Подарок
Всю последующую неделю Марго навещала Тосю в магазинчике. Во вторник она приносила пирожки с луком и яйцом, которые были очень кстати, потому что Тося забыла свой обед дома, в среду она угощала Тосю булочками с корицей, чей аромат сводил с ума, а в пятницу Марго приносила термос с травяным чаем по фирменному рецепту. И каждый день непременно сопровождался новой удивительной историей.
Тося даже осилила свою первую книгу, прочитанную осознанно и по собственному желанию. Это был Лермонтов «Герой нашего времени». До этого момента Тося думала, что русская литература — это мрачное чтиво, написанное хмурыми бородатыми мужиками про бородатых мужиков. Но она не думала, что одна книга сможет вызвать в ней такой спектр эмоций. Она плакала, иногда улыбалась, грустила и дрожала вместе с героями. В тот день она даже не заметила, как ушла Маргарита Васильевна, а день в магазине пролетел в мгновенье ока.
Эта книга была только началом. Каждый день Тося беседовала с Марго, и каждый день обязательно была рекомендация к прочтению. Тося даже начала записывать все рекомендации в заметки на телефоне.
Дни в магазинчике теперь не казались ей скучными, ведь она вздыхала над страницами романа «Гордость и предубеждение» или же негодовала от концовки Мартина Идена, хотя другой концовки тут и не могло быть. Тося познавала безграничный мир литературы и так незаметно пролетали дни, недели и даже месяцы. Она словно странник, который долгое время был в пустыне и вдруг увидел воду. С такой же жаждой она бралась за каждую новую книгу.
Со временем она начала понимать многие шутки Марго, которые раньше просто пропускала мимо ушей, Тося обсуждала прочитанное с ней и высказывала ей свои мысли, хоть и сама не понимала откуда они у неё берутся. Они часто дискутировали в читательском уголке, потому что их взгляды могли не совпадать (а обычно это так и бывало). Теперь, когда в лавку заглядывали покупатели, Тося не просто сидела и ждала, когда же уже что-то купят, она по началу робко, а потом всё увереннее и увереннее подсказывала посетителям что лучше почитать. Она делилась своими мыслями и знаниями касаемо литературы, а постоянных читателей в лавке становилось всё больше и больше. Иногда у Тоси даже не было времени почитать в её любимом уголке – так много было людей, но она была рада этому. Сарафанное радио работало во всю, и очень часто в лавку заходили со словами: «А нам друзья рассказали...». Да и хозяйка теперь не жалела, что вязла Тосю на работу и даже повысила ей зарплату. Мелочь, а приятно.
Тося любила теперь не просто ехать в переполненном трамвае до лавки. Она любила выйти на две остановки раньше и прогуляться. Люди, которые шли ей на встречу, дарили ей смущённые улыбки, снежинки падали прямо на нос и таяли, а прохладный бодрящий ветер заставлял укутаться сильнее в шарф. Странно, что раньше она не замечала этот живописный парк или эти счастливые лица людей, которые сидели в уютных кафешках, завтракали и общались друг с другом.
Этот мир прекрасен и Тосе правда казалось, что это он изменился, но всё не так. Тося изменилась сама, и её окружение стало таким же жизнерадостным и счастливым. Твоё окружение — это зеркало того, что творится у тебя внутри. Ведь двум людям в одном и том же месте окружающий мир может казаться совершенно разным. Вот и Тося идёт по улице и улыбается прохожим, а они ей в ответ.
Скрипнула дверь и в магазинчик заглянула Марго. Она казалась уже не такой высокой, как при первой встрече, а её светлая кожа на лице будто посерела, но она по-прежнему одевалась как настоящая леди.
- Слушай, Тося, - спросила Маргарита Васильевна перед выходом, - у тебя какие планы на Новый Год?
- Хмм, даже не знаю, если честно. Наверное, как обычно буду отмечать с родственниками. Мы соберёмся у нас дома, мама будет постоянно бегать от стола к кухне, волнуясь, что мало приготовила, а папа будет попивать водку из нижнего шкафчика в зале тайком от мамы. Потом придут родственники, перемоют всем кости, посмотрят обращение президента, запустят средненький салют и разойдутся по домам. А что такое?
- Знаешь, в этом году моя дорогая племянница не сможет ко мне приехать, поэтому я буду совсем одна. Не хотела бы ты накануне... - она ещё не успела договорить, как Тося произнесла:
- С большим удовольствием, Марго. Я с радостью загляну к вам накануне.
- Вот и славненько, - облегченно вздохнула старушка и расплылась в своей очаровательной улыбке, - тогда я ещё загляну перед встречей и скажу тебе адрес и время, бывай!
Тося несколько минут стояла в гробовом молчании. Было отчетливо слышно секундную стрелку старых часов и хруст снега, доносившийся с улицы под чьими-то торопливыми шагами. Она была так возбуждена этой новостью, что ещё полчаса не могла ни за что взяться. За всё их знакомство Марго ни разу не приглашала Тосю к себе домой. Они постоянно виделись в лавке и несколько раз гуляли по набережной, но дом Марго казался большой загадкой. У Тоси однажды даже проскочила мысль, что Маргарита Васильевна на самом деле ходит к ней из дома престарелых, но она сразу же отбросила её.
Да, она была в хорошем настроении, но пока не осознала, что перед ней стоит труднейшая задача – выбрать новогодний подарок.
Тося любила дарить подарки, правда. Но выбирать их это просто мука. Она даже думала, что эту пытку могли бы дать ей на одном из кругов ада Данте Алигьери, если бы она там оказалась после смерти. Обычно, на то, чтобы выбрать кому-то подарок у Тоси уходило от недели и до месяца, но здесь случай критичный – до нового года шесть дней.
Так как она была знакома с Марго уже почти четыре месяца, Тося знала, что Марго не любит розы и шоколад, за то обожает фарфоровые изделия и виниловые пластинки, ещё она любила горький кофе и орехи, хоть её зубам и было плохо от них. Марго была так близка Тосе, но, когда пришло время выбирать подарок, она будто забыла всё, что связано с Марго и всё, о чём они разговаривали.