама, я на ней зарабатываю...
- Да-да, какие-то жалкие гроши, знаю! У папы на заводе вакансия подсобника есть. Вот отличное место – будешь подрабатывать и смотреть, как надо работать. Так, глядишь, и через пять лет мастером с разрядом будешь!
- Но...
- Никаких но! Собирай вещи, днем мы приедем и заберем тебя!
Она ушла – с суровым взглядом, но довольным лицом, на котором отчетливо выражалось чувство выполненного долга. А я остался в своей комнате и глядел на разбросанные листы и тетради. Тут меня посетила мысль "А может и вправду – нафиг эту учебу? Тем более, в последнее время все хуже она дается – старею, видимо. Может, и вправду пора семьей обзавестись, да и работой поактивнее – чтоб себя гордо называть мужиком!"
Внезапно, раздался телефонный звонок. Это был Илюха.
- Алё.
- Здорова. Ты сегодня придешь?
- Куда?
- Как куда? Мы же договаривались – сегодня собираемся всеми у меня и матан разбираем.
- Слушай, может без меня? Я в последнее время как-то совсем плохо себя из-за этого чувствую.
- Ну ты чего? Как мы без тебя? Ты ж король интегрирования!
- Хех. Да, веселая тогда была ночь с этой криволинейной фигней. Но, знаешь, я пас. Хватит с меня!
Когда я это сказал, то почувствовал настоящее облегчение. Как будто отпустил что-то, что тянуло меня на дно на протяжении не одного года. Я понимал, что это только первый шаг, только первый день моей новой жизни. Но сейчас я был полон решимости и уверен в своих силах как никогда.
- Мы еще и комплан разбирать собрались... – невзначай сказал Илья.
- Уже еду!