8 страница14 июня 2020, 22:53

Второй хадис : Женщинам можно выходить при необходимости

Второй хадис

Женщинам можно выходить
при необходимости

عن عائشة رضي اهلل تعالى عنها عن النبي صلى اهلل عليه وسلم قال قد أذن أن تخرجن في حاجتكن متفق عليه

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вам дозволено выходить по своим нуждам»
(аль-Бухари11 и Муслим12).

Это часть большого хадиса, передаваемого имамом аль-Бухари, и он касается ниспослания аята «о хиджабе».

Сначала приведём весь хадис, а потом разберём толкования этого аята, иншаАллах.

عن عائشة أن أزواج النبي صلى اهلل عليه وسلم كن يخرجن بالليل إذا تبرزن إلى المناصع وهو صعيد أفيح فكان عمر يقول للنبي صلى اهلل عليه وسلم احجب نساءك فلم يكن رسول اهلل صلى اهلل عليه وسلم يفعل فخرجت سودة بنت زمعة زوج النبي صلى اهلل عليه وسلم ليلة من الليالي عشاء وكانت امرأة طويلة فناداها عمر أال قد عرفناك يا سودة حرصا على أن ينزل الحجاب فأنزل اهلل آية الحجاب حدثنا زكرياء قال حدثنا أبو أسامة عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة عن النبي صلى اهلل عليه وسلم قال قد أذن أن تخرجن في حاجتكن قال هشام يعني البراز

«От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, что жёны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда смеркалось, выходили к аль-Манаси’ (местность рядом с аль-Баки – см. ‘‘Фатх аль-Бари’’), и это широкое плоскогорье. И Умар говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

‘Закрой своих жён’’ (Ибн Хаджар в ‘‘Фатх’’ говорит, что это либо означает: ‘‘Не выпускай их на улицу’’, – либо:

‘‘Пусть закрывают лица’’), но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал этого. И однажды Савда бинт Замаа вышла ночью, а она была очень высокой женщиной, и её увидел Умар, и он сказал ей: ‘‘Мы тебя узнали, Савда’’, – надеясь, что будет ниспослан аят о хиджабе, и Аллах ниспослал аят о хиджабе. Закария сообщил нам: ‘‘Абу Усама передал нам от Хишама ибн Урвы от его отца от Аиши от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: ''Вам разрешено выходить по вашим нуждам''’’».

Перед тем как перейти к аяту о хиджабе, который упоминается в хадисе, приведём слова из «Фатх аль-Бари»13 касательно смысла самого хадиса:

قال ابن بطال فقه هذا الحديث أنه يجوز للنساء التصرف فيما لهن الحاجة إليه من مصالحهن وفيه مراجعة األدنى لألعلى فيما يتبين له أنه الصواب وحيث ال يقصد التعنت وفيه منقبة لعمر وفيه جواز كالم الرجال مع النساء في الطرق
للضرورة وجواز اإلغالظ في القول لمن يقصد الخير وفيه جواز وعظ الرجل أمه في الدين ألن سودة من أمهات المؤمنين وفيه أن النبي صلى اهلل عليه وسلم كان ينتظر الوحي في األمور الشرعية ألنه لم يأمرهن بالحجاب مع وضوح الحاجة
إليه حتى نزلت اآلية وكذا في إذنه لهن بالخروج واهلل أعلم

Ибн Батталь говорит:

«Это означает, что женщины имеют право делать то, в чём они нуждаются и что для них полезно. Также [в нём указывается на то,] что тот, кто ниже по статусу, может дать совет тому, чей статус выше, если он этим не желает его унизить. Ещё в этом хадисе подчёркивается достоинство Умара и указано, что мужчине дозволено разговаривать с женщиной на улице, если в этом есть необходимость,
и указывать на ошибки, если человек желает блага.

Также [мы отсюда понимаем], что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ожидал Откровения в шариатских вопросах, и он не велел им закрыться, хотя нужда в этом была очевидна, пока не был ниспослан этот аят. И [этот хадис указывает на то,] что он разрешал им выходить [из дома].
Аллах знает лучше».

Хвала Аллаху, Который защитил Своё Писание от искажений и даровал этой умме учёных, которые выводят сотни шариатских решений из нескольких слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Разве сердце верующего не будет трепетать от гордости за учёных этой общины, когда он читает их мудрые слова? Разве человек не будет ощущать свою беспомощность перед словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если не будет обращаться к великим имамам Ислама в поисках разъяснения хадисов?!

И «аят о хиджабе», упоминаемый в хадисе, – это:

Смысл: «О верующие! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят к трапезе. Но не дожидайтесь её приготовления. Если вас позовут, то входите, а когда поедите, расходитесь и не оставайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стесняется вас, но Аллах не стесняется правды. Если вы просите у них (жён Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец. Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его жёнах после его смерти. Поистине, это перед Аллахом − большой грех» (сура «Аль-Ахзаб», аят 53).

А в этом аяте заключено много шариатских решений, связанных с приёмом гостей и пищей, с тем, что после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, никто не может жениться на его жёнах, затронуты и другие вопросы, но нас будут интересовать слова (смысл):

«Если вы просите у них (жён Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу».

Толкователи Корана единогласно утверждают, что жёнам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно было закрывать всё своё тело, включая руки и лицо, после этого аята. Также этот аят установил запрет на смешение между полами в одном помещении, уединение двух лиц противоположного пола (если
это не супруги и не-махрамы) и другие подобные вещи.

Что касается обязательности закрытия лица остальным мусульманкам, то факихи разделились в понимании этого вопроса: часть из них сказала, что этот аят – общий для всех мусульманок и, следовательно, их лицо также относится к аурату (то есть к тому, что необходи-
мо скрывать); другие сказали, что это обязательно только для жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Имам аль-Куртуби14 указал на важнейшее нравственное правило:

ّ هذا يدل على أنه ال ينبغي ألحد أن يثق بنفسه في الخلوة مع من ال تحل له فإن مجانبة ذلك أحسن لحاله وأحصن لنفسه وأتم لعصمته

«Из этого мы понимаем, что никто не должен быть в себе уверенным, если уединяется с тем, кто не дозволен ему. И избегать этого будет лучше для него, более безопасно и надёжно в защите».

Так мы видим, что Всевышний Аллах не просто установил те или иные запреты, но из милости к человеку – наложил запрет на то, что может привести к греху. Поэтому в Исламе запрещено и прелюбодеяние, и уединение между мужчиной и женщиной, чтобы перекрыть все возможные подступы к этому греху. И никто не должен себя чувствовать защищённым от того или иного вида греха, никто не должен думать, что с ним такого точно не
произойдёт, потому что защита от греха – только с тауфиком от Аллаха. Ведь если Аллах сказал о жёнах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сподвижниках (смысл):

«Так будет чище для ваших сердец и их сердец», – то что мы должны сказать о нас и нашем времени?!

Возвращаясь к хадису, подытожим:

В основе женщина должна находиться дома и заниматься домашними делами, и для женщины её семья и дом – это место её поклонения и приближения к Аллаху.
И, пребывая дома, она ближе всего к милости и довольству Аллаха. Но Всевышний Аллах дозволил женщинам, если в том есть необходимость,выходить из дома.

Аллах знает лучше.

8 страница14 июня 2020, 22:53

Комментарии