11 страница18 июня 2020, 02:15

виды сердец

Сердца бывают трех видов.
Первый вид: сердце, лишенное веры и всякого блага. Это темное сердце, и шайтан отдыхает – ему не приходится наущать это сердце, потому что он избрал его своей обителью и жилищем и распоряжается им по своему усмотрению, очень прочно обосновавшись в нем.
Второй вид: сердце, которое озарено светом веры и в нем горит светоч, однако его затемняют страсти и бури влечений. Шайтан приближается к нему и отдаляется, он атакует его и надеется завладеть им, и война эта ведется с переменным успехом. Положение этой категории сердец отличается: некоторые из них большую часть времени одолевает враг, некоторые большую часть времени сами одолевают врага, а у некоторых побед и поражений примерно поровну.
Третий вид сердец: сердце, начиненное верой, озаренное светом ее, избавленное от завесы страстей и тьмы. Свет веры озаряет грудь обладателя такого сердца, и это сияние обжигает: стоит наущению приблизиться к нему, как оно сгорает. Оно подобно небу, которое защищено звездами так, что, когда шайтан приближается (туда, где ему не следует быть), она попадает в него и сжигает его. А небо не более неприкосновенно, чем верующий, и Аллах оберегает его больше, чем небеса. Небеса – место поклонения ангелов, обитель откровения, и в них – свет покорности. А сердце верующего – обитель единобожия, любви, познания и веры, и в нем – их свет, и оно заслуживает оберегания и защиты от козней врага таким образом, чтобы он не мог завладеть ничем из него, иначе как украдкой.
Приведем хороший пример. Есть три дома: дом царя, в котором его сокровища, богатства и драгоценности; дом раба, в котором его имущество и припасы, а не царские сокровища и драгоценности; и пустой дом, в котором совсем ничего нет. И вот появляется вор. Из какого дома он будет красть? Если предположить, что из пустого дома, то это невозможно, потому что в пустом доме нечего красть.
Поэтому, когда однажды Ибн Аббасу сказали: «Поистине, иудеи утверждают, что, когда они молятся, к ним не приходят наущения», он ответил: «А что шайтан будет делать с разрушенным сердцем?»
Если же предположить, что вор украдет из царского дома, то это также можно считать невозможным, потому что его охраняют столько стражников и привратников, что вор просто не сможет приблизиться к нему. Да и как же иначе, ведь сам царь стережет этот дом? Как сможет вор приблизиться к нему, когда его окружают стражники и воины? Вору остается только третий дом, и именно на него он и совершает набеги.
Пусть же разумный человек размышляет над этим примером и примеряет его на сердца, ибо к ним это тоже относится.
См. «Вабиль ас-саййиб»

11 страница18 июня 2020, 02:15