4 страница23 августа 2021, 07:58

Духовная жизнь

1) В Российской империи до 1917 г.
- Для бедных:
Первую попытку сделать легкодоступным для всех начальное образование предпринял Петр I. По его приказу в уездных городах, где уже были духовные учебные заведения при монастырях, должны открыть начальные училища для ребят 10-15 лет всех сословий или по-другому их называли цифирные школы, в них учили основам арифметики.
Общество России начала XVIII века приняло данную идею в штыки. Духовные школы не желали лишаться учащихся из-за каких-либо новых наук, а сами учителя в вопросах воспитания были людьми простыми, выходцами из низов, и держались традиционалистских взглядов. Например, они считали более действенными способами битьё батогами, сажание на цепь и патрулирование классов с хлыстом для унятия крика и бесчинства юношей.
Более того, ремесленники и купцы (то есть подавляющее количество городского населения) были против школьного обучения. Все профессиональные способности передавались непосредственно от отца к сыну, а школы отрывали ребёнка от производства и прерывали данную традицию. В итоге цифирные школы быстро потеряли свою известность и в скором времени закрылись. А светские науки вроде математики и геометрии сохранились лишь только в гарнизонных школах, где обучались дети военных офицеров.

В середине XIX века возможностей стало больше чем раньше. Появлялись одноклассные земские училища, где преподавали основы математики, русский язык и закон Божий для всех детей независимо к какому сословию они принадлежали. В это же время появились классические гимназии и реальные гимназии. Они были платные, но бессословные и дешевыми — от 3 до 10 руб. В первых изучали древние языки, во вторых — естественные науки. Рассмотрение законопроекта о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось некоторое количество раз, и затянулось прямо до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет окончательно отклонил законопроект о всеобщем обучении.

- Для богатых:
Естественно, у детей дворян возможностей было гораздо больше. Первая гимназия, в которой имели возможность обучаться дети из богатых семей, появилась в Санкт-Петербурге в 1726 году. Вторая была открыта в Москве при только что появившемся Московском университете в 1755 году. Тут обучали фехтованием, танцами, грамматикой, латинским языком, географией, арифметикой, даже стихосложением и красноречием.
Одной из этих гимназий был известный Императорский Царскосельский лицей, в котором обучался Александр Пушкин. Он являлся самым привилегированным светским образовательным заведением в Российской империи. Первоначально думалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай (будущий император Николай I) и Михаил. Но к открытию лицея 19 октября 1812 года его программа поменялась и ныне была рассчитана на подготовку чиновников высочайших рангов. Первый набор состоял из мальчишек 10-14 лет. Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и обучались. Несмотря на возвышенный статус учебного заведения, жили учащиеся в строгости: никакой роскоши, из мебели были лишь только железная кровать, комод, письменный столик-конторка, маленькое зеркало, стул и стол для умывания. Сам же поэт именовал комнаты лицеистов «кельями», намекая на аскетичность условий.

Центрами учебных округов стали университеты, в губернских городах появлялись гимназии при университетах. В XIX в. в эти учебные заведения имели возможность поступать только богатые люди высших сословий. Основная масса женщин была лишена способности поступать в университеты. Лишь только в 70-80х г. их допускали как вольнослушальниц. В 1870-х на частные средства организовывались высшие женские курсы по программе университета. K 1916 году в Российской империи было в пределах 140 тыс. школ разных типов, это на 5 тыс. больше чем в Российской Федерации. Таким образом, Российская империя на то время по инфраструктурным характеристикам превосходила большинство государств. В Российских гимназиях обучалось больше девочек, чем мальчиков. В это время как в большинстве Европейских государств женское образование сильно отставало от мужского. Согласно закону 1912 г. оклад учителя в ВУЗах составлял 960 золотых руб. в год. Это около 1 миллиона руб. в пересчете на сегодняшний курс.

Наука
Развитие капитализма в России требовало увеличения числа технических работников, новых открытий. XIX в. — время расцвета естественных и гуманитарных наук. Появилось большое количество великих ученых-естественников: биологов, математиков, физиков, химиков и др.
В 1826 году математик Н.И.Лобачевский внес предложение о новой неевклидовой системе геометрии. Биологи Я.И.Кайданов и П.Ф.Горяинов стояли у истоков исследовании клетки. В 1834 г. Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой.
Также улучшились и медицинские знания. Хирург Н.И.Пирогов в первый раз в России начал применять обезболивающее и в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом.
Огромный вклад в мировую науку сделали русские географы и путешественники. В период 1803-1806 гг. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский осуществили первое в истории России кругосветное путешествие. В ходе экспедиции в 1821 г. русские мореходы М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена открыли Антарктиду.
Большой вклад внесли ученые-гуманитарии. Н.М.Карамзин написал «Историю государства Российского». В ней было тщательно проанализированы летописи, государственные акты, иностранные хроники.
Весомое значение для исторической науки имели созданная С.М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен», «История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н.И. Костомарова, бессчетные работы В.О. Ключевского. Важными были работы русских этнографов — Н. Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского и востоковедов — В.П. Васильева, В.С. Голенищева.

Литература
В Российской литературе сформировалась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Отличительными чертами сего времени стали новый литературный язык и система стихосложения. Основателем нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В.К. Тредиаковский. Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети XVIII века посвящали собственные произведения острым социальным и политическим вопросам. Д. И. Фонвизин (реализм) обличал невежество и самовольство помещиков в комедии «Недоросль». Г. И. Державин в оде «Фелица» пробовал сделать образ «идеального монарха», сопоставляя с которым не выдерживали современные ему правители. А. Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил дилемму надобности ликвидации самодержавия и крепостничества.
К примеру, 6 запрещённых книг дореволюционной России:
1) Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Аввакум Петров был противником церковной реформы, проводимой царем Алексеем и патриархом Никоном в середине XVII века.
2) А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
По ошибке цензора, принявшего роман за путеводитель, «Путешествие из Петербурга в Москву» было опубликовано. Однако впоследствии, когда обнаружилось, что за безобидной формой кроются критические рассуждения автора об устройстве Российской империи, Радищев был приговорен к смертной казни, которую заменили десятилетней ссылкой в Илимский острог. Издание романа было запрещено до 1905 года
3) М.Ю. Лермонтов «Демон»
В поэме показывается влюблённый Демон, который назло стараниям Ангела-хранителя княжны Тамары, добивается девушки, ставшей к тому же монахиней. В 1839 г. поэма была представлена в цензурное ведомство, но к печати ее не разрешили. Полный текст «Демона» был издан в России в 1860 г.
4) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Комедия Грибоедова тоже не сумела пройти цензуру. С большими сокращениями в 1825 г. были напечатаны лишь только части из I и III актов комедии. Полный текст произведения появился в 1862 году.
5) П. Чаадаев «Философические письма»
«Философические письма» содержали критику государственного устройства России и православия. Первое философическое письмо было напечатано в 1836 г. в журнале «Телескоп», после чего журнал перекрыли, а Чаадаев по указу Николая I был оглашен сумасшедшим. Правда, через год его приняли излечившимся с предписанием ничего больше не писать и не издавать.
6) Н.Чернышевский «Что делать?»
Роман был написан Чернышевским в 1863 году, когда он был в камере Петропавловской крепости. Цензура по ошибке пропустила произведение в печать, поскольку увидела в нем лишь только любовную линию, не заметив революционных мыслей. После чего на роман был наложен запрет, который был снят только в 1905 году.

2) После Октябрьской революции 1917 года:
Одним из важных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне октября 1917 г. около ¾ всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. А в особенности большое число неграмотных было в сельской местности и национальных районах. С конца 1918 г. стартовала реорганизация системы народного образования: 1) Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы. 2) На их месте образовывалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней. 3) Плата за обучения отменялась.
В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех людей в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, учиться грамоте на родном или же русском языке. Уклоняющиеся от данной обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В городах и сельской местности устанавливались пункты ЛикБеза - обучение неграмотных чтению и письму. Впрочем данная работа осложнялась недостатком денежных средств и нехваткой педагогических кадров. В этих условиях огромную поддержку в борьбе с неграмотностью оказывали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек группировались в городские шефские организации, призванные помогать деревне в росте культуры. В условиях НЭПа были увеличены ассигнования на становление образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий вступление в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проделанная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения закрепила значительное увеличение количества лиц, умеющих читать и писать. Количество грамотного населения в возрасте старше 9 лет равняется 51,1%. В 1897 г. Она составляла 24%. Сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.
Также преобразования коснулась высшая школа. Были введены новые условия зачисления в ВУЗы: 1) оно велось без экзаменов и без документов о среднем образовании 2) Преимуществами при поступлении в ВУЗы стала молодежь из среды трудящихся и крестьян.
В 1919 г. с целью увеличения общеобразовательной подготовки для поступления в ВУЗы формировались рабочие факультеты (рабфаки).
Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой Рабоче-Крестьянской интеллигенции.
Одной из важных задач области культуры Советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была создана новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Народного комиссариата просвещения (его возглавлял А.В.Луначарский). При местных Советах формировались отделы народного образования. Позже был создан Агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры. С первых дней существования НарКомПроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей.
Представители Российской интеллигенции по-разному восприняли революционные действия 1917 г. Разгон Учредительного собрания оттолкнул от большевиков множество представителей культуры. Не приняли нового режима: писатели - И.А.Бунин, Д.С.Мережковский, авиаконструктор - И.И.Сикорский, оперный певец - Ф.Шаляпин. В то же время доля леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней: естествоиспытатель - К.А.Тимирязев, поэты - В.В.Маяковский, В.Л.Брюсов.
С окончанием Гражданской войны и переходом к НЭПу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы увеличилась активность интеллигенции; велись общественные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России; оживилась деятельность ранее созданных научных обществ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители государства боялись, что воля мнений может привести к расширению деятельности противников Советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов. Был установлен контроль над печатью, работой издательств, репертуаром кино и театров.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциалу государства. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Большую роль в организации новых исследовательских центров сыграли известные ученые: крупный теоретик в области авиации - Н.Е.Жуковский, физик - А.Ф.Иоффе и др.

В начале 1920-х г. появились Российская и Московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Главы обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов - влияние на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата». Схожие процессы протекали в сфере музыкальной жизни - за отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).
С конца 1920-х г. увеличился контроль за культурой со стороны власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Управление отдельными отраслями передавалось спец комитетами (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым НарКомом Просвещения был назначен А.С.Бубнов. Перспективы становления культуры стали определяться Пятилетними народными хозяйственными планами. Рассмотрение вопросов культурного строительства происходило на съездах и пленумах ЦК партии. Большое место занимала работа, нацеленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в создании людей. Ключевая роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отворилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

4 страница23 августа 2021, 07:58