Часть 20. Запретное древо. Реальность барзаха. Творение в шесть дней
Продолжаем разбирать историю Адама. После того как Всевышний обучил его всем именам и велел ангелам поклониться ему, Он сказал: «О Адам, поселись ты и твоя жена в раю и вкушайте там на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а иначе вы окажетесь угнетателями» (2: 35).
Где всё это происходило? В барзахе. Или, говоря по-другому, в мире мисаля, мире «образов». Рай Адама был в барзахе, это не был рай будущего мира, потому что тот, кто вступит в рай будущего мира (ахирата), никогда не выйдет из него. То есть сначала Адам был в мире зарр, потом он спускается в барзах, а затем на нашу землю, в этот ближний мир. Мы двигались по дуге нисхождения, а после земного мира начнём двигаться по дуге восхождения и возвращаться назад: «Каким было ваше начало — так вы и вернетесь» (7: 29).
И мы уже приводили хадис от одиннадцатого Имама Аскари (А) о том, что это было за дерево. Это «древо знания, древо Мухаммада и рода Мухаммада, мир им, через которое выделил их Аллах из всех творений, и дерево это — только для Мухаммада и рода Мухаммада, и не вкушает с него по повелению Аллаха никто, кроме них. И сказал Аллах, велик Он и свят: „не приближайтесь к этому дереву“, пытаясь достигнуть степени Мухаммада и рода Мухаммада (С) и их величия, ибо Аллах отметил только их этим древом, и это дерево таково, что тот, кто отведал от него с дозволения Аллаха, — тому внушается знание первых и последних безо всякого обучения».
То есть вот эта история с деревом — это подобно тому, как человеку в доме говорят: «Ходи где хочешь и бери что хочешь, но не прикасайся к этому оголенному проводу с электрическим током». Почему? Потому что там заключена такая сила, которую ты не сможешь выдержать. Эта сила не для тебя. Если ты прикоснешься к ней, она воздействует на тебя и изменит тебя, что будет означать твою смерть и переход в другой мир.
Адам приблизился или прикоснулся к древу знания всех вещей, и сила этого древа, можно сказать, «обожгла» его так, что он оказался в этом мире, ниже того мира, где был. Потому что он не мог выдержать соприкосновения с этой силой. И мы сказали, что «дерево» — это только символ, это не было дерево в буквальном смысле, подобно привычным нам деревьям, на которых растут какие-то фрукты. В том мире вообще всё иначе, реалии того мира не могут быть описаны нашим языком. К ним приложим только язык символов. Дерево — это символ для разветвленной структуры, потому что его знание приложимо ко всем вещам. Знание обо всем. Плоды этого дерева — реальность всех вещей. А потому приближение к нему означало получение доступа к началу и концу всего, а вкушение плодов с него — желание получить положение Вали мироздания. Условно говоря, «взбирание» вверх по лестнице творения, по мировому древу, листвой для которой являются бесчисленные миры.
Тут можно спросить: «А разве человек не должен стремиться к знаниям? И разве Адаму не было дано исключительное знание об именах, которого не было у ангелов?» Да, это так, но всё это он получает только через посредство истинного Вали мироздания, Ахль уль-Бейт. Если же он стремится к этому древу сам по себе и хочет достигнуть его сам по себе, без этого посредства, то получает противоположный результат. Адам не мог извлечь пользу из этого древа знания, потому что оно находилось выше его положения, выше его способностей. Это подобно тому как для того, чтобы получить пользу от электрического тока, человеку нужен «посредник», то есть, скажем, прибор, который преобразует этот ток в свет лампы. Но если он сам подойдет и схватится руками за оголенный электрический провод, то получит не пользу, а вред.
И тут разгадка того, что мы видим во всех магических цивилизациях человечества. Конечной целью всех созерцательных языческих практик было это — овладение древом знания всех вещей и положением Вали, обладателя древа. Но все они вместо достижения этой цели получали обратное — падали во мрак безумия, галлюцинаций и шизофренического бреда. Потому что если человек протягивает руки к этому знанию и стремится получить его без посредства его истинных обладателей, то получает вместо знания — безумие, вместо разума — глупость, вместо возвышения — падение.
Рай Адама был ближе к мабда, к истоку (а исток всякой вещи, как мы сказали — это машийя Творца и единый с ней мухаммадов свет), а потому там было больше движения, жизни, знания, красоты и блага. Мы все сейчас живем в режиме земли, над нами довлеет самый грубый и косный элемент. Этот режим близок к смерти, потому что следы космической активности в этой стихии слабы и замирают. А потому в нашем мире оказывается возможно отрицать Господа, возможна такая вещь, как атеизм. Обитатели миров выше нашего мира видят великолепие того, что создал Аллах, и отражение Его сотворенных сифатов в этом создании, и они не в силах отрицать Его, потому что такое отрицание будет абсурдно. Это подобно тому, как если кто-тонаходится вблизи огня и видит его действия — жар, тепло, сияние, — то он не может отрицать, что огонь существует. Но если он стоит где-товдалеке, куда эти жар и сияние еле-еле доходят, то он может отрицать их источник, то есть сам огонь. Он может сказать, что никакого огня вообще-то и нет, и всё это выдумки и сказки. Но когда он подойдёт поближе, то скажет, что да, огонь-тоесть на самом деле...
Итак, тот мир барзаха, где находился Адам, стоял ближе к истоку, и там были другие небеса и земля. Но не надо представлять себе это так, что они находились где-то по ту сторону нашего мира, где-то там сверху. Это — те же самые небеса и земля, что и наши, только очищенные от посторонних грубых субстанций, то есть от физической материи. Устроенные совершенно иначе, с другой географией и законами. Отчасти мы можем представить это себе по тому, что видим во сне, потому что во сне мы путешествуем по тем мирам. Представьте себе, что земля и небо не отделены друг от друга, что они что-то единое... И джинны тоже жили там, и когда хадисы говорят, что прежде Адама на земле обитали джинны и наснас, то имеется в виду земля барзаха, а не эта наша материальная земля. И там Иблис был царем земли.
Приход Адама в этот мир был не каким-то спуском сверху вниз, как думают невежды, а облечением его в этот костюм грубого физического тела, через очки которого он видит всю реальность, которая его теперь окружает. Мы подробно говорили об этом в первых частях данного цикла... Представь себе, что ты вдруг оказываешься закован в некий водолазный костюм, который становится частью тебя самого, так что ты не можешь его просто так скинуть. И теперь ты видишь все вещи не своими реальными глазами, а через очки этого костюма, ты трогаешь их не своими реальными руками, а резиновыми заменителями рук... Ты сам по себе никуда не перешёл, ты не спустился куда-тосверху вниз, просто твоя реальность изменилась. И так было с Адамом. А потому он сказал в стихах, как передано в хадисе от Имама Али (А):
Тагайарати биляд ва ман алейха
ва ваджху ль-арди мугаббарун кабих.
«Изменилась земля и кто есть на ней,
и лицо земли стало пыльным и мерзким».
И, как мы уже говорили, смерть означает сбрасывание этого «костюма» и соприкосновение с реальностью вещей на уровне барзаха. Когда человек умирает, он никуда не уходит, никуда не исчезает. Он не переходит в какой-то «другой мир», как это обычно воображают себе. Он остается в том же самом мире, но реальном, с другими законами. Смерть — это на самом деле рождение в другую жизнь, только более широкую. «Ты не увидишь в творении Милостивого никакого разделения».
А потому этот физический мир не существовал никакие миллионы или миллиарды лет, как воображает себе так называемая «современная наука». Он начался в тот же самый момент, как Адам облекся в костюм своего физического тела и стал смотреть на реальность сквозь его очки. Физический мир — это мы сами, это человек, и ничего больше. Если не будет ни одного человека, то не будет и этого мира, потому что не будет никого, кто воспринимал бы его. Если мы все в один момент умрём, то тем самым мы начнем видеть вещи этого мира в их реальном аспекте, и никакого физического мира больше не будет. Потому что физический мир — это всего лишь то, как мы воспринимаем реальность через фильтр своего физического тела. А потому хадис говорит, что тот, кто умер — свернулись его небеса, его земля заменилась другой землёй, и наступил его Судный День.
И когда Аллах говорит, что создал небеса и землю за шесть дней, имеются в виду дни по времени барзаха, образованные вращением его свода (а там есть свой небесный свод и свои небесные светила). То есть имеются в виду не эти физические небо и земля, которые мы тут видим, а их реальность, то есть небеса и земля барзаха. Как мы уже сказали: наши небеса и земля — это те же самые небеса и земля барзаха, но там они предстают в своей реальности, а тут — в проекции на грубое земное тело.
И когда в хадисах говорится, например, что при сотворении Адама Аллах отправил Джабраила за водой Фурата, то надо иметь в виду, что это — не наш Фурат, что в том мире есть свой Фурат, так же как есть своя Кербела, Мекка и так далее... И когда Аллах говорит, что Зуль-Карнейн отправился куда-то, где Солнце садилось в раскаленный источник, и там жили некие существа, и что он возвел там стену, то надо понимать, что это были события, происходившие на том уровне, в режиме расширенной земли, а не узкой физической, известной нам сейчас.
Этот наш мир по отношению к барзаху подобен пене на поверхности стакана. Вот ты взял стакан и начал трясти его, так что на поверхности воды образовалась пена, из-за которой не видно саму воду. Теперь, если вода устоится, то пена исчезнет, и ты увидишь только чистую воду. Так же и наш мир исчезнет в барзахе, а барзах исчезнет в ахирате. «В тот день земля будет заменена другой землей, и — небеса» (14: 48); «В тот день Мы свернем небо, как писец сворачивает свитки. Как Мы создали первое творение, так Мы его и повторим, по обещанию от Нас. Поистине, Мы действуем!» (21: 104).
Теперь вы понимаете, что это за «сворачивание». Как пена свернулась на воде и её больше нет, и проступило то, что являлось её основой, её реальностью — таким будет и то сворачивание. И эта земля, которая будет заменена другой землей, и небеса, которые будут свернуты, — это и есть не что иное, как Ад и Рай в их реальности. И верующий и неверующий тогда устремятся к своей основе, то есть к Раю или Аду. «Как Мы создали первое творение, так Мы его и повторим».
А потому Рай и Ад — это не нечто «там», это те же самые наслаждения и страдания, что есть тут, на земле, только несравненно более усиленные. Рай последней жизни соотносится с раем барзаха как оригинал – с тенью, и в таком же отношении находится рай барзаха к удовольствиям ближней жизни. А это означает, что реальность Рая – это те же самые удовольствия ближней жизни, такие как яства, питьё, брачные отношения и так далее – после их усиления и очищения, и человек присутствует в Раю в телесной форме – только не в грубо-материальной, а в форме тонкого тела, уровень чувствительности и восприимчивости у которого гораздо выше, нежели у тела земного.
Для понимания этого можно привести такой пример. Как известно, стекло добывают из кварцевого песка посредством накаливания. Из грубого материала песка рождается прозрачная субстанция стекла: это пример того, как тело барзаха отделяется от физического тела ближнего мира (и это мы называем «смертью»). Затем, под влиянием определённых химических процессов, из стекла может родиться еще более прозрачный и чистый хрусталь — это пример для тела будущего мира (ахирата). Таким образом, чистый хрусталь был изначально скрыт в грубой реальности песка, и мог быть извлечён из него. И как хрусталь и стекло – это одновременно и тот же самый песок, из которого они произведены, и что-то другое, — точно так же и тело Рая: это одновременно и то же самое земное тело, и нечто совсем иное.
Имам Бакир говорит (приведено в «Кафи»): «Он сотворил такую вещь, в которой собраны все другие вещи, и это вода. И Он сотворил другие вещи из неё и поставил их в отношение с водой и не придал воде какого-либо отношения, с которым она была бы связана».
Трон машийи Аллаха был на воде, то есть свете или материи всех миров, а потом из неё была сотворена тонкая вода. И от Имама Бакира (А) также передано: «Всё было водой, и Его Трон был на воде. И Аллах повелел воде, и она загорелась огнём. А потом он повелел огню, и он погас. Из его потухания поднялся дым, и Аллах сотворил небеса из этого дыма. А землю Он создал из пепла».
И надо понимать, что речь тут идет о сотворении небес и земли барзаха. Та вода, о которой говорит Имам – это космогоническая вода, грубой проекцией которой является наша вода. Так же как наши небеса и земля являются грубой проекцией тех небес и земли.
Это первоэлементы мироздания — огонь, воздух, вода и земля, о них говорится в этих хадисах, и степень грубости этих элементов увеличивается в том порядке, в котором я сказал — сначала огонь, потом воздух, затем вода и последнее — земля. В нашем мире, в котором мы сейчас живем, во всех вещах преобладает элемент земли, у нас нет непосредственного доступа к воде, к настоящей воде, не говоря о более высоких элементах.
Но если подняться немного выше по онтологической оси, то мы попадем в другой режим, где земля будет отходить на второй план и станет преобладать вода. Не та вода, из которой Аллах «сотворил всякую вещь живую» и которая есть первый свет — потому что есть много уровней воды, например, вода как первый свет или первое бытие, выливающаяся из облаков машийи Аллаха на «безводную землю» возможности; космогоническая вода как один из элементов; вода в нашем мире; черная вода, из которой создан Сиджжин... Так же как есть много уровней огня. Есть огонь машийи Творца, о котором сказано в суре «Свет», есть огонь как элемент, есть огонь Геенны — это совершенно разные вещи...
Так вот, мы говорим тут о воде как одном из четырех первоэлементов. Если вы почитаете алхимические трактаты, которые работают с реальностью барзаха, то увидите, что там всё переходит во всё. Нет никаких устойчивых определений, там очень флюидная реальность, цепь бесконечных метаморфоз, некая игра переливающихся символов (отсюда и средневековое название алхимии — «веселая наука»)... Это связано с тем, что материя того мира подобна воде. А потому формы вещей там легко меняются. В отличие от нашего мира, который подобен льду. Если вы нарисуете на воде какие-тофигуры, они сразу же перетекут во что-то другое или друг в друга. Тогда как структура льда жесткая... Если вы отломаете кусок льда, он останется таким же, каким вы его сломали. Материя нашего земного мира — это застывший, ставший льдом свет, а материя барзаха — это свет, ставший водой. А потому Имам Али (А) говорит, что алхимия — это «застывшая вода и текущая земля».
Вы можете понять это по снам. Вы видите, как во сне все образы размываются, там всякая вещь легко принимает другую форму. Потому что сон протекает в мире барзаха, это странствие души по тому миру. Всякий из нас хорошо представляет себе, что такое сон... Во сне вы никуда не уходите из этого мира. Во сне мы видим те же самые предметы нашего мира, тех же самых знакомых нам людей, те же самые улицы, дома, страны и предметы, но в некой другой, странной конфигурации. Потому что это другой режим существования тех же самых объектов — режим воды, как мы сказали. Вы можете увидеть давно знакомого вам человека, у которого вдруг отрастут крылья, и он куда-тополетит. Понятно, что в земном режиме у этого человека ничего отрасти не может и никуда полететь он не в состоянии. Вы также можете видеть, как там моментально меняется место действия, то есть вы способны мгновенно перескочить куда-то на другой край земли. Это всё специфические законы того мира, они для нас непонятны и необычны, а потому, когда мы просыпаемся, нам кажется, что мы видели какой-тофантастический бред.
Коран говорит: ва ля ратбин ва ля йабисин илля фи китабин мубин — «Нет такого влажного и сухого, чего бы не было в ясном писании» (6: 59). Что значит тут «влажное» и «сухое»? Это те самые реалии, о которых мы говорим. Внутренняя часть всякой вещи — это то, что символизируется «влажным», «мокрым», «текущим», то есть водой, а внешняя часть — «сухим», «плотным» и «жестким». А потому материя всякой вещи — влажное, а её форма — сухое. Невидимый мир — влажное, а видимый мир — сухое. Мир души — влажное, а мир тела — сухое. И так далее.
Мы уже говорили, что всякая сотворенная вещь состоит из материи и формы. Материя — это бытие разной степени тонкости и сияния. А формы — это сами вещи: дверь, кровать, часы, небо, дерево... Так вот, форма — это границы, в которые закована материя света. Это бесчисленное множество покровов, скрывающих свет чистого бытия, через который они и существуют, потому что если бы не этот приказ «будь!» — то все эти формы свернулись бы и стали ничем.
Материя и форма всегда идут рядом друг с другом, они неотделимы, потому что форма не может существовать без материи, а материя не может быть проявлена, кроме как через форму. И вот, от высшей машийи и мухаммадова света до Сиджжина — все тварные миры состоят из материи, облеченной в бесчисленное множество форм.
Но чем выше уровень бытия, тем сильнее действие материи и слабее действие формы. В мирах разума и мировой души форма тонка и слаба. В нашем же мире форма сильна, она заковывает материю в свои кольца, которые изменяются с большим трудом. Если дерево стало дверью, приняло форму двери, то его уже невозможно превратить в кровать.
А в мире барзаха, который является пограничным между нашими миром и миром души, формы более размыты, они легко перетекают друг в друга, потому что материя там более тонкая. Отсюда гораздо большее число возможностей в том мире. Там больше свободы. В этом мире мы заперты, как в клетку, в жестко фиксированные формы. У человека не могут отрасти крылья, грубо говоря. Он жестко задан от начала и до конца — как и все окружающие его предметы. Отношение материи мира души к материи нашего мира — как отношение воды ко льду. Лёд застыл, он принял определенные формы, который не могут меняться. Поэтому наша земная жизнь такая ограниченная, некомфортная и в общем-то скучная... В том, что последует за смертью, всё гораздо интереснее — хотя это зависит от того, куда человек попадёт...
Итак, творение в шесть дней, о котором говорит Коран, не имеет отношения к той наукообразной чуши, что якобы первый день — это период, когда мир находился в состоянии газообразного скопления, второй день — период, когда от него отделились скопления газа, третий — появление звезд... Как это пытаются подогнать под данные современного естествознания... И понятно, что сами эти современные гипотезы о каких-то миллиардах лет и всяких черных дырах, больших взрывах — это тоже полный бред и не имеет никакого отношения к реальности. Потому что все эти гипотезы построены на наивном переносе тех законов, которые открыла (или думает, что открыла) современная физика тут, на Земле — в далекие пространства и эпохи. Тогда как абсолютно не доказано, что в те гипотетические эпохи и в тех гипотетических пространствах эти законы те же самые.
Я хочу сказать, что все выводы современной науки основываются на той недоказуемой наивной гипотезе, что во всей вселенной действуют одни и те же законы, и что эти законы также не меняются со временем. То есть вот эти частицы, атомы, лучи, которые они наблюдают здесь, на Земле, будут точно такими же и будут подчиняться тем же самым законам где-то очень далеко от Земли, или когда-то очень далеко по времени, например, несколько тысяч или даже миллионов лет тому назад. Совершенно непонятно, откуда взялось такое недоказуемое утверждение. Ясно, что никакими данными опыта это невозможно подтвердить, потому что у нас нет доступа назад во время и нет доступа ни к чему дальше Земли. Все эксперименты и наблюдения имеют дело исключительно с нашей Землей и её условиями. Откуда же взялось утверждение, что вне Земли эти законы будут теми же самыми?
Это просто предполагается как гипотеза, совершенно ничем не обоснованная. И самое смешное состоит в том, что, не доказав эту гипотезу, они начинают наивно экстраполировать эти законы на много тысяч или даже миллионов лет назад. Но кто сказал, что эти законы вечны? Почему бы не предположить, что в нашей вселенной еще тысячу лет тому назад действовали другие законы?
На самом деле в основе этого совершенно «ненаучного» предположения лежат не какие-тонаблюдения, а определенная метафизика, то есть представление об абсолютно однородном пространстве и времени. Сама эта метафизика в Западной Европе выросла из черного мифа, о котором мы будем говорить потом в данном цикле. И главное в том, что эта метафизика сама по себе является совершенно «ненаучной», ничем и никак не доказанной. По сути, она не отличается от предположений о том, что Земля покоится на черепахе.
На самом деле есть такой интересный факт, что американцы в свое время, еще в 90-х годах запустили масштабную программу «звездных войн», когда разные бомбы или самолеты должны были уничтожаться лазером из космоса. И вот, оказалось, что в космическом пространстве, то есть уже совсем недалеко от земли, эти лазеры, вопреки всем известным законам физики, просто отказывались работать. На земле они функционировали нормально, но стоило перенести их чуть повыше — и они уже не действовали.
Так же как зонды, отправленные на астероиды, вроде Весты, отказываются притягиваться к ним, вопреки всем законам тяготения, открытым тут, на Земле. То есть, согласно известному нам тут закону тяготения, зонд должен притягиваться массивным астероидом, но этого на самом деле не происходит. Подобные факты не особенно афишируются современной наукой, но понятно, что космос — это совсем не то, что мы себе представляем.
Посмотрите на фотографии с космических станций — там просто черное небо без звезд... Если не был применен фотошоп, конечно: вообще большинство космических изображений, которые нам показывают, — это фотошоп или компьютерная графика. Космонавты говорят в своих воспоминаниях, что там просто страшная бескрайняя чернота, и всё. Официальные объяснения данного эффекта — засветка звезд солнцем, особенности оптики фотокамер и т.д. Но дело совсем в другом. Никто не мешает сфокусировать эти фотокамеры так, чтобы были видны звезды, но почему-то это не делается. А там, где есть фото со звездами — это просто доказанный фотошоп, в интернете много материалов, где всё это хорошо и обоснованно разоблачается, можете сами найти и посмотреть, не будем останавливаться на этом...
Отсюда понятно, что реальность космоса — это совершенно не то, что мы себе представляем отсюда, с Земли. Мы просто перенесли те вещи, которые открыли здесь, на другие пространства, тогда как там ничего этого просто нет. На самом деле мы ничего не знаем о космосе, обо всех этих вещах. Там есть какие-то другие законы, не те, которые действуют тут.
Ничто не мешает предположить, что в том пространственно-временном локусе, где находится наша сегодняшняя Земля, действуют одни физические законы, а, скажем, в том, где располагается Солнце — совсем другие. И это объясняет все эти феномены, которые мы упомянули выше. Тогда нам становится понятно, почему на Земле действует закон притяжения, а в пространстве, где летит комета, он не действует. Почему свет распространяется на Земле одним образом, а над Землей — другим. Почему с Земли видны звезды, а в космосе они не видны. Потому что там просто нет таких законов, которые действуют тут.
Итак, мы поняли, что значит творение в шесть дней. И отсюда же нам станет ясен смысл хадиса, который говорит, что Адам был сотворен в пятницу, после полудня, и он не пробыл в раю ни одной ночи. Тут имеется в виду время барзаха — дни того мира, а не нашего. И мы сказали, что там тоже есть свои дни, и есть свои планеты и солнце, которое восходит и заходит. «День у Аллаха равен тысяче лет по тому, как вы считаете» (22: 47). Адам был сотворен последним, после шести дней творения по времени барзаха, накануне ночи, и ночь означает тут спуск в этот земной мир. И он был сотворен как совершенство этого мира и завершение небес и земли. Совершенное дитя и квинтэссенция мира.
Теперь, приход Имам времени будет означать возвратное движение этого мира и его возвращение в барзах по дуге восхождения. Он ждет нас у этого предела, и когда наш мир дойдет до него, Имам будет проявлен. Тогда лицо земли начнет постепенно меняться, приобретая снова прозрачность и чистоту, и время изменит свои законы. И в этом значение хадиса, что с его приходом дни и ночи станут долгими и «земля выведет свою благодать» — то есть своё скрытое измерение.
И когда хадис говорит, что для него будут выведены кунузу ль-ард, «сокровища земли», то это не какие-то вещи вроде золота и серебра, как думают. «Сокровища» тут — это внутреннее измерение земли. Как говорит Имам Бакир (А): таТва лаху ль-арду ва тазхару лаху ль-кунуз — «земля будет простерта для него и будут выведены для него её сокровища». «Простерта» значит «развернута». То есть вот это скрытое измерение будет развернуто.
И тут нам также становится понятно, что имеется в виду в другом известном хадисе: перед его выходом из сокрытия солнце взойдет с Запада. То есть солнце сокрытого Имама взойдет там, где закатится этот мир. Запад — это точка заката. Там, где этот мир подойдет к закату и из-за него станет проявляться реальность барзаха — там взойдет солнце Имама. Солнце, восходящее на Западе, — это уход пены этого мира, его исчезновение, подобно тому как пена в стакане воды уходит, и под ней проявляется её реальность — чистая вода.
Когда наступило время сокрытия, Имам по повелению Всевышнего скрыл свое земное тело, так что оно стало невидимым для наших глаз. Он присутствует среди нас, посещает наши собрания, совершает хадж и зиярат Хусейна (А), ходит по рынкам, но мы не видим его.
Но когда глаза людей открываются на тот мир, они видят там Имама, стоящего в ослепительном сиянии своей красоты и величия. Подобно солнцу, озаряющему все атомы мироздания. Но в этом мире мы не видим его, потому что наши физические глаза не способны к этому. И в этом и есть смысл сокрытия. Имам присутствует в нашем мире, он есть тут и сейчас, но мы не видим его, потому что наши глаза закрыты. Хадисы говорят, что он подобен Йусуфу: братья видели его, но не узнавали.
Теперь, наши глаза постепенно открываются на тот мир. Наша реальность подходит к точке перехода. Оставаясь в этом мире, мы открыты для другого — либо как для постоянного опыта, либо как для вспышек неких состояний сверхсознания. Это не то, чего стремятся добиться созерцатели. Да, они также пытаются перейти эту границу, они делают всё то же самое. Но к Имаму Садыку (А) однажды пришел человек и спросил: «Разве суфизм не является ложью?» Он сказал: «Да». Тогда тот спросил: «Мы посещаем одного суфийского шейха и видим, как он совершает чудеса: исцеляет, предсказывает будущее...» Имам (А) сказал: «Где ты видишь своё отражение — в сосуде с водой или в сосуде с мочой?» Человек сказал: «В обоих». Имам (А) сказал: «Это ответ на твой вопрос».
То есть, демонстрация всех этих вещей никак не свидетельствует о том, что человек стоит на истине — подобно тому как отражение никак не свидетельствует о том, вода ли находится в сосуде или моча. Отражение ты видишь в обоих, внешне нет разницы. Но на самом деле разница есть, и она является абсолютной. Без посредства вилаята тот же самый опыт становится отражением в моче, и реалии миров выше нашего мира принимают для созерцателя образ безумия и мрака. Это подобно черному зеркалу: что бы ни попало в это зеркало, тоже становится в нем черным, хотя это те же самые предметы, которые отражаются в белом прозрачном зеркале.