4 страница22 марта 2021, 20:03

глава 4

Проверив личную почту, Гарри чертыхнулся и устало потёр глаза. От постоянного сидения за компьютером и медитаций над книжками казалось, что в них насыпали песка. И самое обидное, что никакого толку: он убил кучу времени на проработку материала, ещё больше — на написание статьи, и всё для того, чтобы получить очередной отказ. В прошлом году ему больше везло, студенческие журналы охотно брали его статьи и даже иногда приплачивали. А в этом — засада, отклонили очередной материал. И что делать — непонятно.
Откинувшись в кресле, Гарри перевёл взгляд на прямую, напряжённую мужскую спину. Прежде заведующий отделом научной литературы никогда подолгу в читальном зале не задерживался: он мог принести книги, вполголоса что-то обсудить с посетителями, но чаще торчал в своём отделе и выглядел страшно занятым и серьёзным. Не хватало только таблички «не подходи — убьёт». Однако Гарри льстило, что обычно после раздражённого «Да?» в его адрес следовало уже более спокойное, почти мягкое «Мистер Поттер?». Гарри даже несколько раз караулил за стеллажами, выжидая, пока Снейп распалится.

— Да! — по громкости можно было определить степень занятости: чем тише, тем быстрее надо было оставить его в покое и ретироваться. — И откуда мне знать, что вы подразумеваете под фразой «тот самый знаменитый учебник по маркетингу»?

После подобных фатальных ошибок обычно следовала незамедлительная вербальная аутопсия. И когда незадачливый студент уползал зализывать раны, Гарри тихонько подкрадывался:

— Э... Мистер...

— Да!

И крайне сложно было сдерживать улыбку, осознавая, что Снейп отвечает ему даже на глупые вопросы куда мягче и терпимее, чем ещё минуту назад кому-то постороннему. Это безумно, безумно льстило.

В отличие от отказа в публикации.
А библиотекарь продолжал что-то сосредоточенно печатать. Интересно, что?

Гарри поднялся со своего места и подошёл ближе. Снейп никак не отреагировал на его приближение, однако, стоило Гарри наклониться чуть вперёд, чтобы разобрать текст, как прозвучало:

— Вас не учили, что некрасиво читать чужую переписку?

Гарри дёрнулся, словно от щелчка по носу, и покраснел. Ему каждый раз становилось стыдно, когда Снейп делал замечание. И вроде не истина в последней инстанции, и поздно заниматься его воспитанием, но Гарри отчаянно хотелось вызвать хоть отдалённое, но взаимное чувство уважения и интереса, которые Снейп, наверняка того не желая, вызывал в нём самом.

— Извините. Я... Просто мне стало любопытно...

— Нет ничего хорошего в праздном любопытстве. Во всяком случае, могли бы спросить.

Снейп продолжал печатать, не оборачиваясь и не прерываясь.

«Цезарь, чтоб его», — с досадой подумал Гарри, и собрался было вернуться на своё место, как услышал:

— Бывшая коллега попросила написать рецензию на проект своего протеже.

— И? — отозвался Гарри, обрадованный, что его не прогоняют.

— И? — переспросил Снейп и обернулся, наконец-то оторвавшись от компьютера. Его губы кривила усмешка. — Пишу, как видите.

— А можно? — Гарри кивнул в сторону монитора, и Снейп немного отодвинул свое кресло, освобождая место.

Гарри оперся руками о стол и начал читать. С первых же строк его переполнило мрачное веселье: Снейп писал жёсткий, придирчивый, хоть и обстоятельный анализ. Некоторые комментарии выглядели крайне ядовито, но среди них попадались и очень интересные предложения, в каком направлении этот самый протеже мог развить свою идею. Наверное, обидно будет получить такую рецензию. И весьма полезно.

— Мне почти жаль того, кто написал эту работу. — Гарри тихо рассмеялся и посмотрел на Снейпа. Тот ответил серьёзным, прямым взглядом, словно последние несколько минут смотрел не в монитор, а на него, следя за реакцией. — Хотя, пожалуй, ему повезло.
— Повезло? — Снейп изогнул бровь.

— Ну, да. Там... — Гарри откашлялся, чувствуя, как от пристального взгляда начинает пересыхать во рту. Как перед экзаменатором, честное слово. — Там много полезных замечаний. Вы не думали преподавать?

— Я не думал возвращаться к преподаванию.

Снейп помрачнел и резко вернулся на прежнее место, пододвинув свое кресло, однако Гарри не сдвинулся.

— Так вы, получается, профессор?

— В прошлом — да. — Снейп вернулся к работе и написал пару строк, но вскоре остановился и уставился куда-то сквозь монитор. Похоже, Гарри его отвлекал и сбивал с мысли. Но почему же тогда тот не попросит его уйти?

— Здорово. — Гарри собрал со стола несколько пылинок и стряхнул их на пол. Снейп скосил взгляд и проследил за движением.

— А можно я кое о чём вас попрошу?

— Ну, попросите. — Похоже, это даже развеселило Снейпа.

— Помните, вы помогали мне с материалом для статьи? В общем, я её дописал, и...

— И мне не показали? — Судя по голосу, Снейп был неприятно удивлён.

— Извините, я не думал, что вам будет интересно... — Стушевавшись и переведя дыхание, Гарри продолжил очень быстро, практически тараторя: — Мне отказали в публикации без объяснения причин.

Снейп задумчиво покивал.

— И вам бы хотелось понять, что с ней не так.

— Ну, я был бы очень благодарен за совет...

— Я не обещаю вам полноценную рецензию. Это трудоёмко и обычно не бесплатно...

Гарри почувствовал, как загорелось лицо. Конечно, с чего бы бывшему профессору возиться с ним. На что он, интересно, рассчитывал? Что мистеру Снейпу будет интересно ковыряться в его писанине, которую не приняли даже в местный студенческий ежемесячник? А денег на подобные излишества у него точно не завалялось. До конца месяца дотянуть бы.

Похоже, у него не получилось скрыть эмоции, потому что во взгляде Снейпа появилось беспокойство.

— Несите статью, — произнёс тот твёрдо и безапелляционно.

Разволновавшись и обрадовавшись, Гарри кинулся к своему рюкзаку и начал шарить по кармашкам в поисках флешки. Пусто. Нету. Тоже пусто. И когда она наконец нашлась, то проскочила между пальцами, в результате чего Гарри полез под стол, слишком быстро выпрямился и звучно приложился темечком о столешницу. Вконец смутившись, он поднялся на ноги и безуспешно стал тыкать флешкой в разъём, когда тёплая ладонь накрыла его руку, призывая замереть. Движение Снейпа было мягким и уверенным.

— Не надо так торопиться. — Голос прозвучал прямо над ухом.

Внезапная шальная мысль сбила дыхание — Снейп стоял так близко, что было достаточно просто немного откинуться назад, чтобы прижаться плечом к его груди. У Гарри закружилась голова, и он словно зачарованный смотрел, как Снейп переворачивает флешку и та мягко скользит в разъём.

— Я не карета, а на часах не полночь. — Голос был тихий, в нём слышался намёк на улыбку, и Гарри не сдержал нервного смешка, продолжая держаться за флешку, как за спасительный якорь, хотя Северус уже давно свою руку убрал.

— Я не отказываюсь от своих обещаний, — уже серьёзно.

— Вам даже флешки подчиняются, — попытался Гарри пошутить в ответ, но только ещё больше стушевался и зажевал конец фразы.
— Что?

Не желая выставлять себя ещё большим дураком, Гарри быстро перекинул статью из почты на электронный носитель.

— Вот, возьмите, — он протянул Снейпу флешку, украдкой на него глянув.

Тот принял её молча, на лице явно читалось недовольство. Что-то было не так, и Гарри не мог понять, в чём именно напортачил, ни на секунду не сомневаясь, что вина целиком и полностью лежит именно на нём. Пытаясь задушить поднимающуюся панику, Гарри засобирался.
— Ещё раз спасибо, сэр. За помощь. Не с флешкой, а... Мне пора. — Он нервно улыбнулся, схватил с пола рюкзак и вышел из зала, не оборачиваясь и пытаясь не бежать.

— Идиот, какой же ты идиот, — бормотал он себе под нос, открывая дверь собственного дома и спотыкаясь о коврик. Рюкзак полетел в угол, куртка следом.

Ему предложили помощь, на него согласились потратить время, которое, как мистер Снейп дал понять, стоит денег. А что сделал он? Нет, правда, что же он сделал-то?
Гарри зашёл в ванную и умылся, пытаясь себя успокоить мыслью, что завтра будет новый день и новые возможности реабилитироваться и не ударить в грязь лицом. Благо, хоть дома дела начали потихоньку налаживаться, и необходимость работать по ночам отпала. Значит, он сможет выспаться и морально подготовиться к завтрашнему разговору. В том, что Снейп разнесёт его статью в пух и прах, он даже не сомневался. Но он будет к этому готов, и сможет достойно ответить и обосновать, как пришёл к таким мыслям и выводам...

— Сириус? — Гарри замер на пороге кухни и с удивлением уставился на крёстного.
Тот сидел, покачиваясь на стуле и пуская в потолок дымовые колечки. На столе перед ним стояла забитая пепельница и наполовину пустая бутылка виски.

— Почему ты дома? — Поверх разочарования и пережитой паники на него навалилась удушающая безнадёжность. Он мог ничего у крёстного не спрашивать, он и так знал ответ.

— Я решил, что хочу провести немного времени со своим дорогим крестником.

Сириус был пьян: язык заплетался, глаза красные, взгляд блуждал мимо в попытке сфокусироваться. Слишком знакомая картина.

— Ты же только в начале ноября устроился.

Ответа не последовало. Гарри вцепился рукой в дверной косяк и зажмурился.

— Мы же договаривались. Три месяца, я просил у тебя всего три месяца. — Гарри сам слышал, как звенит его голос, и он боялся, что ещё немного и не выдержит, разрыдается. — Три месяца, чтобы ты не пил. Я не могу сейчас и готовиться на эту чёртову стипендию, и работать.

— Ой, малыш, не ной. Знал бы ты. Гадюшник там, ничего человеческого. Я же только каплю лизнул, а он сразу — пошёл вон, собака, уголовник... — Поморщившись, Сириус снова приложился к бутылке.

— А ты!.. — Отчаяние сменилось бешенством, и Гарри, кинувшись вперёд, вырвал из рук крёстного бутылку. — Разве ты человек?! Эта дрянь превращает тебя в животное! Ты же сам говорил, что понимаешь это.

— Поставь на место, — угрожающе зарычал Сириус, и, опираясь на стол, с трудом поднялся на ноги. — Кому сказал. Поставь.

— Знаешь, что...

Развернувшись, Гарри со всей силы швырнул бутылку о стену над раковиной. Кафель окрасился в янтарный цвет, а грохот осыпающихся осколков потонул в полубезумном рыке.

— Щенок!

Тяжёлая ладонь легла на плечо, с силой разворачивая, и в следующую секунду удар откинул Гарри к стене. Вкус крови был последним, что Гарри почувствовал перед провалом в темноту.

4 страница22 марта 2021, 20:03