Часть 19
Спустя время, когда вино кончилось, да и настроение пить уже не было, Марта удалилась ненадолго на кухню, чтобы подать чай, оставив гостью наедине со своими мыслями. Она насыпала в чайник травы и специи, что прикупила специально для гостей, и думала о том, каким должно быть идеальное взаимопонимание, о котором все так говорят.
- Так вы и не женаты? - спросила Лиза, как только Марта переступила порог гостиной.
- Нет. - покачала головой девушка и поставила на столик металлический поднос с чайным набором.
- Он так и не решился? - вслух рассудила Лиза, принимая чашку.
- Думаю, он сделал бы это, если бы я попросила. Но я поняла, что любовь - это не зацикленные ритуалы, символы или бумажки. Это боль и компромиссы. - хозяйка устроилась рядом и тоже взяла кружку.
- Боль...?
- Да. - Марта хлебнула чай и посмотрела на собеседницу. - Если ты не чувствуешь боли, значит ты не любишь. Родители, дети, любовники, друзья - все причиняют боль, заставляют переживать, вынуждают жертвовать. Но эти привязанности, как ни странно, и делают нас счастливыми.
- Ты счастлива? - перебила Лиза.
В тот момент, поникшая в своей задумчивости Марта, не ответила, но, слегка приподняв уголок рта, одобрила вопрос, такой сложный и неоднозначный, она такие любила. И хоть, некоторые из них, вводили её в тревожное беспокойство, она не переставала размышлять о жизни и своей роли в ней. До встречи с Максом она предпочитала не обременять себя глубокими познаниями, ведь тогда были в приоритете другие вопросы, теперь же она постоянно метала из стороны в сторону, подвергая сомнению любую истину.
- Вы убили ещё кого-нибудь? - вдруг раздалось так громко, что от неожиданности Марта даже подскочила.
- Так ли это важно? - с подозрением спросила она, косясь на собеседницу.
- Тебя не гложет содеянное? - Лиза, казалось, вовсе забыла о чае и пыталась выведать ещё хотя бы пару тайн, будто это способно было привести в порядок и её жизнь.
- Меня столько гложет, что это меркнет на фоне всей жизни. - и тут Лиза поняла, что Марта больше не настроена на откровенность, а та, что встретила её в начале вечера, словно и вовсе никогда не существовала.
- Ты встретила меня такая возвышенная и влюблённая, а теперь как будто сожалеешь обо всем. Чего ты хочешь?
- Какой сложный вопрос. - констатировала Марта и улыбнулась.
- Но на него порой нужно отвечать. - прошептала Лиза, как будто себе самой.
- Интересно, на него кто-нибудь хоть раз ответил честно?
- Ответь ты. - отрезала гостья, глядя в упор на поникшие глаза.
Но попытка разговорить некогда болтливую особу не оправдалась, и тогда Лиза, закрыв глаза, глотнула горячий чай, что пах приятно специей, которую она долго не могла определить. Почему-то именно сейчас ей вспомнилось первое свидание с мужем, где захотела оказаться, упасть в объятия и произнести слова любви. Лиза предполагала, что муж намерен развестись, но внезапно ей захотелось поговорить с ним, объясниться, и даже может всё вернуть. Окрылённая чувством любви и впечатлённая историей, она не могла думать не о чём кроме него. «И почему самые близкие порой так далеко?» - подумала Лиза.
- Всегда думаешь о том, чего не имеешь, и желаешь больше и лучше. - произнесла Марта.
Больше она не произнесла ни слова, кроме кратких прощаний, оставив позади образ весёлой соседки, желающей всем понравится. Почему она решила выдать столько тайн, но остановилась у самого конца, Лизе было непонятно, но расспрашивать она не стала, ибо голос разума, молчавший столько лет, вдруг подсказал ей, не стоит. Прощаясь, девушки обнялись, словно после долгих лет дружбы их разделяли пути разных жизней, и обе понимали, что, скорее всего, больше не увидятся.
«Какие мы все-таки странные существа!» - подумала Лиза: «Не животные, не цивилизованные люди, не разумны и не примитивны, но почему-то до сих пор, так рьяно изучая мир вокруг, не знаем и не понимаем вселенной внутри нас!»
Она ещё долго вспоминала своё необычное знакомство и то, чем оно могло обернуться, но не жалела об этом, ведь Марта, как ни странно, многому её научила. И хоть дальнейшая её судьба была Лизе не известна, она всегда с теплотой в сердце рассказывала своей дочери, как важно ценить и чувствовать, а главное, уметь говорить.