12 глава.
К шести вечера Рита уже стояла у подъезда, обмотавшись шарфом. Октябрь выдался особенно сырой, воздух звенел холодом, а асфальт блестел после недавнего дождя. У подъезда пахло влажными листьями и чуть-чуть табаком — кто-то только что покурил.
Петя появился из-за угла. Шёл спокойно, как всегда, чуть сутулясь, с привычной кожанкой и всё тем же прищуром. В руке — пачка сигарет, в другой — зажигалка.
— привет.. - чуть улыбнулся он. — Не замёрзла?
- нормально, ну что, пойдём?
Петя лишь кивнул, и показал рукой вперед. Они шли рядом, воздух был тяжелый...а молчание будто пожирало их.
— Петь, а ты когда нибудь терял близких? - неожиданно спросила она.
Петя поднял свой взгляд и посмотрел на неё. Он ожидал любого другого вопроса, но не этого.
— ну..в детстве может каких то родственников терял. Максимум батька ж посадили когда мне было 12.
Чуть замолчал он, а после продолжил.
— а ты? Теряла когда нибудь кого то?
Рита чуть улыбнулась вспомнив о родителях.
— теряла.. - опустив взгляд в асфальт. — родителей, парня..
Петя остановился, сердце больно сжалось за неё...такая вроде сильная, но в тоже время такая хрупкая, как хрусталь, на которую надавишь..и она треснет.
— Рит, сочувствую..я просто не знал, что ты родителей потеряла. - замешкался он.
— да живы они у меня.. - махнула рукой. — просто не общаемся уже давно..
Петя с облегчением выдохнул и закурил, в голове было куча разных мыслей..вопросов..которые не давали покоя.
— а че не общаетесь то?
Неуверенность прозвучала в его голосе.
— да поссорились мы, ещё года два назад.. - она села на лавочку, смотря куда то вдаль. — они всегда выбирали на кого мне поступать, я должна была быть ментом...как Витька.
При упоминание Вити, у Пети челюсть заходила ходуном. Не любил он его, всем сердцем.
— ну и когда бросила училище, они мне скандал учинили..особенно папа. Прошло два года, со мной так и никто не связался, не позвонил, не написал. Будто дочки у них и не было..
Пожала плечами она, а Петя будто погрузился в её рассказ.
— правильно что на мента не пошла, там хватает таких.. - заткнулся он
Рита вскинула бровь и посмотрела на него с удивлением.
— каких «таких»?
Петя хмыкнул и потушил сигарету.
— ну..с приколом, ты вроде и сильная морально, но такая наивная.
— возможно так и есть, я ж вообще вот таких как ты, не считала за людей. - поджала губы она. — а всё оказалось, совсем по-другому.
— а ну, удиви. И как же оказалось?
Он внимательно смотрел на неё, такая странная, но почему он так к ней привязался? Может потому что она не такая, каких он привык видеть?
— ты совсем другой. Не тот который снаружи. Ты просто неправильный выбор сделал в своей жизни, и такой прообраз сформировался у всех про тебя.
— может ты и права, сука но не так все сладко, как ты себе представляешь. - сцепил зубы он.
— поверь Петь, я знаю о чём говорю..
Петя посмотрел на неё, будто пытаясь понять, верит ли она в то, что говорит, или просто жалеет его. Но в её взгляде не было жалости, там было что-то другое. Принятие, что ли... Или понимание.
— ну да.. - сказал он, чуть тише. — неправильный выбор. Один раз сделал, и тебя уже никто иначе не видит. Ни школа, ни соседи, ни даже ты сам. Всё, приговор.
Между ними было пустое пространство, холодное и плотное, как воздух вокруг. Но всё равно, рядом.
— я ж не сразу таким стал. - продолжил он. — был обычный пацан, мечтал там петь..о музыке, о том, чтоб мамка гордилась... А потом всё, поехало.
Рита внимательно слушала его, не перебивая. Но взгляд был прикован только к нему.
Он закурил снова, медленно. Как будто дым помогал вытягивать из него слова.
— да как у всех, наверное. Батька сел, мать мужика нашла, денег нет. Пацаны на районе, вроде как семья. Только своя, уличная. Понятий больше, чем тепла. А потом ты уже не пацан, а «Петя с района». И всё, Петя теперь вот такой.
Она молчала, слушала. Петя вдруг заметил, как в её глазах блестит влага. Но она не отворачивается, не вытирает слёзы. Просто сидит, впитывая каждое слово.
— а ты сильная.. - сказал он. — ушла, поступила, сама теперь по себе. Это круто. Я бы, может тоже так, если б хватило смелости.
— думаешь, легко было? - чуть усмехнулась она, но в улыбке не было веселья. — когда ты одна, и даже родная мать говорит, что ты позор семьи, потому что выбрала жить по-своему... а не как папа сказал.
Она на секунду замолчала, а потом добавила:
— просто в какой-то момент понимаешь, или ты живёшь, как хочешь, или тебя нет. Даже если формально ты есть, но тебя. Нет.
Петя смотрел на неё, и впервые за долгое время почувствовал не только вину или злость, а что-то другое, уважение. Настоящее.
— знаешь.. - медленно произнёс он, — ты говорила, что считала таких, как я, не людьми. А мне кажется, ты единственная, кто меня человеком и увидел.
Рита чуть покраснела, отвела взгляд. Но не ушла.
— мне просто кажется, что всем можно дать второй шанс. - сказала она. — только не всем он нужен.
— а ты думаешь, я хочу его?
— не знаю.. - честно ответила она. — но если хочешь может, и получится. Главное понять, для чего. Не ради кого-то, а ради себя.
Петя затушил сигарету и встал. Посмотрел на неё сверху вниз, но не свысока, а как будто снова хотел убедиться..она настоящая. Не придумал ли он.
— пойдём, провожу. А то замёрзнешь тут.
— пошли.. - кивнула она, вставая.
Они пошли по двору, медленно, никуда не торопясь. Листья шуршали под ногами, фонари тускло мигали, а ветер гнал за ними обрывки чужих разговоров и чужих судеб.
Но в этот вечер, среди осенней сырости и пустых улиц, было что-то очень личное и почти тёплое. Как будто между ними что-то сдвинулось. Не сразу, не резко — но началось.
И, может быть, именно в этом вечере и был их шанс. Небольшой. Но свой.