Двенадцатый хадис: Выбирайте богобоязненных!
Двенадцатый хадис
Выбирайте
богобоязненных!
عن أبي هريرة رضي اهلل عنه قال قال رسول اهلل صلى اهلل عليه وسلم تنكح
المرأة ألربع لمالها ولحسبها ولجمالها ولدينها فاظفر بذات الدين تربت يداك
متفق عليه
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, пере-
даётся: «Посланник Аллаха, да благословит его Ал-
лах и приветствует, сказал: ''На женщинах женятся
из-за четырёх вещей: из-за имущества, из-за проис-
хождения, из-за красоты и из-за её религии. Выби-
райте по религии, иначе пожалеете''» (аль-Бухари59
и Муслим60).
Любая культура и цивилизация выделяет особые со-
стояния, которые проходит человек: рождение, совер-
шеннолетие, брак, рождение детей и смерть. Все эти
события так или иначе выделяются из обычного жиз-
ненного потока различными обрядами и обычаями, и,
безусловно, брак определяет любое общество, потому
что это источник продолжения рода и так создаётся но-
вая единица общества. В каждой культуре есть свои особые обряды выбора
невесты, обряды сватовства, народная мудрость в выбо-
ре новой невесты и прочее. И всё это Посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, свёл к четырём
вещам, две из которых относятся к роду и семье невесты
(имущество и родословная), а две других − к самой де-
вушке (это её красота и богобоязненность).
Каждая культура по-своему распределяет эти четыре
фактора для выбора будущей жены, но Посланник Алла-
ха, да благословит его Аллах и приветствует, указал, ка-
кой приоритет должен быть у верующего, а следователь-
но, ключевой фактор − это богобоязненность.
В наше время наблюдается определённая социальная
проблема: дети соблюдают религию больше, чем их ро-
дители. Как следствие, у них абсолютно разные приори-
теты в отношении супружества, и поэтому многие выби-
рают себе невесту или жениха совершенно независимо
от своих родителей, потому что их советы и пожелания
вообще не соответствуют требованиям Ислама. Напри-
мер, родители могут прочить сыну в жёны девушку, ко-
торая далека от Ислама, и вдобавок настаивать, чтобы
на свадьбе был алкоголь.
Эта ненормальная ситуация лишает детей того, что
им больше всего нужно в этот период, – мудрого сове-
та тех, кто прожил жизнь. И как итог – огромное коли-
чество разводов среди молодожён, даже среди соблюда-
ющих религию.
Те, кто соблюдает религию, обычно разводятся пото-
му, что обманулись в своём понимании «богобоязнен-
ности». Кто-то думает, что это хиджаб, и если девушка носит хиджаб, то автоматически она порядочная и не-
пременно станет хорошей женой и матерью. Кто-то ду-
мает, что это намаз, поэтому совершающий намаз че-
ловек обязательно будет честным и достойным мужем.
Кто-то думает, что это должен быть талиб аль-ильм (то
есть человек, изучающий религию Ислам, студент шари-
атского знания), за которого можно выйти даже второй
женой. Потом вдруг выясняется, что он «не хочет детей»
и «требует сделать аборт». Но всех этих тонкостей и ню-
ансов нельзя узнать о человеке, общаясь с ним «ВКон-
такте». Даже если вчерашний бабник оставил свой гре-
ховный образ жизни и покаялся, это не означает, что он
полностью изменился как личность и все аспекты его
психики, приведшие к такому образу жизни, измени-
лись. Так же и вчерашняя «тусовщица» – даже если она
приняла Ислам, покаялась (и хвала Аллаху за это) и на-
дела хиджаб, это ведь не означает, что она преобразилась
во всём остальном, что она будет готова сидеть весь день
дома и будет покладистой женой.
Мальчик или девочка в возрасте 17-19 лет не могут
понимать этих вещей и разбираться во всём этом. И, к
сожалению, они лишены мудрого совета их родителей,
которые смотрят на жизнь только через призму матери-
альных благ, а религия для них – это лишь «наши краси-
вые обычаи».
Богобоязненный человек – это тот, кто боится нару-
шить повеления и запреты Аллаха, и такой человек не
будет встречаться в кафе и чатиться в соцсетях. Поэтому
богобоязненную девушку нужно выпрашивать у её родителей, ходить в их дом и пытаться добиться их распо-
ложения, и это было обычаем мусульман во все времена.
Если нашему поколению во многом и не удалось сле-
довать такому идеалу, надо постараться, чтобы наши
дети смогли. Никому из нас не хотелось бы, чтобы дочь
знакомилась с потенциальными мужьями в кафе или в
соцсети. У нашего поколения было оправдание − рели-
гиозных семей почти не было, и соблюдающий ребёнок
в семье был таковым не благодаря родителям, а чаще во-
преки им. Но уже подрастает поколение детей, которые
родились в соблюдающих семьях, и у них такого оправ-
дания уже не будет.
Имам ан-Навави в своём толковании «Сахиха» Мус-
лима61 указал ещё один важный аспект этого хадиса:
وفي هذا الحديث الحث على مصاحبة أهل الدين في كل شيء ألن صاحبهم
يستفيد من أخالقهم وبركتهم وحسن طرائقهم ويأمن المفسدة من جهتهم
«В этом хадисе отмечено, что необходимо стремить-
ся быть близко к религиозным людям во всём, пото-
му что так можно получить пользу от их нравствен-
ности, бараката и от их хорошего поведения, а ещё
чувствовать себя в безопасности, ведь они не причи-
нят вреда».
