Отзыв из творческой беседки Anastasia Skit
Ты – прошлое. Ты – настоящее. Ты – будущее. И мне не надо другого.
У вас когда-нибудь бывало такое, когда открываешь новую историю, планируешь для ознакомления прочитать первые пару глав, но пропадаешь на пару дней?
Читатель я совсем не запойный, но иногда попадаются работы, от которых оторваться невозможно. И я искренне рада, что наткнулась на законченную историю, потому что ждать продолжения я бы не смогла. Это невыносимо долго!
Речь пойдёт о замечательном произведении «Моё лицо первое».
Я планировала сначала почитать «Джека на Луне», но пролистывая работы, зацепилась за аннотацию к «Лицу» и имя главной героини. Чили. Оригинально, не правда ли? Аннотация оказалась очень привлекательной, и я решила повременить с чтением «Джека». Успею дойти и до него. Творчество автора мне определённо понравилось!
Если бы меня попросили охарактеризовать эту историю в пяти словах, я бы описала её так: одиночество, непонимание, жестокость, насилие и надежда.
Мне нравятся работы, в которых поднимаются жизненные проблемы. Причём нет паразитирования на каких-то популярных нынче темах, как это всё чаще встречается во многих историях. Только начал знакомиться с историей Дэвида и Чили, с дневниковыми записями маленькой девочки я невольно припомнила свои школьные годы. Сложно представить класс, в котором не было бы изгоя. Главное, чтобы этим изгоем не стал ты сам. И далеко не каждый способен проявить сострадание к подверженному жестоким шуткам и издевательствам ребёнку. Я в школьные годы была на стороне тех, кто гнобил слабых. Не потому, что мне это нравилось. Потому что сил не было, чтобы встать на сторону изгоя. Трусость и слабость, которые прошли только в универе, где, как ни странно, тема изгоев продолжалась. Поэтому главная героиня Чили оказалась мне близка. Не скажу, что я видела в её поступках и мыслях что-то конкретное из личного опыта, скорее я могла понять, как на самом деле сложно пройти путь от попыток держаться рядом с «популярными» до шага навстречу изгою. Не обошлось без серьёзных ошибок и предательства, но Чили со всем справилась. А Дэвид её не оттолкнул. И они даже стали ближе, чем можно было представить! Очень поразил тот эпизод на стрельбище.
В определённый момент мне даже захотелось пролистывать страницы из настоящего и «сказку», узнать всю историю из Дневника и потом вернуться. Но я бы обязательно запуталась, события прошлого и настоящего тесно переплетались между собой. Я бы многое потеряла, если бы пропускала главы.
Как же интересно наблюдать за изменениями которые произошли с Чили за историю. Она и сама успела побыть изгоем, успела проникнуться сочувствием, а потом даже любовью к монстрику. Вернулась в страшное прошлое и вынуждена была обратиться за помощью к специалисту, побывать в настоящей психушке.
На протяжении почти всего сюжета дети остаются одни. Чили не может пожаловаться отцу, не может пойти к учителю, потому что ей сразу дают понять – делать с этим никто ничего не собирается, она даже звонит по телефону доверия, но пугается. Поговорить с кем-то НАДО, но она (да и все остальные в общем-то) боятся этого, не умеют разговаривать. Жестокое окружение оказывает такой колоссальное давление, что сложно вынести. В итоге дети пытаются решить проблемы сами. И превращаются из монстриков в настоящих монстров. И те, кто знают ситуацию «изнутри», не могут винить Дэвида за убийство. Потом уже повзрослевшая Чили будет пытаться помочь близнецам, даже к Морти в итоге проникнется сочувствием. Она не понаслышке знает, что такое одиночество и отсутствие рядом людей, которым можно выговориться.
Даже повзрослевшая Чили, если подумать, снова остаётся одна. Лезет на рожон открыто, но ни Борг, ни Генри не горят желанием как-то её в курс дела посвящать и помогать. Только названивают и спрашивают информацию. А потом ещё и ругаются, когда сходящая от волнения и изнурённая разговорами с мозгоправом Чили пытается действовать самостоятельно. А я ведь до последнего ждала, что кто-то придёт на помощь! Эххх...
Но, пожалуй, пора перейти к сюжету. Люблю детективные истории за интригу! Я в этом плане читатель не сообразительный, так что мимо меня пройдут даже самые очевидные подсказки, разбросанные автором по тексту. Но иногда интрига просто не цепляет, и совершенно не хочется знать, кто и в чём виноват. Это не тот случай!
Интерес постоянно подстёгивали новые факты, рассказы о прошлом, воспоминания (чего только стоит эпизод с изнасилованием! Вот тут-то у меня челюсть вообще отвисла!), новые фотографии в инстаграме и подсказки, подкидываемые то Дэвидом, то Эмилем. Это, наверное, единственное, в чём они однозначно похожи – умело подкидывают задачки. Впрочем, и сама Чили в этом хороша.
Где-то под финал меня не покидали мысли, что Шторма живым уже не найдут. Не успеют. Учитывая всю его непростую судьбу, смерть бы, наверное, была освобождением. По крайней мере, мне так казалось, пока не довелось познакомиться с «обновленным» Дэвидом. Мысли Чили крутились вокруг прошлого постоянно, плюс на того же Генри каких-только подозрений не падало, да и вся эта история с Виви. Казалось, что несмотря на популярность, Дэвид во многом оставался всё тем же ребёнком, который готов был ради свободы пойти на спланированное хладнокровное убийство. Но я рада, что в итоге всё обошлось!
Удивило появление на месте преступления Лукаса. Долго я переваривала факт, что ребёнок мог сделать такое. Сомнений вот вообще не возникло в его виновности. Он ещё и показан этакой копией Дэвида, что неоднократно замечает сама Чили. А потом там нарисовался Эмиль и всё встало на свои места. Честно говоря, я надеялась, что он исправился. Но люди в Дыр-тауне не меняются походу. Могут только стать ещё хуже. А жаль. То, что Еппи оказался связан с этим делом, стало ещё одним сюрпризом. Эмиль знал, к кому обратиться и как обдурить. Вот это схему он придумал. И ведь мстил долго и со вкусом. И это наслаждение процессом его в итоге и погубило. Заигрался парень. Но а вообще схема удобная – снова сделать крайним брата. В детстве так выкручивался, а повзрослев снова решил всё на него спереть. Как будто парню мало было испытаний. И ведь он прекрасно видел, что творит отец. Они ведь по сути самые слабые в семье – просто самоутверждались за счёт тех, кто слабее.
Идея с настоящим, прошлым и сказкой выглядит очень годно. Раньше такого мне встречать не доводилось, а тут прям все линии под финал сошлись. И даже сказка получила свой конец, пусть не отвечающий событиям реальности.
А теперь мы медленно переползаем к персонажам. Мой небольшой ТОП от самых любимых и просто любимым))
Чили. В общем-то, я много чего сказала про неё выше. Она мой любимый персонаж. И сначала мне хотелось, чтобы она из этого городка, вгоняющего в уныние одними только описаниями местности сбежала, а потом я мечтала, чтобы она туда ни под каким предлогом не возвращалась. Но она много раз показывала свой боевой характер. Так что неудивительно, что в итоге именно она оказалась в гуще событий. Да и изначально очень много ниточек к ней вели.
Дэвид. Вот уж Тёмная лошадка. Если бы изначально не был показан Шторм, то никогда бы не подумала, что из такого человечка может вырасти модель. Тут, конечно, стоит сказать большое спасибо Генри, но и принижать заслуг самого Дэвида нельзя. Пройти через столько испытаний, пережить психушку, а потом найти в себе силы начать новую жизнь и под новым именем – это сильно. Да ещё и остаться всё тем же мальчишкой, который рад помогать нуждающимся. Который готов пообещать пятнадцатилетнему пареньку лучшую жизнь и исполнить своё обещание! Это сильно. Общество его ломало, но он не сломался. И сказка эта очень здорово дополняет общую картину. Одно дело смотреть на всё глазами Чили, а совсем другой – в выдуманной истории видеть мысли и чувства самого Дэвида. Не устану повторять, что это очень и очень интересный ход!
Эмиль. Если я пройду мимо хоккеиста – это будет странно! Он уже не «самый», он скорее просто интересный. При всей своей внутренней гнилости он всё же добавлял в сюжет «огонька». Усложнял жизнь героям, но это только сближало их. Пытался добиться расположения Чили, а она в итоге всё больше сближалась с его братом. И если бы он не решил поучаствовать в судьбе Шторма, то опять же герои бы не встретились. На сюжет и ОТП Эмиль своими выкрутасами здорово поработал. Да и при всей моей нелюбви к этому персонажу, винить его во всём нельзя. Всё равно ребёнок смотрит на родителей. Как себя ведут они, так себя ведёт и он. Он просто не знал, что можно вести себя как-то иначе. И эта неоправданная жестокость просто фонтанировала из него. Как и эгоистичная уверенность, что он способен всегда получать желаемое. А если что-то пошло не по плану, то можно безнаказанно и жестко мстить за неудачу.
Близнецы. Я голову сломала, пока стало известно, что же отец сделал с Лукасом. И одна картина была красочнее другой. И я боялась, что и с его сестрой могло случиться что-то подобное. Но как же ей повезло! Из всех детей она оказалась самой везучей. Не только смогла поделиться множеством полезной информации, но и по сути меньше других травмировалась. Да и Лукас тоже молодец. Он, как и Дэвид, не сломался. До спланированного убийства не дошло, но всё же немаловажную роль он сыграл. И сторону выбрал правильную.
Одноклассники, одногруппники и окружение. Все эти люди здорово играли на атмосферу. Тут и отношения между школьниками и учителями, затем студенческие трудности, праведный страх перед деканатом и подготовка совместных проектов. Отличные (и, главное, правдоподобные) декорации для основного действия. Я, честно говоря, была удивлена количеством пояснений к главам. Это же какое погружение в тему! Просто браво! А на уроках очень здорово обыграно множество ситуаций, раскрывающих героев или задающих всё новые вопросы. Например, эпизод с помойным ведром. И персонажи все в голвое совершенно не путались, хотя у меня по жизни сложности отделить одного героя от другого, если он не главный. И у каждого свои проблемы, свой характер, привычки, даже своя «пара». Всё должно быть честно! У Катрины Тобиас, у Ани Йонас, а у Чили Дэвид)) Но, как ни странно, больше других мне запомнилась Лив. Наверное, из-за цвета волос xD Первая «розоволосая», которая меня не выбесила. Не ожидала именно её увидеть, когда Чили вернётся домой, но была рада этой встрече.
Взрослые. Всё-таки решила вынести их в отдельный небольшой пункт. Больше всех мне понравился папа Чили. Вот уж кто действительно пытался быть ближе к дочери, но сначала ему было не до неё, а потом она и сама замкнулась, узнав, что могут сделать со стукачами. Но ему нужно медаль вручить за то, что без лишних раздумий вырвал дочь из этого ада. А то, бывает, ребёнок станет объектом травли, а ему «ты сам виноват», «не обращай внимания» и «терпи». Много пользы от таких слов. Про отца Дэвида и закрывающих глаза на травлю учителей и говорить нечего. Это просто кошмарно.
Генри Кавендиш. Спасибо ему, что превратил Дэвида в Шторма. Что не отрёкся от него, что переживал и верил, что его можно отыскать живым и невредимым.
Магнус Борг. Должен же быть в истории хоть один нормальный коп, верно? А этот ещё и нестандартный такой. Я бы на него побольше посмотрела. Он мне понравился, хоть у Чили и были моменты, когда его хотелось прибить!
Фух, что-то я растеклась мыслию по древу. Пора бы и закругляться. Вроде бы всё, на что мне хотелось обратить внимание, я написала. Снова хочу яростно порекомендовать эту историю к прочтению! Я думаю, многие смогут узнать в ком-то из персонажей себя! И уж разумеется проникнуться историей Дэвида и Чили. Такие произведения не оставляют равнодушными. А я искренне благодарна автору за роман «Моё лицо первое»! Я бы хотела такую книгу на полку!
P.S. А за фигуристов, кстати, прям обидно стало! (любитель ФК негодует xD)
Перепубликация из группы в ВК