5 страница20 декабря 2019, 18:26

Памятка №1.


 "Что за памятка?" - спросите вы. А я отвечу.

 Как-то я подумала, почему критик только дает отзыв, указывает на ошибки и советует повторить правила, а сам толком ничего не говорит и не объясняет. Так сделаем исключение? Эти главы будут посвящены ошибкам, которые совершал (или, может, совершает) писатель и про которых мне хотелось бы вам рассказать. В памятках  я буду собирать правила и примеры из разных источников (и из своей головы, разумеется). Поэтому прошу отнестись с уважением. Все-таки для вас стараюсь.



 Перейдем к первой памятке, которую я решила посвятить передачи чужой речи. Да! Именно ей. Я часто встречаю ошибки в пунктуации или даже просто неправильное построение чужой речи. А сейчас я хочу вам рассказать про все правила чужой речи, которые вы, возможно, позабыли. Если нет, то повторите, тоже полезно.

 Что такое "прямая речь?"

 Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.


 Для начала отметим, что есть несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

 Давайте рассмотрим все по порядку.

 Условные обозначения:

Ппрямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
ппрямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
Аслова автора, начинающиеся с прописной буквы;
аслова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Прямая речь.

  Отметим, что именно такой способ прямой речи используются чаще для передачи не сказанного вслух, а внутреннего монолога или цитаты.

 Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1.

"П", – а.

"П!" – а.

"П?" – а.

 Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

"Я говорил, что этот дом снесут", - сказал я.

 "Убирайся, грязный вор!" - закричала девушка с метлой в руках.

 "А ты знал, что у Лены сегодня День рождения?" - спросил я у своего друга.

 (Примеры являются фантазией автора).


 Схема 2.

А: "П".

А: "П!"

А: "П?"

 Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

 Он сказал: "Мы сегодня не пойдем гулять".

 Она закричала: "Горе нам, братья!"

 Продавец спросил: "А сколько стоит упаковка сливочного масла?"

 (Примеры являются фантазией автора).

 Схема 3.

 "П, – а, – п".

"П, – а. – П".

 Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

 «Тише, говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

 "Я не знала, что так будет, - прошептала она. - Прости меня".


 Схема 4. (редкий случай)

А: "П" – а.

А: "П!" – а.

А: "П?" – а.

 Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

 Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

 Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

 «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

 Схема предложения

"П, – а, – п. П".

 В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

 "П, – а. – П".

2. Косвенная речь.

 [] - главная часть сложноподчиненного предложения.

() - придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения (ну, я надеюсь). От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: [Батюшка не хотел верить],( что я мог быть замешан в гнусном бунте). В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

 Слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой.

 Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Например:

Я спросил, когда мы поедем в город.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

 Мама сказала мне, чтобы я убрался в комнате.

 В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

 Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.


3. Несобственно-прямая речь.

 Если честно, не считаю нужной раскрывать эту тему, т.к. она включает в себя те правила, о которых вы прочитали. Но не буду проходит мимо, на всякий случай.

 Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)


 4. Диалог.

  О, да! Моя любимая часть. Именно диалоги чаще всего используют писатели, в которых, увы, многие делают ошибки. Поэтому, пожалуйста, внимательно прочитайте текст и запомните же наконец!

 Диалог - это чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание.

 И, пожалуй, именно этому я уделю ОЧЕНЬ МНОГО внимания, чтобы впредь не было подобных ошибок. Вам всего-то нужно запомнить правила и попрактиковаться. Имейте ввиду, что правила одни! их нельзя менять. 

  Примеры:

 Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

- А твоя девушка, что на это ответила? – спрашиваю я, гадая, что же сказала его возлюбленная, узнав, что ее половинка шлепнул по заднице другую женщину.

- Честно? – Я намеренно кивнула. – Сначала она ревновала, но когда поняла, что это бред, только посмеялась.

- Ревнивая? 

                                                                                                                                                  (Человек моей души)

 Именно так выглядят диалоги, думаю, они вам очень знакомы. Так на какие ошибки я хочу обратить внимание? Давайте по порядку.


 Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Схема 1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

А:
– Р.

А:
Р!

А:
– Р?

  Чичиков обратился к нему с такими словами:

– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

 Тут, я думаю, все понятно и очень просто. Сначала повествование автора, а потом сама реплика. Оформляется именно так (как указано выше).


 Схема 2. Прямая речь или реплика разрываются словами автора.

 – Р, – а, – р.

 – Р, – а. – Р.

 – Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

 Вот, именно с этого начинаются проблемы и ошибки. В этом случае оформляется именно так (указано выше).

 Не так:

 - Да. - Отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.

 Не так:

- Да, - Отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.

 И даже не так:

- Да. - отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.

 ЗАПОМНИТЕ!!!


3. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора.

 – Р, – а.

 Например: 

- Нет. Я до сих пор работаю в ветеринарной клинике «Вет-глобал» на Туристской, - говорит Дмитрий, допивая третий по счету коктейль.

                                                                                                                                            (Человек моей души)

 То же самое. Если сначала идет реплика, а потом слова автора, которые как бы объясняют действие героя (надеюсь, понятно, потому что не знаю как еще объяснить), то оформляем, как указано выше. Именно запятая, а потом с маленькой (прописной) буквы.

 - А как зовут твою девушку? – неожиданно спрашиваю я.

                                                                                                                                                   (Человек моей души)

 - Да ты парень года, - засмеялась я.

                                                                                                                                                      (Человек моей души)

 Также могут быть вопросительные и восклицательные предложения.

 - А твоя девушка, что на это ответила? – спрашиваю я, гадая, что же сказала его возлюбленная, узнав, что ее половинка шлепнул по заднице другую женщину.

                                                                                                                                                (Человек моей души)

 - Анна! Прости, я не знал! – врывается Дмитрий в сопровождении резкого звука скрипящей двери, от которого у меня екает сердце от испуга.

                                                                                                                                               (Человек моей души)

 И в таких случаях мы также пишем с прописной.

 Если вы не можете понять, где нужна запятая, а где точка, то вот совет: предложения можно (или нельзя) разделить на две части, то есть:

 - Говоришь, как моя подруга, - усмехнулась я, вспомнив Лизу. 

                                                                                                                                   (Человек моей души)

 "Усмехнулась я, вспомнив Лизу" нельзя никуда перенести, потому что смысл теряется и просто уже нечитабельно.

 - Угадал, Холмс! – Я закатываю глаза.

                                                                                                                                                      (Человек моей души) 

 А вот здесь перенести "Я закатываю глаза" на другую строку можно. Ведь, по сути, ничего не меняется. И заметьте, что "Я закатываю глаза" с большой буквы, потому что это уже не относится к реплике.

 С большой буквы мы пишет тогда, когда действие уже происходит после реплики, а не во время. 

 Например:

- Я знаю, - сухо сказала девушка.

- Я знаю. - Девушка сказала это очень сухо.

 Видите разницу? Надеюсь, что да, ведь я уже вам все объяснила.

 Как видите, в первом примере как бы объясняется действие девушки словами автора. А уже во втором примере поясняется, то есть  "Девушка сказала это очень сухо" это как бы пояснение (или добавление) и пишется с большой и стоит точка.

 Фух, это было долго, муторно, много сил ушло и седьмой пот уже снят моими мозолистыми пальцами. Я надеюсь, что помогла вам, потому что реально старалась объяснить и собрать самые понятные источники.

 Отпишитесь, пожалуйста, понравилась и понятнf ли вам памятка? Делать такое еще?

 С любовью, Sofya_Romano



 

5 страница20 декабря 2019, 18:26